с какими трудностями столкнулся ыбырай алтынсарин в процессе получения образования

Ибрай Алтынсарин – просветитель казахского народа

ccaaf4bfe44175e4709336632d5e9fa7

Идеи просвещения в ΧVΙΙΙ веке были наиболее актуальными в духовной сфере во многих странах мира. Просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Они верили, что существующее социальное неравенство произошло от неразумности, невежества людей. Потому своей главной целью просветители объявили просвещение народа. Ведь они, по их мнению, по неразумности своей принимали существующие порядки.

Благотворное влияние на духовную жизнь казахского народа оказало распространение демократической русской культуры и общественной мысли. Под ее воздействием сложилось мировоззрение выдающихся казахских просветителей Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Вся их деятельность и творчество ярко свидетельствовали о прогрессивном характере присоединения Казахстана к России, о традиционной и неразрывной дружбе казахов и русских, которая развивалась помимо воли царизма.

1291180 html m295493e7(1)Высокая тяга казахского народа к знанию и культуре была отчетливо выражена этими его замечательными представителями. В приобщении казахов к передовой культуре они видели единственно верный выход из средневековой темноты, в котором пребывало общество. Крупный казахский просветитель Ибрай Алтынсарин широко известен в истории общественной мысли, культуры и литературы казахского народа, как выдающийся педагог-новатор и организатор новых школ, этнограф, фольклорист, поэт, прозаик и переводчик произведений русских классиков.

Ибрай Алтынсарин родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда (ныне Алтынсаринский район Костанайской области). Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ибраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества.

В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге — административном центре Тургайской области, открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

В 1860 году областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении, (г. Тургай) в которой он назначался учителем русского языка. Открыть школу в глухом городке было делом нелегким: не было средств, не было поддержки областного правления и местных властей. Однако, трудности не остановили Алтынсарина.

0 4 Zdanie shkoly Altynsarina

Здание школы И. Алтынсарина

8 января 1864 года состоялось торжественное открытие школы. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. Некоторые время он работал в Тургайском уездном управлении в качестве делопроизводителя, исполнял обязанности старшего помощника уездного начальника, временно — уездного судьи.

В 1879 году Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В этой должности проработал до конца своей жизни.

В 1883 году Алтынсарин переехал в Николаевский (Кустанайский) уезд. В родном местечке в Аракарагайской волости, в трех километрах от г. Кустаная, на сгибе реки Тобол, на островке, где имелось небольшое озеро, получившее в последствии название «Инспекторское», он построил дом, где жил и работал до самой смерти.

И. Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года и был похоронен по-казахскому обычаю при огромном стечении народа недалеко от своего дома на берегу Тобола рядом с могилой отца. Перед смертью Алтынсарину было присвоено звание статского советника, что по тем временем соответствовало генерал — майору от инфантерии.

4ccfe452cfbf2824afd0cb9a5d05de2bВыдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключается в том, что по его инициативе при самом непосредственном его участии была создана в Казахстане сеть народных светских школ. При жизни ему удалось открыть четыре двухклассных центральных русско-киргизских училища, одно ремесленное училище, одно женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян.

Школы, созданные им, после его смерти продолжали существовать, но развитие получить они не смогли. Новая станица в истории школ Ы. Алтынсарина открылась после победы Октября: они были преобразованы в советские трудовые школы. Одна из таких школ на его родине, в г. Кустанае, — в 20-е годы была передана в ведение Наркомпроса Казахской ССР и реорганизована в школу-коммуну. Затем перед Великой Отечественной войной-преобразована в среднюю школу с пансионом для воспитанников. Ей было присвоено имя ее основателя Ибрая Алтынсарина.

Много труда вложил И.Алтынсарин в дело подготовки учителей для начальных народных школ в крае, прежде всего из казахов. По его инициативе была открыта учительская школа в г. Троицке, немного позже переведена в г. Оренбург.

Алтынсарин не только открывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу, заботился о создании библиотеки при каждой школе.

Около трех лет потратил на разработку казахского алфавита на основе русской графики. Еще до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин приступил к составлению учебных пособии для учащихся русско-казахских школ. В 1879 году вышли в свет два учебных пособия «Киргизская хрестоматия», «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку». Обе книги занимают особое место в истории культуры Казахстана как памятники письменной литературы, а также как учебные пособия, построенные по научному принципу.

Большую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ибрая Алтынсарина. Основную его часть составляет переписка казахского просветителя с русскими друзьями, учителями и различного ранга представителями народного образования.

И. Алтынсарин выступал и как ученый-этнограф. В его очерках вскрывается консервативная сущность патриархально-феодального быта и обычаев казахов. Особого внимания заслуживает труды И. Алтынсарина, посвященные преобразованию социально-экономического строя и хозяйственного быта казахского аула.

Источник

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЫБРАЯ АЛТЫНСАРИНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЫБРАЯ АЛТЫНСАРИНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Костанайский педагогический колледж

На этой земле родился великий сын казахской степи Ы. Алтынсарин. Он вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.

Особое внимание казахские просветители уделяли нравственному, физическому, и трудовому воспитанию именно на базе народных традиций. Исследователями изучены многие проблемы и вопросы, связанные с историей народного образования в Казахстане.

Историко-педагогические труды Ы. Алтынсарина посвящены разработке вопросов, связанных с историей развития народного образования и школьного дела в Казахстане и развитие культуры казахского народа, в области народной педагогики. В последнее время вопросы национальной педагогики чаще стали учитываться при решении практических задач, связанных не только с традициями, обычаями казахского народа, его культурой, языковыми проблемами, нравственно- духовными ценностями. Это связанно с обретением государственного суверенитета республикой Казахстан, процессы демократизации, которые разворачиваются в нашем обществе и ставят задачи по осмыслению истории и самого общества, и его новых социальных институтов. В нынешних условиях решается задача возвращения забытых и запрещенных в свое время явлений в духовной жизни народа. [1]

Актуальной проблемой современности становятся возрождения культурно- исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является народная педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения [3]

Следует отметить, что в процессе воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма педагоги недостаточно используют материалы по истории, культуре, просвещению Казахстана те материалы, которые помогают формировать нравственные чувства, вырабатывают ценностные ориентации личности. А ведь важно показать молодежи, что принципы деятельности и актуальные проблемы современности имеют глубокие исторические корни в прогрессивных, гуманистических идеях прошлого. В распрастранении этих идей большую роль сыграли казахские просветители 19 века, последовательные поборники просвещения, отстаивавшие гуманные принципы и идеалы общественного образования.

На сегодняшний день одной из самых актуальных «заморочек»
педагогики является неувязка постановки цели воспитания. Определение целей и задач воспитания имеет огромное теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот момент подчеркивает актуальность темы моего мини-исследования. Сейчас многие ученые-теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся в мировоззрении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. На таком мировоззрении сходятся многие педагоги, но не все. Управление целостным педагогическим действием начинается с проектирования его целей и задач, которые постоянно обязаны опираться на общие цели и потребности общества и личности. Это еще раз подчеркивает значимость цели, как компонента педагогической деятельности. Задачи деятельности конкретизируются в тактических, стратегических и оперативных задачах образовательного, воспитательного и развивающего характера.

Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.

Сметает суровый джут

Богатство ученных иное

Растущее, вечно живое

Мать и отец постареют,

А в старости, может быть,

Придет к ним внезапно бедность…

Как им ее пережить?

Даст им желанный покой.

Вы бедность от них отведете

Уверенною рукой. [5 с.152]

Ы. Алтынсарин однозначно считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество, а невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь. Такими простыми и понятными для людей словами Ы. Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников, школу не нужной схоластической ерундой. Что же касается невежества и так называемого религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения.

Настоящий педагог- это учитель и воспитатель в одном лице. Учителю в школьном деле Ы. Алтынсарин отводил ведущую роль: «Для народных школ учителя составляют все; с ними не могут сравниться ни прекраснейшие педагогические руководства, ни благодетельнейшие правительственные распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор. » [4с.247] Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый.

Педагог- это призвание, призыв внутренние осознание того, что это твой путь.

Сегодня многие ученые- теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. На этом мнении сходятся многие педагоги.

« К. Жарикбаева С. Калиев Антология педагогической мысли – Алматы Рауан 1995г.

Газета « Что? Где? Когда?» № 15 за март.

Джумагулов К.Т. Алтынсарин и развитие культуры казахского народа.

Алма-Ата: Казахстан, 1984.

Ильминскии Н., Воспоминания об И. А. Алтынсарыне, Каз., 1891, с. 247.

Г Сатпаева М Адильбаев Казахская литература 10-11 Кл.

Источник

С какими трудностями столкнулся ыбырай алтынсарин в процессе получения образования

e26c5d31c6b859daa26552eee8e1735f original

В рассказе «Қыпшақ Сейітқұл» автор доказывает, что народу можно жить богато, самостоятельно трудясь, не нанимаясь, и какой крепкой может быть единство оседлого народа. Для того, чтобы легко объяснить ученику, легко изобразить изменчивость бытия, он противопоставил ее вышесказанному.

Писатель пытается показать здесь социальную проблему, а не биологическую или психологическую. Асан вменяемый и здоровый. Но в отличие от него, Усен лидирует. Столкнувшись с жизнью, Асан был виноват в своей слабости, а причиной победы Усена над своими сверстниками и преодоления жизненных трудностей была житейская мудрость. В то время как Асан, выросший самостоятельно, не мог содержать себя бесплатно, он остался беспомощным и обездоленным, а трудности быта превратили Усена в маленького бойца.

Асан и Усен – это не просто дети. Один – тип богатого ребенка, другой – тип бедного ребенка. Автор объясняет, что есть единицы умных, талантливых детей как Усен, которые являются лучшими в своем обществе или же глупых как Асан. Но он отмечает, что характер, присущий большинству богатых детей есть у Асана, и соответственно характер, присущий большинству бедных детей есть у Усена. Таким образом, Ы.Алтынсарин в рассказе «Бай баласы мен кедей баласы» описывает небольшое проявление обломова, обломовщины в казахской степи своего времени, выявляет первопричины и настраивает школьников против этого. Ы. Алтынсарин умел образно выражать свои мысли, сочетая характер и поступки богатого мальчика и бедного мальчика.

Третья сложная тема произведений Алтынсарина – труд. В таких рассказах, как «Дүние қалай етсең табылады», «Бай мен жарлы баласы», «Асыл шөп», «Әке мен бала», «Өрмекші, құмырсқа, қарлығаш», «Сәтемір хан», «Таза бұлақ» автор показывает важность труда, так же в данных рассказах не сложно понять мнение автора: «Если трудишься не ленясь, будешь насыщаться не просясь».

В рассказе «Өрмекші, құмырсқа, қарлығаш» дед знакомит своего десятилетнего внука с жизнью летающей птицы, бегущего животного и говорит, что «никто не ходит без работы». Все пытаются выжить. И ты не ходи зря, мол, «надо привыкать к работе». В рассказе о Сатемир хане мальчик по имени Сатемир, осиротевший в возрасте семи лет, видит хромого муравья без одной ноги, ползающего по крыше дома. Муравей катится снова и снова, пока не достигнет крыши дома. Тем не менее, он забрался на крышу. Увидев это Сатемир задумался. Он подумал, что бьет баклуши и просто играется, от этого нет никакой пользы. Поэтому на следующий день он уехал в город. Он был в батраках и учился. В конце концов, он стал великим гениальным ученым.

Рассказы Алтынсарина на тему труда не повторяют друг друга, в каждом есть свои интересные и познавательные достоинства. Когда ребенок это читает, он узнает полезные, нравственные поступки и ненавидит зло. Именно в этом вневременной характер данных историй.

– Вот видишь, дитя, как тут же подтвердились мои слова. Воробей устилает ватой свое гнездо, чтобы его маленьким деткам было мягко, — ответила бабушка.

Разум и внимание ребенка усиливаются конкретными знаниями. Это значит, что произведения Алтынсарина будут интересны и убедительны для детей. Рассказы Алтынсарина «Шеше мен бала», «Мейірімді бала», «Полкан деген ит», «Аурудан аяған күштірек» прививают детям такие нравственные качества, как доброта, скромность и смирение.

Рассказы Алтынсарина «Ақымақ дос», «Жаман жолдас» уникальны. Эти истории учат привязаться к хорошему другу и держаться подальше от плохого. Мудрый хороший человек проповедует, что он всегда должен быть чистым и добрым во всех отношениях.

Искусство и владение языком зависит от глубины мысли. Если мысль поверхностна, она разрушает красоту слова. Работы Алтынсарина не устарели, они всегда востребованы, они свежи, имеют большое влияние и интересны детям, потому что средства искусства соответствуют этим общеизвестным принципам.

Поскольку его произведения детские, Алтынсарин в первую очередь предусмотрел, чтобы их язык был легким. И чтобы они были написаны простым языком. Религиозные слова, сбивающие язык с толку, в произведениях Алтынсарина не встречаются. Таким образом великий учитель боролся за целостность и чистоту литературного языка.

Во-вторых, предложения автора максимально короткие, часто состоящие из простых предложений. Сюжетная линия короткая и интересная, чтобы ребенку не было скучно. Точно выражает мысли, попадающие в цель, без праздности, без преувеличений.

Ыбырай прекрасно понимал, что жанр рассказа имеет слишком глубокие корни. Ведь из домашней библиотеки В. В. Григорьева он знакомился не только с образцами русской литературы, но и с произведениями прогрессивных западных писателей. Тогда на русский язык были переведены и опубликованы в современных журналах не только произведения Сервантеса, Диккенса, Рабле и других, но и знаменитый «Декамерон» Джованни Боккаччо, основоположника жанра рассказов в целом. О том, что многие из этих произведений были в библиотеке В. В. Григорьева, Н.И. Ильминский отмечает в своих воспоминаниях об Ыбырае. Таким образом, на наш взгляд, на формирование общего исторического и социального мировоззрения Ыбырая во многом повлияли три основных фактора.

Во-первых, это богатая устная литература родного края. Эта проблема отражалась во всех его работах.

Вторая – передовая литература и культура великой русской страны. Это было очевидно во всех его работах.

Третий – это прогрессивная мировая культура. Особенно это заметно в его произведениях искусства.

«Бұл екі кісінің біреуі әлсіз ауру екен, екіншісі, мықты жас жігіт аюды көрген соң ауру жолдасысын тастап, өзі бір үлкен ағаштың басына шығып кетті дейді» [3, 49].

«Сонда қарт күліп айтты дейді: бұл кішкентай реніш сізге екіншіде ақыл болар, ұмытпағайсың, сен жассың, өмірің алдыңда, басыңды тым жоғары ұстамай төмен иіңкіреп жүрсең мұнан да артық неше соққылардан құтыларсың». [3, 57]

«Ағайын жат болады алыс болса,

Болады жат та жақын таныс болса. » [3, 95].

«Басқа әкім жүргенде қараңғы еді,

Ашылып дүние жүзі болды жарық!» [3, 77].

«Боз үйден таң алдында куйеу шықса,

Артынан қарар жары жүзім басып» [3, 79]

В одном предложении Ыбырай использовал следующие антонимы: зима-лето, незнакомец-знакомый, друг-враг, внешний-внутренний, бедный-богатый, дальний-близкий, тяжелый-легкий, плач-смех, добро-зло, чёткая-кривая, чёрная-белая и т. д. Какой бы из этих примеров мы ни возьмем, есть секрет в выборе писателем и анализе слов с противоположным значением. Используя такие слова, он пытается выразить объект разными способами. Цель состоит в том, чтобы дать учащемуся четкую информацию с помощью сравнительных изображений.

Тема, основная идея произведений Ыбырая, слова, использованные в его повествовании, совпадают. В этом вся прелесть работ Ыбырая. Он не всегда использует антонимы парами, и в этом нет необходимости. Он также использует антонимы индивидуально. Это показывает, что Ыбырай использовал эти слова выборочно. Например, толстый-тонкий, сегодня-завтра, далеко-близко, старый-новый, передний-задний, большой-маленький, друг-враг, нижний-верхний, темный-светлый. Это использование также отражает аспект стилистического подхода Ыбырая.

Находя и используя эпитеты, Ыбырай смог живо изобразить веселую сцену лета, а именно ночь в «Бай мен жарлы баласы», движение лошади в «Қарға мен түлкі», а также хитрость лисы в произведении «Данышпан қазы».

Есть два способа привить мораль с помощью произведении: один основан на бесполезных словах, например, «не делай этого, не делай того». Вторая показывает влияние добра и зла, дружбы и вражды на судьбы людей, пользу и вред для общества. Рассказы Ы. Алтынсарина относятся ко второй группе. У них еще не развиты полноценные персонажи, только превращение добра и зла, мудрых и глупых в персонажей. Однако сюжеты в примерах удостоверяют, что темы, проблемы и вопросы, поднятые Алтынсариным, имеют жизненно важное значение.

Рассказы писателя затрагивают такие вопросы, как трудолюбие, стремление к чтению, искусству, любовь к Родине – стране, требовательность, решительность, бескорыстие, смирение, любовь, милосердие, человечность, собранность и другие. Они противостояли лени, злоупотреблению, невежеству, насилию, что позволило молодым людям избежать подобных привычек. И противопоставляя все эти качества, антитеза сама по себе способствовала быстрому пониманию историй.

Культурное наследие, оставленное Ыбыраем Алтынсариным, прошло много этапов, прежде чем оно попало в руки сегодняшнего растущего поколения. Но имя просветителя никогда не было в народе разочарованием. В результате его наследие, оставленное молодому поколению, новой общине, не устарело и не угасло, сохранило в себе все его благородные качества, полностью выдержало испытание временем, эпохой и достигло нашего счастливого времени.

Мы с гордостью можем сказать, что произведение Ыбырая Алтынсарина, единственное собрание литературных произведений «Қазақ хрестоматиясы» является оригинальной книгой казахской письменной литературы. Причина внедрения наследия великого педагога в начальную школу заключается в том, что великий труд Ыбырая Алтынсарина по написанию учебников и пособий для школ и учителей не будет утерян. Практически все стихи и рассказы Ыбырая понятны ученику, язык прост, имеет большую образовательную ценность, тема настолько впечатляющая, что заставляет читателя задуматься, его искусство яркое, а языковой стиль великолепен.

Какой бы ни была работа Ыбырая Алтынсарина, она оказывает большое влияние на развитие языковой культуры ребенка. Дети ее любят и с энтузиазмом читают. Его слова не сотрутся, а его произведения станут для нас неизгладимым наследием. Читая рассказы нашего деда Ыбырая, я подумала, что многого можно достичь только упорным трудом и настойчивостью. В наших руках внести свой вклад в развитие нашей страны.

Использованная литература:

1. Қазақ әдебиетінің тарихы. – Алматы: Мектеп, 1994 ж.

2. Сөзстан. Жас қаламгерлер кітапханасы. Алматы: Жалын, 1983

3. Ы.Алтынсарин «Қазақ хрестоматиясы». Алматы, 2003 ж.

4. Ы.Алтынсарин «Өнер – білім бар жұрттар». Алматы, Жалын 1991ж.

tlgru

Мнение автора статьи не выражает мнение редакции.

Источник

С какими трудностями столкнулся ыбырай алтынсарин в процессе получения образования

Кел, балалар, оқылық,

Шамнан шырақ жағылар,

Каждый из нас знает эти знаменитые строки, призывающие уже много лет к знаниям. Он – педагог, просветитель, писатель, поэт, учёный… Но в народной памяти он остался как первый учитель в степи. Его жизненный путь – это пример борьбы с невежеством и бюрократией за светлое будущее своего народа.

Алтынсарин не только открыл первую народную школу в Казахстане, но и написал для неё учебник, используя новый казахский алфавит, который он сам же и создал. Он убедил простых людей отдать своих детей в школы, подготовил учителей. При этом ему противостояли царские чиновники и имамы. Его педагогические принципы были настолько универсальны и опережали своё время так, что даже спустя 170 лет, всё ещё актуальны.

1 ноября 1841 года у известного бия Балгожи Жанбурчина родился внук Ыбырай. Дед сыграл в судьбе мальчика главную роль, так как отца Ыбырай лишился очень рано, в три года. Будучи бием, Балгожа хотел, чтобы и внук стал просвещённым и культурным человеком. И с самых ранних лет постоянно объяснял маленькому мальчику важность получения образования. Когда в 1850 году в городе Оренбурге открылась школа для детей степной аристократии, то Балгожа первым записал в ученики своего внука. В те времена школы создавались для подготовки грамотных людей для царской администрации, то есть будущих чиновников. Возможно, в этом и заключалась причина непопулярности образования, ведь казахская знать опасалась, что их дети, будущие преемники, вырастут верными чужим идеям или даже перейдут в христианство. Ыбырай учился только на «отлично» и неоднократно получал благодарности. Так как мальчик учился и жил далеко от дома, дед с внуком часто переписывались. Письма они обычно писали в стихах.

Вот строки из одного письма деда Ыбыраю:

Ты, наверно, скучаешь и рвёшься домой.

Поприлежней учись, грусть пройдёт стороной

Станешь грамотным – будешь опорою нам,

Нам, к закату идущим седым старикам.

После окончания школы Алтынсарин работает переводчиком, но, охваченный высоким стремлением принести как можно больше пользы родному народу, он мечтает заниматься педагогической работой, в которой видел своё призвание. После долгих хлопот и трудностей ему удалось в 1860 году покинуть Оренбург и перевестись в Тургай, но и здесь местные царские власти долго не давали возможности Алтынсарину посвятить себя любимому учительскому делу, назначая его то помощником судьи, то судьёй, помощником начальника, исполняющим обязанности начальника уезда. Только в 1865 году Ыбыраю Алтынсарину удалось, наконец, перейти на педагогическую работу и открыть новую школу для оренбургских детей. К этому важному делу холодно отнеслось областное правление и местные власти.

ybyraj1 269dabbb54

Трудности, однако, не остановили Алтынсарина. Собрав у местного населения средства, он приступил к строительству школьного помещения. Вскоре оно было закончено. Это здание сохранилось до нашего времени. С этого дня Ыбырай Алтынсарин посвящает себя обучению детей грамоте, открывает школы для казахских ребятишек, детей русских переселенцев, школу для девочек. В этих школах дети обучались русскому и казахскому языкам, математике, географии, истории и другим наукам. В числе заслуг просветителя помимо собственного литературного творчества – составление хрестоматий на родном языке, которые назывались «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» и «Киргизская хрестоматия» (1879 г.). В этих книгах использовался новый казахский алфавит, созданный на основе русской графики. Во вступительной статье к «Киргизской хрестоматии» Алтынсарин писал: «. Книг общеобразовательного содержания почти не имеется ни на одном из азиатских языков, мы вынуждены искать подобные руководства на ближайшем русском языке. Вследствие чего мы сочли за более удобное напечатать настоящую хрестоматию русскими буквами, чтобы она прямо соответствовала своей цели, то есть служила непосредственным путеводителем к более учёным и общеполезным книгам, не противореча последним ни своим содержанием, ни алфавитом».

ybyraj 3e5dccd604

Кроме того, он ввёл в своих школах обучение исламу. Но отношение к религии у него было особым, либеральным. Алтынсарин считал, что религия должна согласовываться с наукой и техникой и содействовать нравственному воспитанию молодежи.

«. Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать ещё на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками. Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы. ».

Его стремление учить казахских детей таким образом, чтобы они могли быть полезными своему народу и приобщиться к достижениям земледелия, промышленности, встретили сопротивление с двух сторон. Царская администрация была заинтересована в подготовке нижнего звена чиновников из местного населения, способных вести делопроизводство на русском языке, быть писарями, переводчиками, воспитанными в духе приспособленности к колониальной политике царизма. Поэтому она внешне не противодействовала инициативе Алтынсарина по обучению детей казахов русскому языку, но никакой поддержки идее широкого образования не оказывала. С другой стороны, местное духовенство противодействовало новшествам Ыбырая, стараясь внушить, что он якобы хочет «крестить» казахских детей и подготовить их к «солдатской службе» в русской армии. Алтынсарин действительно выступал против невежества, суеверия, устаревшего кочевого быта, а также против тех служителей культа, которые использовали ислам в корыстных целях и даже в интересах имперской идеологии, согласно которой, «следуя Магомету, будьте слугами белого царя».

Начав свою просветительско-педагогическую деятельность, Алтынсарин часто выезжает в аулы, разъясняет местному населению значение и цели, пользу светского образования, организует сбор средств для строительства школ. При нём открылись русско-казахские школы в Тургае, в казачьем городке Илецкая защита, Иргизе, Актюбинске. Он добивается открытия первой женской школы. В 1888 году в Иргизе была открыта первая школа для казахских девочек, позднее женские училища с интернатом – в Тургае, Кустанае, Карабутаке и в Актобе.

Ыбырай – не только педагог-просветитель, теоретик-этнограф, историк, экономист, но и чиновник, вынужденный отстаивать свои начинания и улаживать дела вопреки противодействиям, интригам, клевете. На пустом месте, с нуля он организовал учебные заведения, подобрал кадры, оснастил и снабдил школы всем необходимым. Брал на себя заботы о детях, мелочах быта, финансовую отчётность и т. д.

«На нашу долю, – писал он, – теперь выпало самое тяжёлое, ответственное время, когда всё надо еще создавать, вводить эти нововведения в тёмную среду и освещать всё, насколько хватит у нас сил и уменья. Вот и таскаюсь я по степям, выпрашивая деньги у обществ и разных общественных уездных и областных волостей».

По его инициативе было открыто 7 начальных школ, 4 двухклассных училища для детей-казахов, в том числе первые школы для казашек с преподаванием в них предметов на родном и русском языках. В 1883 году в Орске была открыта казахская учительская семинария.

На посту инспектора по народному образованию в Тургайском уезде он проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем-просветителем и крупным общественным деятелем.

«Школы – это главные пружины образования киргизов, казахов, – писал Ыбырай Алтынсарин, – . на них, и в особенности на них надежда, в них же и будущность киргизского (казахского) народа». Алтынсарину как просветителю присущ культ знания и вера во всеспасительность знания для развития общества и каждой человеческой индивидуальности. Просветительская работа Ыбырая Алтынсарина включала обучение и помощь учителям, он призывал педагогов с уважением относиться к своим ученикам и понимал, что краеугольным камнем учебного процесса является квалифицированный педагог. В школе Алтынсарин открывает педагогический класс, который позднее преобразуется в двухлетнее педагогическое училище. Он разработал систему общеобразовательного обучения и подготовки педагогов, адаптированную для казахских аулов. В начале 80-х годов XIX столетия он открывает более десятка учебных заведений для казахских детей. Кроме школ, Алтынсарин организовал открытие ремесленных школ, где можно было обучаться профессиям – слесарное дело, мыловаренное дело, маслобойное дело и кожевенное дело. Все эти школы организовывались на общественных началах, на пожертвования местного населения. Перед смертью Алтынсарин завещал принадлежавшие ему земли сельскохозяйственной школе.

В системе школьного образования, разработанной Алтынсариным, главное место отводилось личности и моральному облику учителя. Он писал, что учительская должность «не служба, а Богом данное призвание. Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен». Учителя в казахском ауле он представлял центром воспитания и примером во всём. Он призывал учителей не держаться слишком теоретического обучения, а преподавать согласно склонностям и успехам ученика. Ыбырай считал, что главное для родителей и учителей – любить детей и не гасить их любопытство и стремление к знаниям. Он рассматривал полученные знания и умения не с точки зрения формального образования, а с учётом их реальной пользы. Давая в своих пособиях разъяснения о разнообразных приёмах преподавания, он особо предупреждал, чтобы труд детей напрасно не растрачивался на бессмысленную зубрёжку, а методы преподавания должны иметь систему и смысл. Алтынсарин предлагал учителям использовать различные упражнения, обучать от простого к сложному, преподносить материал в интересной для ребёнка форме.

И сегодня его пособия и учебники успешно используются учителями и родителями. Мог ли Ыбырай предполагать, как разрастётся, как шагнёт вперёд образование в Казахстане.

В постоянной заботе о своём народе, о его просвещении он ездил по аулам на телеге по степному бездорожью и в холод, и в зной, что отразилось на его здоровье. В 1889 году в возрасте 48 лет великий просветитель казахского народа ушёл из жизни.

Первый педагог казахской степи мечтал видеть свой народ свободным и образованным. И это сбылось во многом благодаря его титанической работе.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector