с какими трудностями сталкивается молодой учитель

Эссе «Я-молодой» С какими проблемами сталкиваются молодые учителя

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37

Подготовила: учитель начальных классов

Рахвалова Нина Алексеевна

«Учитель и ученик растут вместе…»

Мечты должны сбываться! Вы со мной согласны? Но человек должен сам исполнять свои желания, идти бесстрашно к своей цели, делать все для ее достижения. Одна моя мечта сбылась – я стала учителем. Молодым учителем…

Почему я стала учителем? Потому что на свете нет ничего удивительнее, чем видеть улыбки детей, их безвозмездную любовь, которую они дарят. Работа учителя – это настоящее призвание. А что для меня быть учителем? Это возможность давать свои знания, открывая новые и новые грани своей профессии.

Конечно, не все так гладко в нашей профессии. Дети, как и взрослые, имеют свой характер, а иногда даже сложный, где-то хотят показать себя выше. Но на самом деле, дети просто требуют внимания. Потому что у кого-то уже в этом совсем юном возрасте надломленная судьба. И становится страшно от того, что на сегодняшний день случается так, что кроме учителя ребенку некому помочь. В подобных ситуациях никакая педагогическая методика не сможет принести результатов. Тут необходимо проникнуться сердцем и душой к ученику. Потому что в этом озлобленном и жестоком мире, где шестилетний ребенок может пережить больше, чем я в свои годы, детям как никогда нужна чья-то поддержка, и, порой, их родители не в состоянии дать им то тепло, в которой они так нуждаются.

Но и нам – молодым учителям – нужна поддержка! Первый раз, шагнув на урок, мы испытываем огромный страх, что не сможем научить чему-то детей, не сможем выполнить свое предназначение, как учителя. В этом деле нам очень нужна поддержка более опытных коллег. Но не редко на различных семинарах слышится, что молодые учителя ничего не умеют, что у нас не получается дать детям нужные знания, мы не можем найти общий язык с некоторыми детьми, не правильно пишем конспекты, не умеем составлять рабочие программы, заполнять журнал и т.д. И, вообще, постоянно приходим с вопросами, и чему нас только учили! К сожалению, опытные педагоги забывают, что теория и практика очень сильно отличаются. И то, чему нас учили, редко пригождается нам на уроках. После таких слов опускаются руки. И если мы приходим в школу воодушевленными, то спустя время после таких речей понимаешь, что ничего у тебя не получается. Начинаешь чувствовать, что и профессию ты выбрал неверно, и на уроки уже идешь без особого желания и энтузиазма. Проблема начинает усугубляться. Но теперь, то ты точно никудышный учитель. Да и поддержки ждать не откуда, а, наоборот, тебя ругают снова и снова, указывая на ошибки в работе. В такие переломные моменты многие молодые учителя уходят из школы.

В школе я работаю второй год. Сейчас мои дети учатся во втором классе. На данный момент трудностей в работе стало немного меньше, чем в первый год моей работы, но все равно вопросов слишком много: как эффективно провести урок, чтобы больший процент детей понял тему урока; как найти подход к детям со своеобразным поведением на уроках; как воспитать в детях самостоятельность; как мотивировать детей на работу в школе? Со временем я научилась самостоятельно искать ответы на некоторые вопросы. Потому что понимаю, что мой наставник ввиду своей занятости не всегда может мне помочь. Да и как я говорила ранее, многие опытные учителя не всегда понимают, что может быть сложного в написании конспекта, да и в целом работы с детьми. Мне кажется, тут все дело в том, что молодые педагоги неверно формулируют свою проблему или же думают, что педагог-наставник должен ответить им в сию же секунду, все подробно рассказать, а лучше за них провести урок. При такой позиции не избежать конфликтов между молодым специалистом и опытным учителем. Молодым педагогам важно понимать, если постоянно просить помощи, то вероятность того, что ты когда-нибудь сам сможешь стать таким же учителем, как твой наставник очень маленькая. Ведь мы же учим детей, пытаемся натолкнуть их на верное решение, а не давать его в открытом виде. А сами забываем, что и мы должны учиться самостоятельности. Поэтому главной проблемой в работе молодого учителя я считаю неумение самостоятельно искать пути решения профессиональных проблем, и, как следствие, не умение научить детей самостоятельности.

Нельзя забывать, что в современном мире учитель является не авторитарной личностью, которая только говорит, как нужно делать, не давая ребенку возможности самостоятельно выбирать пути решения проблем, а является помощником для ученика, наставником, который в любой ситуации поможет, направит в нужное русло. При таком обучении ребенок чувствует, что все в его руках, что он обучается методом проб и ошибок, но чувствует, что в любой ситуации, где ребенку требуется помощь, ему поможет учитель.

Я считаю, что при таком обучении, где учитель воспитывает в ребенке умение искать информацию, учит самостоятельности, ребенок во взрослом мире станет более самостоятельным, будет более подготовлен к взрослой жизни, у него не будет боязни сделать что-то не правильно. Такой ребенок будет более успешен.

Но основной проблемой в обучении является то, что не все молодые учителя знают, как именно можно воспитать в обучающихся самостоятельность. Потому что ребенка нелегко чему либо научить, давая готовые знание, а тем более, как научить и приучить ученика к самостоятельности? И что же делать? Как решить данную проблему?

Процесс обучения очень сложный будь то научить ребенка говорить, есть самостоятельно или же учить математическим вычислениям. Тут учителю главное запастись терпением, понимать, что ничего не получается очень быстро и для всего нужно время. Здесь важно вспомнить себя, когда ты только пришел работать в школу, с какими трудностями ты столкнулся, и как много времени и терпения понадобилось учителю-наставнику, чтобы все объяснить молодому педагогу, что с первого раза все запомнить было очень сложно, и как раз за разом опытные педагоги объясняли одно и то же. По сути, в этот момент учитель также является учеником, учеником своей профессии. В такие моменты молодого учителя можно сравнить с учеником первого класса, который только пришел в школу, еще ничего не знает и не умеет, а более опытный педагог всегда придет на помощь. Так и мы должны помогать нашим детям.

Так как я являюсь учителем начальных классов, я считаю, что учитель начальных классов является главным учителем в жизни ребенка. На протяжении четырех лет обучения ступень за ступенью учащиеся получают знания, а учитель все это время помогает им стать личностью, радуется успехам ребенка и огорчается неудачам каждого своего ученика. Еще А.С. Макаренко сказал: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

В начальной школе закладывается фундамент, основные качества личности. Поэтому, если в начальной школе не воспитать в ребенке умение самостоятельности, он этого не постигнет.

Во время своей работы каждый учитель сталкивается с различными трудностями, но независимо от того сколько ты лет проработал в школе и какой у тебя за спиной стаж работы, все мы должны учиться быть лучше, учиться самостоятельно справляться с трудностями, повышать свой профессиональный уровень.

Я не пытаюсь стать для своих учеников «лучшим», «замечательным» или просто «хорошим» учителем. Я боюсь быть плохим. Ведь, как сказал Ричард Олдингтон: «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки». Плохой учитель укажет неверную дорожку, и сместится вектор развития личности человека. Плохой учитель – это омраченные воспоминания детства, это судьба человека, свернувшая вкось… Поэтому каждый, кто хочет быть учителем, он, прежде всего, должен чувствовать и понимать детей, и тогда дети полюбят своего учителя и школу.

Источник

«Она не учитель, здесь не задержится»: проблемы молодых учителей, приходящих в школу

590

Про адаптацию детей к школе написаны десятки книг и тысячи статей. А про то, как непросто приходится молодому учителю в первые годы в школе, практически не рассказывают. Участники конкурса «Учитель будущего» платформы «Россия — страна возможностей» делятся своими историями о начале своей карьеры и дают несколько полезных советов.

В первые дни работы в школе на молодого учителя обрушивается лавина сложностей. Какие-то из них предсказуемы и объяснимы: высокий уровень психологической и физической нагрузки, дисциплина в классе (точнее, ее отсутствие). Нередко сложности возникают и в отношениях с коллегами: когда более опытные учителя навязывают стиль ведения урока, отношения к тем или иным ученикам, поведение в коллективе. И со всем этим грузом как-то надо справляться. Но как? Это точно возможно?

Да. Ваш главный и самый надёжный помощник — уверенность, что профессия выбрана правильно. Такая уверенность видна сразу, причем всем.

590

Гусев Игорь Александрович, учитель физики в школе № 88, г. Тюмень:

«Я давно работаю директором школы и всегда наставляю молодых учителей в начале их педагогической деятельности. На мой взгляд, самое главное в работе с классом — с первых минут заполучить лидерство. Класс, с позволения сказать, это как стая маленьких волчат. Дети многого не знают, но их небольшой житейский опыт и сильнейшая интуиция позволяют считывать тебя с самого начала. Если дать слабину — тебя будут «кусать» долго и больно. Если перегнуть палку — тебя будут бояться и избегать. В конечном счете все это не на пользу самим же детям. Они не смогут получить нужный объем знаний, если будут отвлекаться или отстраняться. А вот если стать им «вожаком» с самого начала, тогда все получится максимально легко и эффективно.

Был у нас случай: пришла молодая учительница и с первого урока ее начала изводить ученица. Доводила до слез. Разговоры ни с ней, ни с родителями не помогали. Длилось это пару месяцев. Пришлось вмешаться мне. Во время беседы в моем кабинете я задал вопрос — почему?

Девочка ответила: «Она не учитель, она здесь случайный человек, долго не задержится. Я ее испытываю»

И ни мой вопрос «По какому праву?», ни убеждение в ошибочности суждения, ни разговоры о «шансе, который должен быть у каждого» не возымели никакого эффекта. Молодая учительница ушла через месяц. Возможно, она действительно попала в профессию случайно.

Поэтому мой главный совет будущим учителям — будьте уверены, что вы на своем месте. Говорят, что учитель — не профессия, а призвание. Это на сто процентов так. Если ты пришел по призванию — ты уже победил. Это самая главная причина, чтобы выстоять и не уйти».

Бывают и другие ситуации: вроде бы и дети адекватные, и учителю нравится его работа. Но ученики могут быть настроены против предмета, который новый педагог преподаёт. Что же делать?

590

Яицкая Светлана Павловна, учитель музыки школы № 7 «Эдельвейс», Приморский край:

«Самым сложным в первые дни моей работы в школе было наладить контакт с учениками, в особенности с трудными детьми. Я учитель музыки. К этому предмету не все относятся серьёзно, поэтому нужно было увлечь, заинтересовать детей. Я изучала их интересы и музыкальные предпочтения, чтобы быть с ними, как говорится, на одной волне. Затем начала вовлекать их в совместную творческую работу, подключила и учителей, родителей. В итоге у нас уже стало традицией участие учителей в школьных концертах, капустниках, веселых стартах вместе с учениками. Это очень сближает. Ничего не бойтесь, будьте уверены и последовательны. Постарайтесь разглядеть в каждом ребёнке его индивидуальные особенности.

Самым ценным в ситуации первого знакомства является выражение учителем искренней радости от встречи с учениками, интерес к ним и желание сотрудничать, спокойное принятие их самовыражения. Начинайте урок энергично. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины. Не падайте духом, удачи и огорчения осмысливайте философски: умный человек и из ошибок может извлечь пользу. Ищите!»

Молодые учителя тоже когда-то учились в школе. И вот спустя 6 лет один из таких учителей возвращается в свое родное образовательное учреждение с уверенностью, что тут уж все будет просто и понятно. И его, конечно, здесь помнят. Помнят и его отметки, и его успехи, и провалы. Так ли будет просто, как казалось?

590

Лемешко Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы № 6, Ростовская область:

«Сразу после выпуска меня пригласили работать в школу, которую я заканчивала. Все учителя были знакомы, все меня помнили. И в этом заключалась одна из проблем: учительскому коллективу сложно было перестать видеть во мне ученицу.

Сложно было принять, что мы теперь коллеги, равные. Очень помогла моя первая учительница, именно к ней я шла за помощью и поддержкой

Поэтому мои рекомендации молодым начинающим учителям: не бойтесь обращаться за советом, не пренебрегайте помощью, найдите человека, который сможет поддерживать вас в это сложное время.

А ещё мне было всё время страшно. Ведь теперь я уже не ученик, а учитель: я теперь взрослая, меня должны слушать и слышать. Как перестроить себя в стенах родной школы, принять свой новый и такой ответственный статус? Именно поэтому я советую будущим учителям учиться взрослеть. Учиться становиться взрослыми и отвечать не только за себя, но и за будущее поколение. Нужно в первую очередь понимать, что ты работаешь не для себя, не за зарплату. Ты работаешь ради детей, их будущего. Ради нашего общего будущего. Ведь оно зависит от того, чему мы научим, что вложим в головы своих учеников. Как бы пафосно это ни звучало, но я считаю, что учителя работают ради будущего всей страны».

Конечно, бывает и так, что молодому учителю везёт и все складывается отлично: хорошая школа, добрый коллектив учителей, прекрасные воспитанные дети, он сам воодушевлен и полон решимости «учить». Какие тут могут быть проблемы?

590

Парилова Надежда Борисовна, учитель географии лицея ИГУ, г. Иркутск:

«Когда я только пришла в школу, мне сразу дали старший класс. И моей главной проблемой был страх: страх не суметь ответить на вопрос, страх растеряться на глазах у детей, страх не оправдать статус учителя. Дети очень грамотные, разносторонние, эрудированные. Не на все их вопросы у меня был готовый ответ. И этот страх прошел только много лет спустя, когда я перешла работать в лицей. Переосмысливая прошлое, понимаешь, что не надо бояться не знать ответа.

Мой совет — не впадать в ступор, не паниковать. Нужно показать детям, насколько интересен заданный вопрос, и вместе искать ответ

Другой проблемой была невозможность вывалить на детей все знания, которые хотелось бы. Это я осознала позже. Основная задача учителя на уроке — не впихнуть как можно больше, а научить учеников взаимодействовать — между собой, с учителем, с родителями. Сделать так, чтобы происходил обмен: знаниями, навыками, ценностями, информацией. Мне повезло: я пришла в школу вместе с другой учительницей. Нам выделили отдельный кабинет, и мы все время обсуждали рабочие ситуации, делились проблемами, мнениями. Помогали друг другу. Я прошу всех молодых учителей не отчаиваться после первых трудностей, не опускать руки. Найти, разглядеть единомышленников и пытаться найти свой способ преподавания. В школе нет случайных людей. Ты либо принимаешь этот особый мир, либо он тебя выбрасывает. Если вы искренне выбрали школу — будьте уверены в себе. Значит, вы сможете».

На первых порах молодой педагог сталкивается с множеством трудностей. Действительное выглядит не очень-то похожим на желаемое. И в это непростое время молодому учителю очень важно понимать, для чего он тут находится и что его ждет. Молодому специалисту необходимо видеть реальные перспективы своего профессионального роста. Это значительно облегчит период адаптации и поможет пережить первые трудности в школьной жизни.

Всероссийский конкурс «Учитель будущего» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей» по поддержке и продвижению учителей, которые умеют работать сообща и готовы применять современные практики в своей работе. Он проводится при поддержке Министерства просвещения РФ в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». 24 ноября стартовал специальный трек «Учитель будущего. Студенты» для тех, кто еще учится и только собирается стать педагогом. Зарегистрироваться на него можно до 25 января на сайте.

Источник

Трудности молодого учителя

В данной работе автор, анализируя собственный опыт работы в школе, разбирает некоторые проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, а именно: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.

Просмотр содержимого документа
«Трудности молодого учителя»

Трудности начинающего учителя

Выпускник педагогического вуза либо колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения. Однако на этом пути его ждет множество проблем, конечно, известных науке и описанных в работах Н.В.Кузьминой, А.К.Макровой, Л.М.Митиной, А.Б.Орлова и др. В целом ученые ориентируют на системное видение профессиональной деятельности и мастерства [1].

В данной работе автор, анализируя собственный опыт работы в школе, разбирает некоторые проблемы, с которыми сталкиваются молодые специалисты, а именно: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.

Молодому учителю может быть тяжело установить контакт с детьми из-за чрезмерного беспокойства, которое охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и начинают «проверять» педагога «на стойкость».Некоторые начинающие преподаватели сталкиваются с трудностями самоорганизации и планирования собственноготрудового дня и отдыха. Вследствие этого педагогу не хватает времени на проверку тетрадей и подготовку к уроку, на выполнение каких-либо других обязанностей.

Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, к развитию в себе профессионально важных качеств.

Проблема №1:Молодому учителю могут навязывать мнение об учениках. Еще не видя детей,он получает «установку» на того или иного ребенка, у него начинает складываться некий образ, он может воспринимать ученика предвзято.

Что делать в такой ситуации? Постараться составить собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные мнения. Особенность установки заключается в том, что молодой педагог, желая ее подтвердить, воспринимает действия ребенка в пользу этой установки.

Проблема № 2. Психологический климат на уроке.

Психологический климат – состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогом.У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут на уроке должна создаться обстановка доброжелательности.

Как расположить коллектив к себе? Необходимо выполнить следующие действия:

Выбрать правильную позу. Типичная ошибка если преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Дети сразу сковываются, бояться отвечать.

Информацию необходимо подавать с позиции «МЫ». Не нужно употреблять в своей речи слишком много сложных терминов. Дети не только не поймут вас, но и будут относиться недоброжелательно. Ни в коем случае нельзя употреблять такую фразу как «На пять здесь знаю только я».

Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент,надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза

Проявлять интерес к своей работе, предмету и к ученикам. Проблема № 3.Недостаток мотивации у учеников.

Это одна из «вечных» проблем, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания. Как сформировать мотивацию в классе? Наука дает много ответов, но наш небольшой опыт говорит:сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. учитель должен быть воодушевлен сам, ему должен быть урок интересен.Учитель сам должен хотеть узнавать новое, учиться, в том числе участвовать в конкурсах, выступать на конференциях, заниматься саморазвитием.

Проблема № 4. Проблема дисциплины.

Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать вести урок.Как добиться хорошей дисциплины? Тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.Урок должен быть интересным, а без подготовки добиться этого невозможно.

Проблема №5. Взаимоотношения с родителями.

Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали либо не хотят, либо не могут.

Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.

На собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с отдельным ребенком, лучше обсудить в индивидуальной беседе с родителем.

Не стоит избегать конфликтов. Надо своевременно решать назревшие противоречия.

Желательно после уроков наедине побеседовать с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка.

Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

Это далеко не все трудности молодого педагога, и решение проблем в работе дается не просто, но желание достигать результатов, стремление учиться, совершенствоваться приведут к успеху. Свои удачи и провалы молодой учитель должен анализировать, опираясь на научные представления о профессиональной культуре, личности педагога [2, с.34-37]

1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2005.

2. Педагогика: учебник для высш. учеб. заведений / П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: «Академия», 2010. – 512 с.

Источник

Трудности молодых педагогов

shamikaeva

Шамикаева Анна Сергеевна,

психолог МБОУ «Гимназия № 13» г. Новосибирска

Трудности молодых педагогов

Выпускник педагогического вуза или колледжа, придя работать в школу, начинает в своем ежедневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения профессии. Процесс самореализации в педагогической сфере начинается с адаптации к труду в образовательной организации. Нередко начинающие педагоги сталкиваются с определенными трудностями на почве возникающих противоречий. Мы поговорим о наиболее часто встречающихся противоречиях, с которыми сталкивались молодые учителя, обращавшиеся в психолого-педагогическую службу гимназии.

Первое из них состоит в том, что ожидания молодого педагога могут не совпадать с действительностью. Выбрав будущую профессию учителя, человек полон энтузиазма, желания давать знания детям, делиться с ними жизненным опытом, видеть заинтересованность в детских глазах. Но в реальности учитель встречается с тем, что все дети разные, не все дети с радостью идут на его уроки, некоторые учащиеся не хотят учиться и слушать учителя, мешают вести урок, отвлекают других. Другие противоречия могут быть связаны с тем, что с одной стороны, существуют требования, предъявляемые профессией педагога к личностным качествам, способностям и психофизиологическим возможностям человека. С другой стороны, каждый человек имеет свои индивидуально-психологические особенности, свою психофизиологическую конституцию, располагает своим здоровьем и способностями. К примеру, молодой учитель может столкнуться с проблемами, как лучше поддерживать дисциплину в классе, как реагировать на неуместные или провокационные высказывания учащихся, как удерживать временной регламент в структуре урока. Учитель может прекрасно подготовиться к уроку, но кто-то из ребят нарушает дисциплину в классе и дети не воспринимают новый материал. Такие ситуации могут вызывать у молодого педагога самые различные переживания, от отчаяния и тревоги, потери уверенности в себе, до злости и раздражения на учеников-провокаторов. Это можно объяснить тем, что определенные личностные особенности учителя, его черты характера, отчасти способствуют возникновению таких ситуаций. Педагог может испытывать излишнее волнение, которое охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и начинают «проверять» педагога «на стойкость». Или же, напротив, учитель может намеренно пытаться быть чрезмерно строгим тогда, когда на самом деле это противоречит его характеру. Кроме того, некоторые дети могут нарушать учебный процесс не намеренно, а в силу своих психологических особенностей, таких как, например, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и других. Учитель ошибочно может воспринимать «плохое» поведение таких детей следствием недостаточного воспитания или же принимать его на свой счет, что ребенок ведет себя так специально, будто бы назло.

Некоторые педагоги так же, как люди других сфер деятельности, могут обладать таким качеством, как перфекционизм. Тогда они стремятся делать все безукоризненно идеально, предъявляют к себе слишком высокие требования, боятся совершить ошибку или показать детям свое незнание каких-либо фактов. В связи с этим возникает психоэмоциональное напряжение, и тогда нестандартные ситуации, такие как каверзные вопросы учащихся, случайные оговорки, технические неполадки средств ИКТ и другие незапланированные случайности, могут «выбить» педагога из колеи, вызвать растерянность, чувство вины или раздражение. Это может в свою очередь вызвать неоднозначную реакцию как у самого учителя, который может воспринимать подобный случай как трагедию, так и у учащихся.

Еще одно частое противоречие связано с необходимостью учителя в постоянном самосовершенствовании и саморазвитии, и ограниченном количестве свободного времени. Некоторые начинающие педагоги сталкиваются с трудностями самоорганизации и планирования своего рабочего времени и отдыха. В результате, педагогу не хватает времени на проверку тетрадей и подготовку к уроку, на выполнение других трудовых обязанностей, в связи с чем возрастает риск возникновения синдрома эмоционального выгорания, ухудшения общего самочувствия и даже потери интереса к работе.

tetradki

Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, к развитию в себе профессионально важных качеств. Большое значение имеет умение грамотно и выразительно строить свою речь, развитое чувство юмора, критичность, развитая способность к самоанализу. Прежде всего, необходимо выработать свой собственный стиль педагогической деятельности, который будет проявляться в том, как учитель преподносит себя, как он общается с учениками, с коллегами, как ориентируется в возникающих профессиональных ситуациях. В этом молодому педагогу поможет, главным образом, его искренность. Открытость, естественность в общении, отсутствие страха показать себя таким, какой он есть, ощущение самого себя как уверенного, активного, способного человека, – все это задает индивидуальный стиль педагога. Для формирования своего собственного стиля в работе педагогу пригодится способность к профессиональной рефлексии. Она заключает в себе умение осознавать и анализировать свои чувства, мысли, желания и действия в соответствии с требованиями профессии. Она тесно связана также с личной рефлексией, которая позволяет педагогу в целом лучше понимать себя во всех сферах своей жизни.

Случается так, что у начинающего педагога в работе возникают трудности, проблемы, которые он сам не может решить в силу различных причин. Он может понимать, почему возникла та или иная ситуация, но не знать, как найти выход. А может и находиться в растерянности от незнания не только решения проблемы, но и причин. В любом случае, педагог, скорее всего, испытывает стресс, что может отрицательно отразиться не только на его профессиональной деятельности, но и на его самочувствии и даже физическом здоровье, что очень опасно. Куда же обратиться за помощью? Педагогическая литература, общение с коллегами, интернет-ресурсы – наиболее распространенные способы поиска решения возникших проблем. Но далеко не всегда они оказываются эффективными. Помимо этого, педагог может обратиться за помощью к психологу. Можно проконсультироваться с психологом из психолого-педагогической службы образовательного учреждения или посетить специалиста психологического центра. Работая с психологом, педагог сможет лучше понять причины возникновения проблемной ситуации и наметить пути ее изменения в наиболее благоприятное русло.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector