с какими трудностями столкнулся ломоносов в москве во время учебы

Содержание
  1. LiveInternetLiveInternet
  2. —Метки
  3. —Рубрики
  4. —Цитатник
  5. —Поиск по дневнику
  6. —Музыка
  7. —Подписка по e-mail
  8. —Статистика
  9. История успеха Михаила Ломоносова
  10. Классный час «Михайло Ломоносов – великий русский ученый»
  11. Ход мероприятия
  12. I. Орг. момент (просмотр фильма; 1,27 минут)
  13. II. Вступление:
  14. III. Сообщение о М.В. Ломоносове
  15. V. Ломоносовская викторина
  16. VI. Имя Ломоносова на карте мира (отметить на карте мира расположение данных мест)
  17. VII. Слово о Ломоносове, сообщения обучающихся
  18. VIII. Итог урока:
  19. С какими трудностями столкнулся Ломоносов во время учебы в Москве?
  20. Какие трудности испытывает Индия в развитии своего населения?
  21. Помогите написать сочинение на суждение на тему трудно ли мне простить прощения?
  22. Естественные науки в новое время?
  23. Какие есть аргументы в пользу учебы в школе?
  24. Помогите придумать небольшой рассказ «Моя учеба в школе» Нам просто нужно сделать презентацию, что можно еще добавить?
  25. Перечислите, какие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу, обитают в Москве?
  26. Наука изущающающая материальную и духовную культуру особенности быта народа?
  27. Наука, изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта народа?
  28. 1) «Мне трудно учиться, я быстро устаю, не могу сосредоточиться» В организме не хватает Ешь больше 2) «Я медленно растут, часто посещаю зубного врача»?
  29. Какие науки не относятся к естественным наукам?
  30. Годы учебы в Москве и Санкт-Петербурге

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

Квантовый Переход или электронно-цифровой концлагерь? Нет ничего сильнее идеи, время которо.

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

10 глубокомысленных и полезных бизнес-притч 10 глубокомысленных и полезных бизн.

Ачма с сыром и творогом Ингредиенты: Лаваш — 4-5 Штук Кефир &mda.

Поиск по дневнику

Музыка

Подписка по e-mail

Статистика

История успеха Михаила Ломоносова

Герой истории

Кто? Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский учёный-естествоиспытатель.

Чем знаменит? В декабре 1730 года пешком отправился в Москву из деревни под Архангельском, чтобы получить образование; заложил основы науки о стекле и разработал проект Московского университета; внедрил преподавание в высших учебных заведениях России на родном русском языке, вместо распространённых тогда европейских языков.

Что пришлось преодолеть? Жестокость мачехи, бедность, насмешки и непонимание.

133280153 5954460 Trydnosti na pyti Mihaila Lomonosova

Путь к успеху

Местный церковный дьяк обучил Ломоносова начальной грамоте, и к 14 годам он умел хорошо читать и писать. Однако мачеха не одобряла его страсть к книгам и всячески мешала ему учиться, одобряя лишь его рыбачьи походы по Белому морю с отцом, за счёт которых они жили. Ссоры с мачехой сделали невыносимым его пребывание в родном доме и в декабре 1730 года (в 19 лет) Ломоносов тайно покинул свой дом, прихватив с собой две рубахи, тулуп и книги, после чего пешком направился в Москву, чтобы получить там хорошее образование.

Правило №1. Избегайте тех людей, которые не дают вам заниматься тем, что вы любите. Отстаивайте свою свободу всеми доступными и неопасными для окружающих людей способами. Стремитесь туда, где вас понимают.

Три дня Ломоносов шёл один, а на третий день нагнал рыбный караван и уговорил рыбаков позволить ему идти вместе с ними. Через три недели Ломоносов пришёл в Москву. Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось подделать документы и выдать себя за дворянина. Благодаря этому он поступил в академию и зарекомендовал себя как прилежного ученика.

Однако его крайняя бедность (он жил на один алтын в день) и насмешки малолетних одноклассников, не давали ему в полной мере наслаждаться жизнью. Поэтому всё своё свободное время Ломоносов проводил за богословскими книгами, философскими трактатами, летописями, а также математическими и физическими трудами.

Правило №2. Воспринимайте любые трудности как благословение заниматься тем, что вам больше всего нравится. Ищите возможности преодолеть трудности, но если они непреодолимые, старайтесь хотя бы воспользоваться ими для того, чтобы отсечь всё лишнее на пути к цели.

Его рвение было отмечено президентом Академии Наук, бароном Иоганном Корфом, который в марте 1736 года отправил способного студента на обучение в Германию. Переехав в Европу, Ломоносов поселился в доме немецкого пивовара, а впоследствии женился на его дочери.

Правило №3. Вкладывайте деньги в образование. Приобретайте книги по своей специализации и внимательно изучайте их. Выходите за рамки одной дисциплины и расширяйте границы своих познаний в разных областях.

Однако отказ Ломоносова выполнять черновую работу для своего наставника в минералогии и металлургии Иоганна Генкеля привёл к ссоре и возвращению Ломоносова в 1740 году в Россию.

Выводы

Мой скайп: seahappiness

Рубрики: Правила великих людей

Метки: успех могущество великие люди

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям

Источник

Классный час «Михайло Ломоносов – великий русский ученый»

Цель урока: Познакомить обучающихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова.

Ход мероприятия

I. Орг. момент (просмотр фильма; 1,27 минут)

II. Вступление:

Красной нитью через всю историю передовой науки проходит стремление найти главные, фундаментальные законы, управляющие миром. На этом главном пути одержали много блистательных побед и русские ученые. Наблюдение, опыт и математический анализ были для них средством проникнуть в самую суть явлений. Русские физики создали множество замечательных теорий, правильность которых была подтверждена впоследствии новыми методами наблюдения и эксперимента.

Много славных имен оставил наш народ мировой науке. И среди них первым по праву стоит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Именно ему, великому мужу земли русской посвящаем наш урок. Человеку-романтику, исследователю, многого достигнувшего в разных областях науки.

“На берегах Ледовитого моря, – писал Белинский, – подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца”.

III. Сообщение о М.В. Ломоносове

Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Денисовка, близ города Холмогоры, в 80 км от Архангельска в семье рыбака-помора Василия Дорофеевича Ломоносова.

Грамоте он учился у односельчанина Ивана Шубного. Основы знаний приобрел по первым в то время гражданским книгам – славянской грамматике Мелетия Смотрицкого и арифметике Леонтия Магницкого, которые называл “вратами своей учености”.

Учась, Ломоносов сталкивается с трудностями, особенно после того, как в 1724 году отец привел в дом мачеху – Корельскую. Она не разделяла увлечения ребенка книгами, и ему приходилось читать тайком.

У Ломоносова не было возможности продолжать учение дома. В конце 1730 года 19-летний юноша, решив покинуть семью, против воли отца отправляется в Москву. Желание учиться было так велико, что отсутствие какой-либо поддержки и средств к существованию не изменило намерений.

В январе 1731 года Ломоносова зачислили с жалованьем 3 копейки в день в Славяно-греко-латинскую академию. Академия была высшим учебным заведением, которое готовило образованных людей. Прием крестьянских детей был категорически запрещен. Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое происхождение. Он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Нелегко жилось Ломоносову, но полученная возможность учиться давала силы преодолевать трудности. Он писал о несказанной бедности: “. имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил”.

В 1735 году в числе лучших выпускников Ломоносова отправили в Петербургскую Академию наук. Здесь он начал изучать немецкий язык, латынь, математику, риторику, географию, историю. Через год в числе трех наиболее способных студентов командируется в Германию для изучения горного дела, философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физику и математику, так аттестовал его: “Молодой человек, с прекрасными способностями. Нисколько не сомневаюсь, что. со временем, по возвращении в Отечество, может принести пользу государству”.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию и до конца своей жизни трудился в Петербургской Академии. В 1742 году его, зачисляют в штат сотрудников Академии наук, а в 1745 году утверждают в звании профессора химии.

В 1748 году после ожесточенных столкновений с академическим начальством Ломоносов добивается открытия первой российской научной и учебной химической лаборатории.

Тогда же Ломоносов формулирует закон сохранения материи и движения.

V. Ломоносовская викторина

Когда и где родился М.В. Ломоносов?

Назовите первые учебники, по которым учился Михайло Ломоносов.

Где и когда Ломоносов учился в Москве?

Где Ломоносов продолжил свое образование после учебы в Москве?

Какими языками владел М.В. Ломоносов?

Когда была построена первая в России химическая лаборатория?

Назовите основные открытия и идеи великого ученого-энциклопедиста.

Когда был основан Московский университет?

Приведите высказывания ученого о химии.

Как Ломоносов называл молекулы и атомы?

“Широко распростирает. ”, – продолжите эту цитату. Кто ее автор?

М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова в деревне Даниловка Архангельской губернии.

“Грамматика” М. Смотрицкого; “Арифметика” Л. Магницкого.

В Москве Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии с 1731 по 1735 г.

С 1735 года Ломоносов учился в Академическом университете в Петербурге, а в 1736-1741 годах продолжал образование в Германии.

Ломоносов владел в совершенстве, кроме русс5ого и церковнославянского языка, – латинским, немецким и французским. Кроме того, мог читать и на других языках.

Первая химическая лаборатория в России была построена и оборудована по проекту М.В. Ломоносова в 1748 году.

М.В. Ломоносов развил атомно-молекулярное учение: обосновал теорию теплового движения молекул (корпускул) открыл принцип (закон) сохранения материи и движения; отверг теорию физической химии; выдвинул учение о цвете; открыл атмосферу на Венере; возродил производство цветных стекол и искусство мозаики; опубликовал труды по минерологи, металлургии, географии, истории, литературе, языкознанию и т.д.

В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.

“Химия – наука изменений, происходящих в смешанном теле”. “Химическая наука рассматривает количества и изменения тела”. “Практическая часть химии состоит в историческом познании изменений смешанного тела. Теоретическая часть химии состоит в философском познании изменений смешанного тела. Истинный химик должен быть теоретиком и практиком”.

Атомы М.В. Ломоносов называл элементами, а молекулы – корпускулами.

“Широко распростирает Химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания”. (Отрывок из доклада М.В. Ломоносова “Слово о пользе химии”, прочитанного 6 сентября 1751 года “в публичном собрании императорской Академии наук”).

VI. Имя Ломоносова на карте мира (отметить на карте мира расположение данных мест)

Село Ломоносово (ранее д. Денисовка), где родился в 1711 г. М.В. Ломоносов – русский ученый-естетствоиспытатель, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший фундамент современного русского литературного языка; художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.

Возвышенность Ломоносова (плато в центральной части острова Зап. Шпицберген, принадлежит Норвегии). Средняя высота около 1000 м. Названа так отрядом Русско-шведской экспедиции по измерению градуса меридиана под руководством Ф.Н. Чернышева, посещавшего возвышенность Ломоносова в 1899 г. и 1900 г.

Хребет Ломоносова (подводный хребет в Северном Ледовитом океане). Простирается от Новосибирских островов через центральную часть океана к острову Элсмир в Канаде, протяженность которого примерно 1800 км. Ширина от 60 до 200 км. Возвышается над дном океана на 3300-3700 м. Минимальная глубина над хребтом 954 м. Открыт в 1948 г. советскими высокоширотными экспедициями.

Город Ломоносова (Ленинградская обл.). Пристань на южном берегу Финского залива. Железнодорожная станция в 40 км к западу от Ленинграда. В 1955 г. в городе установлен памятник М.В. Ломоносову.

Течение Ломоносова (под поверхностное экваториальное течение в Атлантическом океане). Направлено вдоль экватора на восток на глубине от 50 до 200 м. Максимальная скорость достигает 120 см/с на глубине 80-100 м. Течение Ломоносова является важным звеном общей системы циркуляции вод в экваториальных широтах Атлантического океана. Открыто в 1959 г. советской экспедицией судна “Михаил Ломоносов”.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – крупнейший вуз СССР, один из центров мировой науки. Основан по замыслу и плану М.В. Ломоносова в 1755 г. В МГУ обучаются около 30 тыс. студентов, в том числе около 3 тыс. иностранцев из 105 стран мира. В 1940 г. МГУ присвоено имя М.В. Ломоносова. В университете учились А.Н. Радищев, будущие декабристы А.Н. и Н.М. Муравьевы, И.Д. Якушкин, С.Л. Трубецкой, П.Г. Каховский; известные революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Л. Огарев, выдающиеся деятели русской культуры Д.Л. Фонвизин, А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, А.Л. Островский, А.П. Чехов, К.Д. Ушинский, В.Л. Немирович-Данченко и многие другие.

(Источник информации: Большая Советская Энциклопедия, 3-е изд. М., 1974. Т. 15. С. 9-11.).

VII. Слово о Ломоносове, сообщения обучающихся

Любой век, любая эпоха нашей народней жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова (Б. Шергин).

Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом (А. С. Пушкин).

Соединяя необыкновенную силу воли (необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все отрасли просвешения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной cтрастей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образец классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истошные истоки нашего поэтического языка (А.С. Пушкин).

Догадки Ломоносова тем большую имеют цену, что они удачно задуманы и вероподобны (Л. Эйлер).

На берегах Ледовитого моря, подобно с верному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).

С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном (В.Г. Белинский).

Ломоносов страстно любил науку, но думал и заботился исключительно о том, что нужно было для блага его Родины (Н.Г. Чернышевский).

1. Как по своему энциклопедизму, да и по своей легкости восприятия этот знаменитый ученый был типом русского человека. Он был горняком, химиком, поэтом, филологом, физиком, астрономом и историком. Его ясный ум, полный беспокойного желания гонять, оставляя один предмет, чтобы овладеть другим, с удивительно легкостью постигая его (А.И. Герцен).

(Кантата в честь Ломоносова, музыка М.И. Глинки)

3. Деятельность Ломоносова всегда целеустремленно связана с наиболее важными потребностями страны, с ее промышленным, культурным развитием. Историческое значение Ломоносова состоит также и в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России, привлечения в науку способных людей из народа, показав на личном примере, на какие подвиги способны люди для свое “ Родины. Ломоносов принадлежит не только истории. (М.В. Келдыш).

4. Только теперь, спустя два века, можно с достаточной полнотой охватить и должным образом оценить все сделанное этим удивительным богатырем науки. Достигнутое им в области физики, химии, астрономии, приборостроения, геологии, географии, языкознания, истории достойно было бы деятельности целой Академии. (С.И. Всвилов).

5. Не камень со иссечением имени твоего принесет славу твою в будущие столетия. Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит в устах народных за необозримый горизонт столетий. (А.И. Радищев).

6. Все должен был сделать сам, всему положить начало. (В.Г. Белинский).

VIII. Итог урока:

“Ломоносов был великим человеком. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”.

Источник

С какими трудностями столкнулся Ломоносов во время учебы в Москве?

С какими трудностями столкнулся Ломоносов во время учебы в Москве?

Трудно давались науки не хватало денег на жизнь он был из простого народа не было книг.

f0

Не хватало денег на жизнь.

f7

Какие трудности испытывает Индия в развитии своего населения?

Какие трудности испытывает Индия в развитии своего населения.

f5

Помогите написать сочинение на суждение на тему трудно ли мне простить прощения?

Помогите написать сочинение на суждение на тему трудно ли мне простить прощения.

f3

Естественные науки в новое время?

Естественные науки в новое время.

f0

Какие есть аргументы в пользу учебы в школе?

Какие есть аргументы в пользу учебы в школе.

f9

Помогите придумать небольшой рассказ «Моя учеба в школе» Нам просто нужно сделать презентацию, что можно еще добавить?

Помогите придумать небольшой рассказ «Моя учеба в школе» Нам просто нужно сделать презентацию, что можно еще добавить?

f0

Перечислите, какие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу, обитают в Москве?

Перечислите, какие виды животных и растений, занесенные в Красную книгу, обитают в Москве.

f7

Наука изущающающая материальную и духовную культуру особенности быта народа?

Наука изущающающая материальную и духовную культуру особенности быта народа.

f3

Наука, изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта народа?

Наука, изучающая материальную и духовную культуру, особенности быта народа.

f5

1) «Мне трудно учиться, я быстро устаю, не могу сосредоточиться» В организме не хватает Ешь больше 2) «Я медленно растут, часто посещаю зубного врача»?

1) «Мне трудно учиться, я быстро устаю, не могу сосредоточиться» В организме не хватает Ешь больше 2) «Я медленно растут, часто посещаю зубного врача».

В организме не хватает Ешь больше.

f9

Какие науки не относятся к естественным наукам?

Какие науки не относятся к естественным наукам.

f0

f1

В прошлые столетия не было технологий, наук, законов, были только звери и древние люди. В наше время все есть, технологии науки законы. Очень скоро появятся даже машины которые ходят по воздуху.

f2

f3

Всё это общение в разных формах.

f4

Гагарин космонавт первый человек который был в космосе лётчик после того как с космоса преземлился на землю получил звание майора умер 1966 неудачное испытание самолёта погубила его он разбился.

f5

f6

Не совсем у большинства руки чуть длиннее.

f7

f8

Красу, таланти, характер, розум та інші моральні багатства та здібності.

f9

Очень сильно изменяет луговые, степные и пустынные экоси­стемы интенсивный выпас скота. Животные поедают определен­ные виды трав, что приводит к распространению «не поедаемых» растений. На пастбищах разрастаются чемерица, щавель, сине­головник, пол..

Источник

Годы учебы в Москве и Санкт-Петербурге

15 января 1731 г. 19-летний М. В. Ломоносов был зачислен в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. Это учебное заведение, основанное в 1687 г., размещалось в центре Москвы в Заиконоспасском монастыре. С 1814-го оно называлось Московской духовной академией и семинарией. В ней учились поэт Антиох Кантемир, математик Леонид Магницкий. В 1919 г. академия была закрыта, возобновила работу в 1946 г.

В 1615 г., почти на 70 лет раньше Славяно-греко-латинской академии, была основана Киево-братская школа при Богоявленском монастыре, сейчас это Киевская духовная академия и семинария. Это старейшие и лучшие во времена Ломоносова учебные заведения, готовившие богословов.

Мало известно о том, как Ломоносов смог поступить в Славяно-греко-латинскую академию. В биографиях его обычно писали так: «в Москве, в сем городе, многолюдном и обширном, не имел он ни пристанища, ни знакомого. Начальник обоза познакомил его со старцем Заиконоспасского монастыря, который поместил его в училище».

479719 i 004

Заиконоспасский монастырь в Москве времен Ломоносова. Фототипия 1912 г.

Я. Штелин в первой биографии Ломоносова рисует еще более драматическую картину: «В Москве, где у него не было ни души знакомых, спал он первую ночь на возу. Проснувшись на заре, стал он думать о своем положении и с горькими слезами пал на колена, усердно моля бога ниспослать ему помощь и защиту. В то же утро пришел господский дворецкий на рынок закупать рыбы. Он был родом с той же стороны…»

Но эта версия вызывает сомнение. Известно, что прибыл Ломоносов в Москву в начале января, остановился у односельчанина, приказчика Я. Пятухина, и начал хлопотать о поступлении в академию. Забегая вперед, скажу, что и у него Ломоносов занимал деньги, не ясно только, единовременно или по частям в ходе учебы в Москве. «Отдал Я. Пятухину занятые 7 рублей через 6 лет, когда получил 300 р. на путевые расходы для поездки в Марбург». Пятухин как раз приехал в июле 1736 г. в Петербург, за несколько недель до отъезда Ломоносова в Германию. Сам Ломоносов писал еще, что жил в Москве у подъячего Сыскного приказа Ивана Дутикова. Поморы жили и в Москве, и в Санкт-Петербурге: служили, торговали, работали. Связи с односельчанами поддерживали всю жизнь. Наверняка, отправляясь в Москву, Ломоносов имел несколько адресов для постоя и какие-то планы на учебу.

При поступлении в Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов назвался сыном дворянина из Холмогор и скрыл свое крестьянское происхождение. Указом Синода от 1723 г. велено было «помещиковых людей и крестьянских детей, также непонятных и злонравных, отрешить и впредь таковых не принимать», что было запретом для крестьянских детей поступать в богословские учебные заведения. Учиться в них могли или дворяне, или сыновья священников. Документов о дворянском происхождении у Ломоносова не потребовали.

Программа Академии была рассчитана на подготовку богословов. Изучались, кроме латыни, церковно-славянский язык, география, история, катехизис, арифметика. После окончания первых 4 (из 8) классов ученики должны были читать, писать и говорить свободно по латыни. Далее учились стихотворству, сочинению и красноречию. 2 последних класса изучали философию и богословие. Знания проверялись регулярно, а по субботам нерадивых учеников секли.

Учился Ломоносов прилежно и показал успехи, особенно в латыни и греческом языке. Через год уже писал латинские стихотворения. За первый год учебы прошел программу трех классов, всего проучился в Академии около четырех с половиной лет. Получил доступ к Семинарской библиотеке и перечитал в свободное от классов время все бывшие там книги, богословские, философские, исторические.

Только неутомимая жажда знаний позволила Ломоносову выдержать довольно суровые условия жизни в Славяно-греко-латинской академии. Влиял на него и фактор возраста: поступил учиться в 19 лет, затем в Петербург поехал в 23 года. Он позже писал: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодолимую силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей, кроме меня, не имея (имеется в виду, что Ломоносов – единственный сын, у него была еще сестра Марья) говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство, которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын (медная монета стоимостью 3 копейки) в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку (монета стоимостью полкопейки) хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, болван лет в двадцать пришел латине учиться!» Много лет спустя он написал: «Тот беден на свете сем, кто беден не бывал».

Но главное, Ломоносов понял, что он не найдет в Славяно-греко-латинской академии естественных наук, к которым так стремился. Он не был удовлетворен богословскими предметами, поэтому вызвался ехать в экспедицию, снаряжаемую Сенатом, на реку Орь с целью основать новый город (сейчас это Оренбург). Для экспедиции требовался священник. Поскольку священника, желающего ехать из Москвы в глушь, не нашлось, решили выбрать кого-то из учеников старших классов академии и положить во священники. «Добровольцам» был «учинен допрос», и обман с дворянским происхождением Ломоносова раскрылся. Академия выпускала священников и строго следила, чтобы в эту категорию попадали только те, кто имел на это право по происхождению. Во время первого допроса Ломоносов сказал, что его отец – поп холмогорской церкви, а сам он «жил при отце своем…». О нем сказано в записях допроса, что в академии он «дошел до риторики» (средние классы), «не женат, от роду себе имеет 23 года… А расколу, болезни и глухоты и повреждения никакова не имеет; и скоропись пишет».

За сообщение о себе ложных сведений Ломоносову грозило лишение чина (если бы он стал священником) и пострижение в монахи в далекий монастырь. Ломоносов рассказал о себе всю правду, прибавив, что соврал «с простоты своей». Вот как выглядит правдивая версия: «Рождением-де он, Михайло, Архангелогородской губернии, Двинского уезду, дворцовой Куростровской деревни, крестьянина Василья Дорофеева сын и тот-де ево отец и поныне в той деревне обретается с протчими крестьяны и положен в подушной оклад. А в прошлом 1730-м году, декабря в 9-м числе, с позволения оново отца ево, отбыл он, Ломоносов, в Москву, о чем дан был ему и пашпорт (которой он утратил своим небрежением), и с Холмогорской воеводской канцелярии за рукою бывшего тогда воеводы Григорья Воробьева… А в экспедицию… пожелал он ехать самоохотно. А что он… сказался поповичем, и то учинил с простоты своей, не надеясь в том быть притчины и препятствия к произведению во священство; а никто ево, Ломоносова, чтоб сказаться поповичем, не научал. А ныне он желает по-прежнему учиться в оной же Академии. И при сем допросе сказал он сущую правду без всякия лжи и утайки…»

Когда открылось крестьянское происхождение Ломоносова, вопрос о том, чтобы стать священником, был закрыт навсегда. Ему грозило отчисление, но его успехи в учебе были столь очевидны, что допрос остался без опасных последствий. Высказывались предположения, что его защитил знаменитый Феофан Прокопович, сподвижник Петра I, писатель и архиепископ новгородский. М. П. Погодин даже приводит якобы сказанные им слова: «…Знаменитый Феофан Прокопович, Архиепископ Новгородский, советник Петра Великого, берет его под свое покровительство. Отличные люди узнают скоро друг друга и любят подавать себе взаимную помощь. «Не бойся ничего, – сказал Феофан Ломоносову, – хотя б со звоном в большой соборный колокол объявляли тебя самозванцем, я твой защитник!» Якобы при содействии Ф. Прокоповича Ломоносов был отправлен учиться в Петербургскую академию наук.

Сначала Ломоносова командировали в Киев на год для завершения образования в Киевской духовной академии, старейшем и лучшем высшем учебном заведении в России того времени. В Киев он был отправлен в 1734 г. и вернулся в Москву, не проучившись и года.

Судьба пошла навстречу желаниям Ломоносова: в конце 1735 г. – ему было 24 года – в числе 12 лучших учеников Академии он был направлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую академию наук, куда его зачислили в январе 1736 г. студентом без жалованья «на академическом коште».

479719 i 005

Здание Марбургского университета. Репродукция с гравюры XIX века

Ломоносов в Академии наук занимался математикой, физикой, химией, особенно любил заниматься минералогией и физическими экспериментами, начал учить немецкий язык. Потребность в химиках, знающих металлургию и горное дело, заставила Академию командировать трех студентов в Германию на учебу.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector