- 5 стран, армии которых могут поддержать Россию даже против США
- Страны ОДКБ – насколько они союзники России?
- Что мы знаем о пяти союзниках России
- С какими странами мира Россия может создать военный союз в ближайшее время
- 1. Китай
- 2. Коалиция пяти стран
- Страны, с которыми РФ проводит учения, могут войти во временную коалицию с Россией
- Вывод
- Какие страны готовы поддержать Россию в случае войны
- Насколько страны ОДКБ являются союзниками России
- Пять стран, которые являются настоящими союзниками России
- Что известно о пяти союзниках России
- Сирия
- Никарагуа
- Венесуэла
- Союзники России – кто они?
- Кто входит в ОДКБ – союзники или потенциальные противники России?
5 стран, армии которых могут поддержать Россию даже против США
Помимо стран ОДКБ в мире существует несколько государств, которые не только поддерживают РФ в ООН и официально признают Крым российским, но и при необходимости могут оказать военную помощь нашей стране.
Но для начала несколько слов о странах ОДКБ, которые являются союзниками России «на бумаге».
Страны ОДКБ – насколько они союзники России?
ОДКБ – это союз анти-террористического направления. Его главная цель – защита от проникновения в страны ОДКБ боевиков различных запрещенных в РФ организаций, а также противодействие наркотрафику и сохранение действующего конституционного строя.
У меня есть большое сомнение в том, что наши номинальные союзники, такие как Белоруссия или Казахстан, придут на помощь России в случае, если наша страна будет находиться под угрозой ведения боевых действий на территории, которая не входит в зону ответственности ОДКБ.
Кроме того, эти страны далеко не всегда поддерживают Россию даже в ООН. Например, ни одно из государств ОДКБ однозначно не признало Крым российским. Да, они голосовали против украинских резолюций, но для них Крым официально не принадлежит РФ.
Почему они не признали Крым – у меня есть отдельная статья про 4 причины. Поэтому на данный момент у России есть только пять безоговорочных союзников, прчем все они не входят в ОДКБ.
Эти пять стран если и зависят частично от США, то не ставят эту зависимость на первое место по отношению к России. И это выражается в том, что они официально, на уровне ООН, признали Крым территорией Российской Федерации.
Не боясь действий США, не боясь санкций или их ужесточения. Не боясь даже военной интервенции, как в случае с Венесуэлой.
Есть еще Афганистан, но его признание Крыма за РФ имеет, скорее всего, политический подтекст – афганское правительство мечтает заметить «миротворцев НАТО» на российский контингент, но РФ не соглашается, как не соглашаются и США.
Зато, например, про боливарианские страны Латинской Америки знают многие. У них есть причина поддерживать РФ. Это помощь СССР и России и особая форма управления государством, которая отрицает империализм. А что мы еще знаем о пяти наших союзниках?
Что мы знаем о пяти союзниках России
Во-первых, ни одна из перечисленных стран не имеет четко выраженного военного союза с Россией.
Во-вторых, они не имеют общей сухопутной границы с РФ (за исключением Северной Кореи).
В-четвертых, после анализа ситуации у меня зреет убеждение, что они могли бы направить свои воинские контингенты в любую точку планеты, если бы об этом попросили в Москве.
В-пятых, все эти страны имеют сложные отношения с США, поскольку не желают жить под диктат «западной демократии» и имеют для этого все возможности.
Также думаю, если России понадобится укрепить оборону Дальнего Востока, то КНДР вполне может направить пару-тройку дивизий для обороны Владивостока от, например, японцев. Для миллионной армии Северной Кореи это небольшой контингент, а вот для Японии – серьезная сила.
И это несмотря на то, что официально отношения между РФ и КНДР не особо развиты, и Россия даже поддержала ООН, введя против Северной Кореи санкции.
Кроме того, если Россия попросит, то воинские контингенты Кубы и Никарагуа появятся в Африке или Венесуэле, или, наоборот, войска Венесуэлы могут появиться на Кубе. Напомню, данную технологию «обкатали» еще при СССР, когда кубинские войска защищали революции в Анголе и Эфиопии.
Ну, а сирийские батальоны и добровольцы вполне могут помочь России, если понадобится навести порядок в Ираке или Ливии.
Таким образом, реальных союзников у России, которые могут оказать поддержку и помощь даже военным путем, на данный момент насчитал всего пять.
И это в противовес США, которые могут создать коалицию из десятков стран, например, для бомбардировок Сирии. Но каждая из этих пяти стран действует не за деньги, что намного ценнее, чем любая американская коалиция, куда заставляют записаться государства, которые зависят от мнения Вашингтона.
Кстати, по моему мнению, за Китай не заступится ни одна другая страна. Разве что кроме КНДР.
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.
С какими странами мира Россия может создать военный союз в ближайшее время
Существует несколько стран мира, которые могут быть интересны России в плане создания с ними военного союза. Причем речь идет о государствах, которые не входят в уже существующую ОДКБ.
Под «военный зонтик армии РФ» хотели бы перейти многие государства. Например, этого желает главнокомандующий армии Ливии Хафтар, который контролирует 90% территории это страны. На это рассчитывает Судан, предлагая построить военно-морскую базу России в Красном море.
Этого же желает президент Филиппин Дуэрте, который открыто предлагал создать оборонительный союз РФ, Китая и своей страны. Подобные предложения поступали от Венесуэлы и т. п.
Но имеются и более практичные варианты. Например, есть ряд предложений, которые заслуживают особого внимания. Вот только два из них.
1. Китай
Военный союз РФ и КНР фактически существует де факто. Наши страны проводили и проводят военно-морские маневры в Балтийском море, Средиземном и Черном морях, на Дальнем Востоке. Также китайские войска участвуют в учениях в Сибири и т.п. То есть, налажено полное взаимодействие родов войск, нет только оформления военного союза де юре.
Официально зафиксировать союз в 2016 году предлагал военный атташе КНР в РФ Куй Яньвэй.
Вероятно, это происходит из-за того, что наш президент скрытен (закалка офицера КГБ и ФСБ) и не желает показывать все «козыри», имеющиеся на руках.
Кроме того, официально созданный военный блок позволит США начать давление на своих союзников с целью увеличения расходов на оборону. За чем последует бессмысленная гонка вооружений.
В общем, пока военный союз Москва-Пекин, существуя фактически, не существует на бумаге. Но его создание возможно в любое время.
2. Коалиция пяти стран
Мало кто знает, но один из приближенных аятоллы Ирана генерал Рахим Сафави примерно год назад предложил России создать ближневосточный военный союз. Союз должен был включать сам Иран, а также Ирак и Сирию, Пакистан и собственно РФ.
По мнению иранской стороны, такая коалиция укрепит все страны ближневосточного региона, что особенно важно для самого Ирана, а также для находящейся под санкциями Запада Сирии.
Например, Пакистан, войдя в союз с Россией, оттянул бы внимание Москвы на себя от Индии, которая пользуется большой поддержкой РФ.
Помимо этого Багдад давно предлагал нашей стране провести такую же операцию ВКС, какую они провели в Сирии, на территории Ирака.
Кроме того, зная отличные отношения всех перечисленных государств с Китаем, можно говорить в будущем и о поддержке коалиции со стороны Поднебесной.
Нам до сих пор неизвестно, что ответили в Москве на предложение Тегерана. Но ситуация на Ближнем Востоке меняется стремительно, поэтому Россия в любой момент может объявить о своей поддержке создания новой ближневосточной коалиции.
Страны, с которыми РФ проводит учения, могут войти во временную коалицию с Россией
Для проведения совместных учений не обязательно вступать в долгосрочный военный блок. Но такие мероприятия позволяют отработать совместные действия разных родов войск и укрепить взаимное доверие, аналогичное доверию стран, находящихся в официальном военном союзе.
Но самое главное – государства, с которыми проводит военные учения Россия, являются потенциальными союзниками в кризисные периоды, несмотря на их часто внеблоковый статус.
Как минимум, в случае необходимости с ними можно создавать временные военно-политические коалиции для решения конкретных задач.
С какими странами кроме ОДКБ и Китая Россия проводила учения различного уровня только в 2017 году:
Любая из этих стран кроме ОАЭ может войти во временную коалицию с Россией для решения краткосрочных задач. Например, для ликвидации террористических формирований или для борьбы с пиратством.
Вывод
Не забудьте ниже поделиться новостью на своих страницах в социальных сетях.
Какие страны готовы поддержать Россию в случае войны
Кроме стран ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), существуют несколько государств, которые не только поддерживают Российскую Федерацию в ООН и официально признают Крым российским, но и при случае могут изъявить военную поддержку.
Насколько страны ОДКБ являются союзниками России
ОДКБ является антитеррористическим союзом. Его главная цель — обеспечить защиту проникновения в государства-члены ОДКБ различных организаций, запрещённых в Российской Федерации. Также он обеспечивает защиту от незаконного оборота наркотиков и сохранность текущего конституционного строя.
У большинства экспертов есть сомнения в том, что номинальные союзники России, такие как Беларусь или Казахстан, придут на помощь, если РФ будет находиться под угрозой боевых действий. В частности, это касается областей, которые не включены в зону ответственности ОДКБ.
Помимо этого, данные страны не всегда поддерживают Россию даже на заседаниях ООН. Например, ни один член ОДКБ однозначно не признал Крым русской территорией.
Да, они проголосовали против украинских резолюций, но для них Крым официально не принадлежит Российской Федерации.
Недавние статистические данные называют пять основных союзников России. Ни одна из названых стран не является союзником ОДКБ.
Пять стран, которые являются настоящими союзниками России
Венесуэла, Куба, Никарагуа, Сирия и КНДР — эти пять стран хоть частично и зависят от Соединенных Штатов, но отношения с Россией для них первоочередные.
Это выражено в том, что они официально признали Крым частью Российской Федерации на уровне ООН. Этому не помешал страх перед Соединёнными Штатами, санкциями и внешнего осуждения.
Признал российским Крымский полуостров и Афганистан, но этот жест имеет, скорее всего, политический подтекст.
Что известно о пяти союзниках России
Боливарианские страны Латинской Америки имеют прямые основания для поддержки Российской Федерации на международной арене:
КНДР готова обеспечить оборону России на границе с Владивостоком, несмотря на то, что официальные отношения между РФ и КНДР особо не развиваются. Россия даже поддержала ООН, приняв санкции против Северной Кореи.
Сирия
Сирийские батальоны и волонтёры могут помочь России, если активизируется военная ситуация в Ираке или Ливии.
Никарагуа
За последние десять лет у Манагуа и Москвы сложились дружественные дипломатические отношения. Не так давно также были проведены официальные встречи на высоком уровне. В последние годы Никарагуа активно закупает российскую военную технику.
Венесуэла
Венесуэла является стратегическим внешнеторговым партнером РФ в латиноамериканском регионе. Россия финансирует Венесуэлу миллиардами долларов США. В 2009, 2012 и 2014 годах РФ выделяла Венесуэле крупные кредиты на покупку российских вооружений.
Со времён Фиделя Кастро Россия является главным стратегическим партнёром Кубы. Согласно официальным данным, отношения между Гаваной и Москвой основываются на уважении, доверии и прозрачности. Страны заключают соглашения о промышленном и военно-техническом сотрудничестве.
Таким образом, настоящих союзников России, которые могут поддержать и помочь в условиях боевых действий, на данный момент всего пять. Но каждая из этих пяти стран готова помочь не за финансовое вознаграждение, в отличие от американской коалиции.
Союзники России – кто они?
Наши ближайшие партнеры на постсоветском пространстве
Об авторе: Андрей Львович Фролов – главный редактор журнала «Экспорт вооружений».
|
С.А. Денисенцев, А.В. Лавров, Ю.Ю. Лямин, А.В. Никольский. Союзники / Под ред. К.В. Макиенко. – М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2020. |
К известной фразе, которую приписывают императору Александру III, о том, что «у России есть только два союзника – армия и флот», в XXI веке явно добавились и союзники в истинном смысле этого слова. Речь идет об Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Эти страны, с одной стороны, хорошо известны, с другой – тематика союзнических отношений этих стран с Россией до сих пор считается малоизученной и часто служит почвой для мифов. Этот пробел в современной политологической науке восполнен в новой книге, изданной центром анализа стратегий и технологий «Союзники».
Коллектив авторов – Сергей Денисенцев, Антон Лавров, Юрий Лямин и Алексей Никольский – детально описал упомянутые страны, используя единый методологический подход: общие сведения, экономика, вооруженные силы, оборонная промышленность, отношения с Россией, иностранная военная помощь и военно-техническое сотрудничество. Авторы рассмотрели важность партнеров России не только исходя из их военной важности, но также с точки зрения их экономического, демографического, культурного, географического потенциала. Но самое важное – был оценен уровень их лояльности. В итоге получается интегральная оценка, которую редко встретишь в открытых трудах.
Рассмотрим более подробно выводы по каждой стране. Так, для Армении партнерство с Россией рассматривается как гарантия защиты от потенциально катастрофического сценария одновременной войны с Турцией и Азербайджаном. При этом Россия сохранила существенное военное присутствие на территории республики, а Армения по мере сил поддерживает позицию Москвы в различных международных организациях. По мнению авторов, несмотря на ряд сложностей, на данном этапе отношения двух стран продолжают успешно развиваться в рамках ОДКБ и ЕАЭС. Но дальнейшее развитие сотрудничества будет зависеть от политики нового руководства Армении.
Весьма интересным представляется наблюдение в отношении Белоруссии. Так, кажущаяся лояльность Белоруссии на самом деле является вынужденным выбором для нее, сделанным в рамках конкретных исторических условий конца 1990 – начала 2000-х годов. Но на сегодняшний день они уже потеряли актуальность, тем более в условиях активного воздействия на страну со стороны США и Европейского союза в рамках политики мягкой силы. В работе отмечается, что в стране поддерживается весьма низкий уровень милитаризации, но при этом руководство страны весьма скептично рассматривает гарантии безопасности со стороны России. Основной вывод заключается в том, что Россия заинтересована в поддержании близких контактов с Минском в оборонной сфере и максимальном использовании производственных и научных ресурсов в своих интересах.
Говоря о Киргизии, авторы работы обращают внимание на интересный факт: дислокация формирований силовых ведомств Киргизии отчетливо демонстрирует две главные (из числа потенциальных) угроз безопасности: повторение «революций» в столице и вторжение исламистских боевиков по типу 1999 года на юге страны. Впрочем, по состоянию на начало 2020 года обе угрозы не стоят не повестке дня. Будущее отношений с Россией имеет все шансы на укрепление экономических и гуманитарных связей. Россия по-прежнему останется главным спонсором всей военной организации Киргизии, а в случае появления военных угроз выступит в роли союзника.
Не меньший интерес представляет и анализ ситуации с самой бедной страной бывшего СССР – Таджикистаном. Эта ситуация явно сохранится надолго. Она связана и с большим числом – около 2000 – радикалов, уехавших воевать на Ближний Восток. Также к потенциальным угрозам относится соседство с Афганистаном, чье будущее предсказать практически невозможно. Поэтому делается вывод о том, что нынешние власти страны вряд ли будут препятствовать росту российского влияния, а нынешнего –минимального – российского военного присутствия в стране вполне достаточно как для обучения местных силовиков, так и контроля над обстановкой в области безопасности.
В целом российский читатель получил весьма обстоятельную работу, в которой затрагивается практически весь спектр политико-экономических вопросов, связанных с ближайшими российскими партнерами на постсоветском пространстве. Важно, что исследование лишено личных пристрастий и снабжено богатым фактическим материалом. Неординарными представляются ряд выводов по странам, которые позволяют взглянуть на отношения России с ними совершенно с иной стороны.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Кто входит в ОДКБ – союзники или потенциальные противники России?
Обострение конфликта Армении и Азербайджана обозначило кризис системы коллективной безопасности в СНГ
Об авторе: Владимир Валентинович Попов – доктор исторических наук, ветеран боевых действий, полковник запаса.
Фото сайта odkb-csto.org
Пока на границе Азербайджана и Армении шла перестрелка, много вопросов возникло по поводу того, кто может вмешаться в боевые действия и в случае необходимости развести враждующие стороны. Инструментом умиротворения в этой ситуации могли стать силы Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), однако ее функционеры так и не выступили с содержательными предложениями. Приходится констатировать: нет примеров, когда ОДКБ участвовала бы в разрешении подобных противоречий. Повторение ситуации в очередной раз поставило вопрос о том, насколько действенна эта структура и кому она нужна.
Сейчас в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Все они считаются союзниками России, которую принято считать силой, заинтересованной в сохранении организации. Что же РФ за это получает? Ни один из членов ОДКБ не признал независимый статус Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Москва. Завис и вопрос о статусе Нагорного Карабаха (НК). Вопрос об этой территории представляет собой как бы квинтэссенцию всех противоречий вокруг Договора о коллективной безопасности. Армения входит в ОДКБ, а Азербайджан был в этой организации, но практически сразу вышел из нее в 1994 году. Это случилось, видимо, после того как в Баку поняли, что 20% территории, которую удерживает Армения в Карабахе, вряд ли без большой кровопролитной войны отойдет Азербайджану… Конфликт есть, и варианты его разрешения в рамках ОДКБ не намечаются.
Помнится, в 1990-х годах ходили разговоры, что в Нагорный Карабах введут коллективные миротворческие силы ОДКБ. Более того, нет ни одного примера, чтобы организация участвовала в разрешении подобных противоречий. А конфликтов было немало. Таджикистан – события 2010 года в Ферганской долине. Июнь 2010 года, когда из-за противостояния киргизской и узбекской диаспор, фактически поставившего Киргизию на грань гражданской войны, был экстренно созван Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Его созвали для решения вопроса о военной помощи Киргизии, заключающейся во введении в страну подразделений Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). С этой просьбой к тогдашнему президенту РФ Дмитрию Медведеву обратилась глава Киргизии того времени Роза Отунбаева. Но ответ был – нет… Тогда, после отказа ОДКБ от содействия урегулированию ситуации в государстве – члене ОДКБ резкой критике эту организацию подверг президент Белоруссии Александр Лукашенко. Может быть, именно поэтому 28 июня 2012 года Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ (официально приостановлено 19 декабря того же года). А ведь после этого были еще противостояние Грузии с Абхазией и Южной Осетией в 2008 году, Донбасс 2014 года. Задачей организации названа защита территориально-экономического пространства стран – участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. ОДКБ как единый военно-политический союз все эти задачи выполняет пока виртуально. КСОР ни разу не участвовали в боевых операциях.
При этом мы видим другой пример – действия коллективных сил НАТО, которые проявляют активность и в тех регионах, где у России и ее союзников по ОДКБ есть свои геополитические интересы. Признавая определенные противоречия между странами – членами Североатлантического блока, нельзя отрицать боевую эффективность и слаженность его действий в конфликтных зонах. Бомбежки в 1999 году Югославии, отторжение Косово, а также оккупация в начале 2000-х годов Ирака, а в последующем Афганистана, Сирии – эти примеры говорят о том, что в НАТО верны исповедуемым принципам, как бы мы к ним ни относились.
Но вернемся к размышлениям о том, кому выгодно существование ОДКБ. Мы видим, что Армения и Казахстан хоть и являются членами организации, но заигрывают с НАТО. Они готовы укреплять военно-политические связи с альянсом и даже подумывают о членстве в блоке. Как это сочетается с сохранением ОДКБ, сказать трудно. Между тем коллективные силы каждый год проводят совместные учения, собираются в штаб-квартире в Москве, чтобы обсудить насущные проблемы. Но, к сожалению, реальной работы по защите интересов входящих в организацию государств, решению конфликтных проблем – минимум.
Пока идет лишь регулярная подготовка войск. Главный побудительный мотив к этому, конечно, формирует Москва. Начиная с 2005 года Россия начала безвозмездно готовить кадры для стран ОДКБ в своих военных учебных заведениях. С 2010 года в РФ стали учиться военнослужащие из Казахстана, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии. Сейчас их в военных вузах насчитывается несколько тысяч человек. Но есть ли в этом сотрудничестве какой-то смысл и польза для нашей коллективной обороны? Пока отношения между странами складываются так, что непонятно, в каких вооруженных конфликтах окажутся замешанными окончившие российские военные вузы специалисты после выпуска, а главное – на чьей стороне.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.