- Конец научному обсуждению территориальных вопросов России?
- uCrazy.ru
- Навигация
- ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
- ОПРОС
- СЕЙЧАС НА САЙТЕ
- КАЛЕНДАРЬ
- Сегодня день рождения
- Рекомендуем
- 6 стран, которые имеют территориальные претензии к России
- Территориальные споры России
- Содержание
- Споры о территориальной принадлежности
- Абхазия
- Китай
- Республика Корея
- Тайвань
- Украина
- Эстония
- Япония
- Споры об экономических правах
- Шпицберген
- Арктический шельф
- Антарктика
- Космическое пространство
- Границы космоса и воздушного пространства
- Орбитально-частотный ресурс
- Статус Луны и других небесных тел
- Видео по теме
Конец научному обсуждению территориальных вопросов России?
В обновленной Конституции появился запрет на любые действия, направленные на отчуждение части территории, а также призывы к таким действиям (п. 2.1 ст. 67). В рамках обширной законотворческой работы по приведению законодательства в соответствие с новыми конституционными положениями в Госдуму внесен законопроект № 989303-7. Он дополняет УК РФ статьей 280.2, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет за отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности. Исключение составляют действия по делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы.
Помимо этого, в УК РФ сохранилась статья 280.1, запрещающая публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности. Тем же законопроектом предлагается применять статью 280.1 только в случае повторного совершения деяния, при котором лицо уже было привлечено к административной ответственности. Для реализации этого порядка другой законопроект № 989291-7 дополняет КоАП РФ статьей 20.3.2 об административной ответственности за публичные призывы к нарушению территориальной целостности.
В этой связи возникает вопрос о самой возможности научно-правовой дискуссии о статусе и судьбе территорий, на которые претендуют другие государства. К таким территориям в первую очередь относятся южные Курилы и Крым. В свете предлагаемой статьи 280.2 УК РФ такая дискуссия подпадает под определение «иных действий», направленных на нарушение территориальной целостности. В этом смысле даже простой обзор различных точек зрения на территориальный вопрос может привести к уголовному преследованию. После принятия законопроекта можно забыть о научном изучении территориальных проблем. Насколько такое ограничение обоснованно?
Понятны интересы государства предотвращать любые попытки отчуждения ее территории. Государство вправе требовать от своих граждан лояльности в решении этих вопросов. Публичные призывы к отделению какой-либо части государственной территории или принятие непосредственных действий по нарушению территориальной целостности должны караться по всей строгости закона. Но допустимо ли распространять аналогичный подход на высказывания гражданами своего мнения, в том числе в форме научной полемики?
Представляется, что нет. Свобода выражения мнения гарантируется Конституцией и многими основополагающими международными договорами о правах человека. Ограничения допустимы только для достижения определенных целей, в том числе, для обеспечения безопасности государства. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд, ограничения конституционных прав и свобод должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений. Законодатель не может осуществлять регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания. Для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Все эти требования не будут выполнены в случае введения в действие новой статьи 280.2 УК РФ. Запрет на совершение любых действий, которые так или иначе связаны с вопросом о территориальной целостности государства, не является необходимым и соразмерным. Новое регулирование приведет к утрате основного смысла свободы слова и фактически заблокирует любые высказывания на тему территориальных споров с соседними государствами. Предлагаемая норма статьи 280.2 УК РФ об «иных действиях» является расплывчатой и допускает произвольное толкование в угоду интересам государственного правоприменителя.
На текущий момент документы, сопутствующие законопроекту, не содержат каких-либо замечаний конституционного характера. Да и в условиях принятия законопроекта во исполнение всенародно одобренных поправок в Конституцию другого ожидать, наверное, не стоит. Тем не менее, коррекция состава предлагаемой статьи 280.2 УК РФ необходима, иначе в идиллической атмосфере государственной правоты пропадет другая ценность – слово, высказанное не с целью причинить вред, а с целью разобраться и найти приемлемое решение.
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Сегодня день рождения
Рекомендуем
6 стран, которые имеют территориальные претензии к России
На сегодняшний день, соседние государства оспаривают у России более 205 тысяч км² пограничной территории. Для сравнения, это чуть меньше, чем площадь Белоруссии. Несмотря на усилия российских дипломатов, страны продолжают выяснять принадлежность территорий. За какие земли спорят соседи России и чем объясняют свои притязания?
Примечание: автор против отчуждения территорий России и не призывает к этому! Статья представлена лишь в информационных целях
Республика Корея претендует на остров Ноктундо площадью 32 км², расположенный в русле реки Туманной на границе Приморского края. Территория принадлежала корейцам с начала XV века, что подтверждают остатки средневековых оборонительных укреплений, возведённых династией Чосон против кочевников.
Однако в 1860 году Российская империя в одностороннем порядке остров забрала. Подобное стало возможным после Пекинского договора, когда Александр II, под угрозой объявления войны, вынудил Китай урезать свою территорию по рекам Амур и Уссури.
Граница с Кореей при этом не обговаривалась и Ноктундо оказался присоединен по ошибке. На тот момент на острове проживало 113 корейских семей. Впрочем, в середине XX века территория отошла к Северной Корее, которая официально отказалась от спорной земли в 1990 году.
Учитывая, что Южная Корея не признает легитимность Северной Кореи, то этот договор в Сеуле также считают незаконным. Тот факт, что остров из-за обмеления реки стал полуостровом с размытыми границами, корейцев не смущает.
Китайская Республика является частично признанным государством. После падения империи правящая партия Гоминьдан контролировала материковый Китай, однако проиграла коммунистам и в 1949 году бежала на Тайвань.
Современный Тайвань не признает существование КНР и претендует на всю континентальную часть Поднебесной, которая когда-то находилась под властью Гоминьдана. С этой точки зрения тайванцы оспаривают у России всю республику Тыву – 27 000 км².
До 1912 года регион был частью Цинской империи, однако объявил о независимости и спустя 2 года добровольно принял вассалитет от Российской империи. В 1944 году республика вошла в состав СССР и до сих пор остается частью России.
Тайвань в прошлом стремился вернуть материковый Китай под свой контроль, однако с 90-ых на острове стараются не вспоминать о притязаниях на далёкие земли. Впрочем, поскольку Россия не признаёт Тайвань независимым, то и спор две страны официально решить не могут.
Страна восходящего солнца оспаривает принадлежность Южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи. Общая площадь претензий составляет 5175 км².
Острова отошли под юрисдикцию СССР в 1945 году после Второй Мировой войны. В 1951 году японцы официально отказались от Курил условиями Сан-Францисского мирного договора. Впрочем, Япония совершила «финт ушами» и в 1956 году объявила, что говоря о Курилах, Токио не подразумевал Южные Курилы.
Во многом, политика обострения отношений с СССР была продиктована США. Япония до сих пор находится под влиянием Америки, а потому спор из-за островов так и не решён. Японские и российские дипломаты неоднократно вели переговоры о регионе, но так и не решили его статус.
Конфликт между Россией и Украиной – пожалуй, самое обсуждаемое событие современной истории. Киев претендует на полуостров Крым площадью 27 000 км². После государственного переворота в 2014 году жители Крыма не признали новое украинское правительство.
16 марта в Крыму прошло всеобщее голосование. По его итогам большая часть населения региона проголосовала за присоединение к России. 17 марта была провозглашена Республика Крым, а 18 марта регион перешёл под юрисдикцию Москвы. Эти операции большинство государств не признало.
Официально Латвия отказалась от территориальных претензий в 2007 году, однако оставила за собой право поднять вопрос в будущем. Речь идет о Пыталовском районе Псковской области, по-латышски – Абрене.
Спорная земля, площадью 1 тыс. км² перешла под границы России после Второй Мировой войны. После развала СССР Латвия попыталась забрать историческую территорию обратно, но получила твердый отказ. Впрочем, местные политики периодически оспаривают принадлежность региона.
Еще одно государство, попытавшееся пересмотреть границы после распада СССР. Эстонцы заинтересованы в части Круппской волости Печорского района Псковской области, площадью 115,5 га. Территория также стала российской в 1945 году.
Россия не признает существование этой претензии. Да и эстонские политики вряд ли на что-то надеются и лишь зарабатывают популярность среди местных националистов.
Помимо этих стран, у России также имеется спор с Абхазией о части села Аибга. Однако из-за непонятного статуса самой Абхазии эти претензии даже не вспоминаются. Впрочем, Россия не признаёт ни одной из претензий, предъявленных другими странами.
Территориальные споры России
|
В этой статье содержится список спорных с точки зрения государственной принадлежности территорий и пространств, над которыми Россия имеет контроль или претендует на него.
Содержание
Споры о территориальной принадлежности
Абхазия
Предмет спора — пограничное село Аибга, расположенное в верховьях реки Псоу. Река делит село на две части — правобережную (село в Адлеровском районе г. Сочи) и левобережную (село в Гагрском районе Абхазии). Было основано в 1869 году на месте упраздненного аула Айбога.
Вплоть до распада Российской Империи село Аибга входило в состав сначала Сухумского округа Кутаисской губернии, а с 1904 года Сочинского округа Черноморской губернии, который простирался на юг до города Гагра.
9 февраля 1918 года — Национальный совет Грузии и Абхазский народный совет подписали соглашение, по которому граница Абхазии была отодвинута на север до р. Мзымта, то есть к северу от нынешней границы по реке Псоу. Позднее граница была сдвинута к югу от р. Псоу и до 1929 года являлась административной границей между РСФСР и ССР Абхазией.
12 апреля 1929 года — административная граница учреждена по реке Псоу, разделив тем самым село Аибга на две части. В Абхазии утверждают, что формально граница между Абхазской автономной республикой в составе Грузинской ССР и РСФСР проходила по реке Псоу, так что село одной своей половиной располагалось по одну, а другой — по другую сторону границы.[1]
По причине грузино-абхазского конфликта Россия не смогла в 1990-е гг. установить точную границу с Грузией. С правительством Звиада Гамсахурдиа переговоры о границе не велись, а с Абхазией, провозгласившей де-факто независимость осенью 1993 года, такие переговоры были бы юридически необоснованны, ибо независимость Абхазии Россия признала лишь в 2008 году.[2]
27 июля 2001 года — мэрия г. Сочи издала постановление № 395, по которому граница между Адлеровским районом г. Сочи и Грузией проходила по реке Псоу:
От истока р. Псоу до впадения р. Псоу в Черное море граница Адлерского района города совпадает с государственной границей Российской Федерации с Республикой Грузия. |
То есть, территорией России считалась лишь правобережная часть села Аибга.[3]
21 мая 2010 года — парламент Абзахии внес поправки в закон О государственной границе, в котором говорится следующее:
Государственная граница Республики Абхазия до ее оформления в международно-правовом отношении, определяется следующим образом: — вдоль сухопутной границы с Российской Федерацией — по границе бывшей ССР Абхазия (с 1931 г. по 1991 г. Абхазская АССР), закрепленной законодательными актами бывшего СССР; |
Примечательно мнение ряда официальных лиц Грузии и Абхазии по данному вопросу[4]:
Исторически Абхазия в течение долгого времени сокращалась и сокращалась, поэтому земельный вопрос воспринимается абхазской общественностью очень болезненно. Это определенная проверка наших доверительных и дружественных отношений – и они должны выдержать испытание этим вопросом — Ирина Агрба, вице-спикер парламента Абхазии. |
Никакой так называемой государственной границы между Россией и Абхазией не существует — Нино Каландадзе, заместитель главы МИДа Грузии. |
В декабре того же года была создана совместная комиссия по делимитации сухопутной и морской границы между двумя странами. 10 ноября 2011 года состоялась последняя встреча комиссии, где абхазская сторона пыталась обосновать принадлежность Абхазии левобережной стороны села Аибга. К сожалению, это не помогло урегулировать вопрос.[5]
21 ноября 2014 года — заседание Парламента Абхазии, на котором был поднят вопрос села Аибга по инициативе Валерия Кварчия, депутата Парламента и по совместительству председатель делимитационной комиссии. На заседании была показана запись репортажа кубанского телевидения от 7 ноября 2014 года, в котором рассказывалось о посещении Аигбы главой Сочи Анатолием Пахомовым, где он обсудил проблемы села с его жителями и пообещал решить проблемы инфраструктуры, в частности начать ремонт трассы.
Несмотря на то, что Пахомов в сюжете говорил о правобережной стороне села Аибга, видеозапись вызвала острую реакцию в Парламенте Абхазии. Депутаты расценили визит Пахомова в спорное село как провокацию и даже посчитали, что данный визит был санкционирован руководством России.[6] В принятом на том заседании постановлении сказано:
В ходе переговорного процесса, сторонами была достигнута договоренность до завершения процесса делимитации, не предпринимать односторонних действий, которые могли бы нанести ущерб переговорному процессу. |
Между тем, территориальный спор между Россией и Абхазией по поводу с. Аибга наносит ущерб местным жителям, так как они испытывают трудности с въездом и выездом, не говоря уже о дефиците электроэнергии, отсутствия хороших дорог и медицинской помощи. Парламент Абхазии потребовал от службы госбезопасности усилить контроль над пересечением государственной границы Республики Абхазия в районе села Аибга.[7]
24 ноября 2014 года — между Россией и Абхазией заключён договор О союзничестве и стратегическом партнерстве. Договор устанавливал свободу пересечения границы:
Статья 9.2 Договаривающиеся Стороны обязуются не позднее 2 лет со дня вступления в силу настоящего Договора реализовать согласованный комплекс мер, который позволит обеспечить совместные защиту и охрану государственной границы Республики Абхазия с Грузией, границы морских пространств, на которые распространяются суверенитет, суверенные права и юрисдикция Республики Абхазия, а также полную свободу пересечения абхазско-российской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности. |
Ещё в начале ноября 2014 года президент Абхазии Рауль Хаджимба положительно оценил стремление обеих стран сделать границу свободной. По его словам: Все эти годы мы просили Россию открыть границу, чтобы наши люди могли свободно передвигаться.[8] С учётом данной позиции президента Абхазии и договора от 24 ноября есть основания полагать, что вопрос села Аибга будет решен цивилизованным способом.
Китай
Предмет спора — граница России с Китаем в районе Алтайских гор.
Русско-китайская граница в данном районе определяется рядом соглашений, заключённых между нашими странами, как-то:
Работы по проверке и демаркации границы завершились ещё в 2012 году, но в процессе возникли разногласия по линии прохождения границ. Китайская сторона считала необходимым сместить границу вглубь российской территории, что означало отторжение от неё участка площадью в 17 га (0,17 км2). Дальнейшее решение вопроса отложено до очередного заседания демаркационной комиссии, а проведённую демаркацию следует считать промежуточной.
С учётом того, что России удалось решить вопрос с восточной частью русско-китайской границы ещё в 2004 году в дополнительном соглашении, решение данного территориального конфликта должно также пройти без эксцессов.
Республика Корея
Предмет спора — остров Ноктундо (бывший Олений) на реке Туманная [3] (Приморский край), в низовьях которой проходит русско-корейская граница (далее РКГ).
Остров стал территорией России по Пекинскому договору с Китаем, причём передача острова прошла без согласия Кореи — вассала Китая. Правящая в Корее династия Чосон владела территорией острова с XV века, а в 1587 году на территории острова одержал победу представитель этой династии и национальный герой Кореи Ли Сунсин (местный аналог Суворова).
Вопрос принадлежности острова не поднимался вплоть до 1985 года, даже после образования в 1948 году независимой КНДР, которая граничила с СССР по реке Туманная. Ввиду дружеских отношений с СССР установившаяся граница признавалась и соблюдалась почти 40 лет, даже несмотря на юридические сложности, а именно: русско-китайские договоры о границе середины XIX века, косвенно затрагивающие и РКГ, не могли играть роль основы территориального разграничения с КНДР.
14 октября 1957 года — подписание советско-корейской конвенции о порядке разрешения пограничных вопросов, по которой река Туманная была объявлена сферой влияния двух государств от точки стыка границ СССР, КНДР и КНР до впадения в Японское море, при этом не было проведено даже делимитации границы. Частично проблема была решена переговорами 1984 года в Пхеньяне — был достигнут консенсус в вопросе прохождения границы по реке Туманная и её естественного продолжения — государственной морской границы.
17 апреля 1985 года — в Москве подписан советско-корейский договор о прохождении линии государственной границы. По нему граница была установлена, как это принято в международной практике, по середине её главного русла и была делимитирована в соответствии с договоренностями 1984 года, что видно из описания прохождения границы, приведённое в договоре как приложение. В период 1986—1990 гг. специальной комиссией была осуществлена демаркация 22-километровой РКГ. К сожалению, полностью завершить процесс демаркации границы по реке Туманная было невозможно без участия Китая, поэтому данный вопрос было решено перенести в формат трёхсторонних переговоров. К сожалению, один участок РКГ, хотя и небольшой (меньше ста метров), остаётся до сих пор недемаркированным. Для демаркации подавляющей части РКГ требовалось заключить договор, в котором регламентировались бы практические вопросы по содержанию и обслуживанию всех её участков.
3 сентября 1990 года — в Пхеньяне подписан договор О режиме советско-корейской границы, в котором регламентировались разнообразные вопросы, включая пересечение сухопутной и морской границ людьми и транспортными средствами, а также хозяйственное использование пограничных вод. Следует также упомянуть другой важный договор — договор о разграничении морского пространства, а точнее договор от 22 января 1986 года «О разграничении экономической зоны и континентального шельфа», в основу которого легли положения Конвеции 1982 года по морскому праву.
Тем не менее, не была решена проблема поиска места стыка границ трёх стран по 2 причинам:
В трёхсторонних переговорах на данную тему необходимо прибегнуть к общемировому правилу проведения государственных границ по несудоходным рекам — когда за ширину реки принимается величина, соответствующую состоянию реки в меженный период, то есть при среднем устойчивом уровне воды в реке. Пока что достигнуть такого единого понимания трудно.
Возвращаясь к вопросу об острове Ноктундо: несмотря на вышеописанные сложности с урегулированием границы по реке Туманная, КНДР не имеет к России претензий на остров Ноктундо в отличие от Южной Кореи. Во многом это объясняется взаимным непризнанием КНДР и Южной Кореей суверенитета друг друга и притязаниями обеих стран на объединение Кореи под своим управлением. Аналогичная ситуация наблюдается с Китаем и Тайванем.
Тайвань
Предмет спора — территории Цинского Китая, отошедшие России, а именно Республика Тыва и часть левобережья Амура.
1949 год — окончание гражданской войны в Китае между коммунистической партией Китая и прозападным правительством (партия Гоминьдан). В то время как в Пекине была провозглашена КНР, остатки Гоминьдана во главе с Чан Кайши перебрались на остров Тайвань, оставшийся под контролем Китайской республики, [4] которая благодаря поддержке со стороны стран Запада, в частности США до сих пор фактически независима от КНР.
1971 год — принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции № 2758, в соответствии с которой КНР признавалась представителем всего Китая в ООН, в том числе и в качестве постоянного члена Совета Безопасности. С тех пор Тайвань неоднократно пытался восстановить членство в ООН, но безуспешно.
Международное положение Тайваня неоднозначно — его суверенитет признают лишь 22 страны-члена ООН, среди которых нет государств Восточной Азии, включая Россию и сам Китай, а также нет стран Запада. Китай и ряд других стран активно поспособствовали непринятию Тайваня в ООН. Тайвань, в свою очередь, тоже не признаёт Китай, так как не считает коммунистический режим легитимным.
Руководство Тайваня претендует не только на власть в континентальной части Китая, но и также претендует на все земли, которые контролировал Цинский Китай и Китайская Республика (1912—1928), как-то (см. карту):
Территории на левом берегу Амура отошли нашей стране после подписания с КНР договора о границе 1991 года. У Тайваня иное мнение, так как он позиционирует себя как преемник Цинского Китая и Китайской Республики и не признаёт правительство КНР, а следовательно, отказывается признавать любые договоры о границе, заключённые коммунистическим Китаем. Аналогичная ситуация с территорией Урянхайского края (ныне Республика Тыва).
Поскольку Тайвань не признается ни Россией, ни Китаем, ни Монголией, ни Индией как суверенное государство, да и общий уровень международного признания Тайваня сокращается, какие-либо территориальные претензии с его стороны никто всерьёз не рассматривает, да и сам Тайвань в последние годы заявляет о них не очень активно. Скорее всего, этот территориальный спор будет решён, когда правительство Тайваня признает существующую много десятилетий реальность и отзовёт свои претензии либо когда Тайвань будет воссоединён с КНР.
Украина
О событиях Крымской Весны (23 февраля-4 апреля 2014 года) — см. Крымская Весна
О правовых аспектах сецессии Крыма и Севастополя — см. Правовые основания воссоединения Крыма с Россией
Предмет спора — территория полуострова Крым за исключением отошедших 3 марта 1955 года Херсонской области УССР сельсоветов сёл Стрелковское и Счастливцево. С 18 марта 2014 года Крым является территорией России с расположенными на ней субъектами РФ — Республикой Крым и городом федерального значения Севастополем по итогам прошедшего 2 днями ранее референдума, на котором большинство голосов было отдано за присоединение к России.
Итоги референдума не были признаны многими странами мира, в частности Украиной, где 21-23 февраля 2014 года произошёл госпереворот, завершивший собой Евромайдан и ставший одной из главных причин Крымской Весны. Официальная позиция Киева состоит из следующих пунктов:
Примерно такой же позиции придерживаются западные страны, не заинтересованные в сецессии Крыма от Украины, а также Генассамблея ООН, Парламентская ассамблея ОБСЕ и Парламентская ассамблея Совета Европы. При этом игнорируется тот факт, что Украина, как бывший владелец Крыма, за 3 недели до референдума пережила госпереворот, который ввиду явно неконституционного низложения действующего президента Верховной Радой поставил всю высшую власть в стране вне Конституции и юридически уничтожил государство как таковое.
Позиция России основывается на итогах крымского референдума и договора с Республикой Крым о принятии её в состав России, а также на закреплённом в международном праве праве народов на самоопределение и имеющемся прецеденте — одностороннем выходе Косово из состава Сербии (так называемый Косовский прецедент).
Позиция руководства Крыма прописана, прежде всего, в декларации о независимости Крыма от 11 марта 2014 года:
Мы, депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым и Севастопольского городского Совета, исходя из положений Устава Организации Объединенных Наций и целого ряда других международных документов, закрепляющих право народов на самоопределение, а также принимая во внимание подтверждение международным судом ООН в отношении Косово от 22 июля 2010 года того факта, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права. |
То есть сецессия Крыма была обоснована примерно теми же причинами, по которым из состава СССР в 1991 году вышла сама Украины, а именно: право народов на самоопределение и угроза безопасности из-за государственного переворота. Значимая разница заключается в наличии ссылки на прецедент сецессии в одностороннем порядке путём провозглашения независимости местными властями — несмотря на многочисленные сецессии второй половины XX века, в частности со стороны бывших колоний и зависимых территорий, такой прецедент появился лишь в 2010 году и получил название косовского.
Каких-либо изменений в статусе Крыма и Севастополя, очевидно, не произойдёт — Россия неоднократно подчёркивала, что они являются её неотъемлемой частью, и никакие переговоры по изменению их статуса невозможны; кроме того, с 2020 года Конституция России прямо запрещает отчуждение российской территории. Это значит, что решение данного территориального спора напрямую зависят от готовности признать существующую реальность и пойти на конструктивный диалог с Россией как со стороны западных стран, так и со стороны властей Украины.
Также судьба Крыма связана с дальнейшей судьбой юга и юго-востока Украины (Новороссия) — будет ли сохранена украинская власть на этих территориях или будет провозглашено независимое государство, которое либо будет оставаться таким, либо войдёт в состав России.
Эстония
Предмет спора — Печорский район Псковской области, город Ивангород Лениградской области. Обе территории имеют русскоязычное большинство русского населения — население Печорского района по переписи 2010 года на 92,66 % русское, население Ивангорода (вместе с Нарвой) на 97 %.
Данные территории вошли в состав Эстонии по мирному договору от 2 февраля 1920 года. Установленная по нему граница не изменилась после вхождения Эстонии в состав СССР (6 июля 1940 года), хотя согласно позиции МИД РФ в 1940 году договор 1920 года утратил силу.[10]
После освобождения Эстонии от нацистской оккупации произошло размежевание её границы с РСФСР:
Действие обоих указов было закреплено указом от 27.08.1946 Президиума ВС РСФСР, в основу которого вошёл указ от 24 ноября 1944 года, а также указ от 23.08.1944 об образовании Псковской области РСФСР. Подробнее процесс формирования границы описан здесь.
Проблема прохождения границы стала актуальной после распада Союза, когда образовались независимые Россия и Эстония. Договорённость не достигнута до сих пор ввиду претензий России по поводу вставок в договор, внесённых эстонской стороной[11], в частности пункты про «советскую оккупацию», «десятилетиях оккупации», а также ссылка на договор 1920 года.
У России есть шансы успешно разрешить данный спор как минимум благодаря наличию удачного опыта в аналогичном вопросе о границах с Литвой (договор от 12.08.2003) и Латвией (договор от 27.03.2007), а также подписанному 18 февраля 2014 года договору, который формально признал нынешнюю границу между странами.
Япония
Предмет спора — южная часть Курильских остров, а именно: острова Итуруп, Кунашир и группа островов (включает в себя Шикотан, Полонского Зелёный, Юрий, Анучина, Танфильева, острова Демина и Осколки), известная как Малая Курильская гряда или архипелаг Хабомаи. Входят в состав Сахалинской области России, население — порядка 6-8 тысяч человек (города Курильск и Южно-Курильск). На эти острова претендует Япония.
В XVIII веке российские первооткрыватели впервые появились на Курильских островах, куда они пришли с Камчатки. На старинных российских картах Курильские острова обозначены как территория России — это было связано с тем, что до XIX века Япония фактически не интересовалась ни Курильскими островами, ни Сахалином, ни даже неплодородной северной частью острова Хоккайдо, на южной оконечности которого со средних веков существовало японское княжество.
Однако в XIX веке, когда русские и японцы начали активно колонизировать острова Охотского моря, интересы двух стран столкнулись. В середине XIX века Курильские острова от острова Уруп и севернее отошли к России, остров Хоккайдо и более южные Курильские острова — к Японии, а Сахалин находился в совместном владении. Позднее Россия получила преимущественные права на Сахалине, гарантировав, однако, права японских предпринимателей на острове, но взамен отдала все остальные Курильские острова Японии.
По итогам Русско-японской войны (1904—1905), в которой Япония без объявления войны и с целым рядом нарушений международного законодательства напала на Россию, Российская Империя потеряла оккупированную японцами южную половину острова Сахалин, однако в северной его части льготы японским предпринимателям были отменены.
Заново Курильские острова мы получили по итогам Второй мировой войны, после того как на встрече в Ялте лидеры СССР, США и Великобритании согласовали передачу этих территорий СССР. В 1951 году отказ Японии от Курильских островов и Южного Сахалина был подтверждён Сан-Францисским мирным договором (не подписанным СССР). Тем не менее у Японии до сих пор есть территориальные претензии на некоторые южные острова, а именно крупных Кунашира и Итурупа, а также на Малую Курильскую гряду (крупнейший остров Шикотан), поскольку, согласно официальной японской позиции, эти острова якобы не входят в состав Курил. В целом это преподносится как возврат к самой первой редакции российско-японских договоров XIX века, хотя с тем же успехом можно было бы ткнуть пальцем в любой другой период. Однако при поддержке США именно такой вариант конфликта был раздут местными СМИ и политиками.
Значение Курильских островов заключается как в чисто географическом положении, так и в имеющихся биоресурсах. Кроме того, на островах в связи с их вулканическим происхождением имеются месторождения редкоземельных элементов (рения, например) [12] — ресурс чрезвычайно редкий и ценный с точки зрения современных технологий.
Дискуссии насчёт Курил проходят практически на всех саммитах, где встречаются президент РФ и премьер-министр Японии, например, на саммите АТЭС. Тем не менее в силу прежде всего влияния США на внутрияпонскую политику каких-либо изменений в вопросе ожидать не приходится, а после нескольких демаршей японского парламента российские власти также утратили интерес к «размену», поскольку в новой ситуации он существенно подорвал бы престиж и суверенитет страны.
Споры об экономических правах
Шпицберген
Архипелаг Шпицберген (по-древнерусски — Грумант, по-норвежски — Свальбард) принадлежит Норвегии, однако согласно договору об особом статусе этого архипелага, помимо Норвегии, хозяйственную деятельность там может осуществлять и Россия, равно как и другие страны, подписавшие Шпицбергенский трактат 1920 года. В целом этот договор можно охарактеризовать как навязанный России в период её слабости, так как на тот момент исторических оснований претендовать на Шпицберген (Грумант) у неё было явно больше, чем у Норвегии, поскольку практически 100 % археологических памятников архипелага составляют временные поселения и захоронения архангельских поморов, посещавших его в течение сотен лет. В 1935 году к договору присоединился и СССР, а в 1947 году Норвегия признала особые интересы СССР, а ныне и России на архипелаге.
С тех пор до настоящего момента Россия предпринимает шаги для обеспечения явного присутствия на архипелаге, а Норвегия пытается ставить ей в этом палки в колёса. Так, российский трест Арктикуголь, добывавший уголь на острове в посёлках Баренцбург, Грумант (законсервирован в 1961 году) и Пирамида (законсервирован в 2000 году) вынужден был в конце концов почти свернуть проект, так как все перспективные залежи были включены норвежцами в состав заповедников, а единственная работающая[13] на конец 2014 года шахта имеет запасы угля лишь до 2024 года. Кроме того, для посещения архипелага, в том числе единственного ныне российского посёлка Баренцбург, необходима норвежская виза. Недавним примером подобной конфронтации стала попытка норвежцев заставить НИИ Арктики и Антарктики согласовывать с норвежским губернатором установку антенн приёма спутниковых данных на территории, принадлежащей тресту Арктикуголь, которую норвежцы тоже попытались объявить «рекреационной».[14]
Арктический шельф
Россия с 2001 года ведёт активную работу по признанию обширной арктической акватории частью своей исключительной экономической зоны (речь идёт о праве на хозяйственную деятельность, включая вылов рыбы и добычу полезных ископаемых). Российская заявка простирается вплоть до Северного полюса и включает такие подводные объекты, как хребет им. М. В. Ломоносова, котловина Подводников и поднятие им. Д. И. Менделеева. Российские учёные доказали, что эти объекты являются продолжением континентального шельфа России за пределы 200-мильной экономической зоны, что является основанием для включения их в исключительную экономическую зону (ИЭЗ) России. После того, как в 2001 г. комиссия ООН отклонила заявку России, были потрачены значительные усилия на исследования этих территорий. Самой известной из проведённых экспедиций стала «Арктика-2007», в ходе которой россияне на подводных аппаратах Мир-1 и Мир-2 установили российский флаг на дно Северного полюса.
Реализация российской заявки, официально презентованной 9 февраля 2016 года, позволит перевести в чисто российскую юрисдикцию огромную площадь в 1,191,000 кв. км. Стоит отметить, что Россия уже имеет успешный прецедент расширения ИЭЗ с помощью комиссии ООН — это присоединение анклава в Охотском море площадью 52 тыс. км², который российские дипломаты и геологи отвоевали в 2014 году.
Однако на акватории Арктики также претендуют другие арктические страны, а именно Канада, Дания, Норвегия и США, и российская заявка на Арктику отчасти сталкивается с возможными заявками со стороны этих стран. В особенности острая конкуренция может сложиться с Канадой и Данией, территории которых (остров Элсмир и датская Гренландия) ближе к Северному полюсу, чем российская Земля Франца-Иосифа и прочие российские арктические острова.
Антарктика
Помимо Арктики не следует забывать также о назревающем по мере истощения доступных ресурсов дележе Антарктиды, где требования заявивших о территориальных претензиях стран многократно пересекаются. Поэтому России, которая не признаёт эти претензии и оставила за собой право выдвинуть свои собственные, определённо придётся доказывать свои права на открытый россиянами континент в условиях острого дипломатического конфликта. И тогда наличие войск, способных действовать даже в Антарктиде, может оказаться в определённых случаях решающим аргументом.
До вступления в силу в 1961 г. Договора об Антарктике, закрепляющего статус-кво и запрещающего выдвигать новые претензии, целый ряд государств успел выдвинуть и оформить соответствующие претензии на сектора Антарктики. Это сделали Франция, Чили, Аргентина, Австралия, Великобритания, Норвегия и Новая Зеландия, а также Германия и Япония, которые, однако, после Второй мировой войны были вынуждены от этих претензий отказаться. Также выдвинули претензии, но не успели оформить заявки Бразилия, Уругвай, Перу и Эквадор.
США и Россия не выдвинули претензий, но сохранили за собой такую возможность, при этом не признавая претензии других стран. В США в середине XX века неоднократно обсуждались планы объявления суверенитета над частью Антарктиды, но американский Конгресс отказался их реализовывать.
Россия на 2017 год имеет наибольшее среди всех стран число постоянных полярных станций в Антарктиде (4) и является одним из лидеров по научным исследованиям Антарктики (см. бурение подлёдного озера Восток в 2012—2013 гг.).
Космическое пространство
Хотя в настоящий момент Россия и не имеет явных территориальных споров в космосе, но многие части космического пространства являются потенциальными объектами споров, которые могут возникнуть практически в любой момент из-за слабо урегулированного статуса.
Границы космоса и воздушного пространства
В настоящий момент не существует международной установленной верхней границы суверенного воздушного пространства, выше которой начинается общедоступный космос. Во многих странах такой границей считается высота 100 км, однако, из-за отсутствия чётких международных договоров здесь возможны различные варианты провокаций — либо пролёт неких летательных аппаратов на высотах порядка 50 км с заявлениями о том, что они находятся в космосе, либо наоборот — продление некими странами «суверенного воздушного пространства» вплоть до высот полёта обычных спутников и космических станций.
Орбитально-частотный ресурс
Далеко не все радиодиапазоны подходят для связи с Землёй с орбиты, поэтому тот факт, что разрешение на применение тех или иных диапазонов частот для какого-либо спутника или спутниковой группировки, запрещает её применение другим космическим аппаратам, находящимся неподалёку создаёт достаточно серьёзную проблему в связи с исчерпанием доступных диапазонов и незанятых орбитальных параметров.
Особенно острый дефицит сложился на геостационарной орбите. Эта круговая орбита, лежащая в плоскости экватора на высоте 35 786 км над уровнем моря, является единственной, находясь на которой спутник всё время остаётся неподвижным для земного наблюдателя, поскольку движение спутника по орбите синхронизируется с вращением Земли. В связи с этим именно на ней находится большая часть тяжёлых спутников связи и непосредственного телевещания — в частности, над Европой весь доступный орбитально-частотный ресурс был выбран ещё в XX веке, причём наиболее активно он потреблялся в 1990-е. В связи с этим Россия в настоящий момент имеет непропорционально малый орбитально-частотный ресурс в этой части геостационарной орбиты.
Статус Луны и других небесных тел
Что касается Луны, то уже сейчас понятно, что её поверхность отнюдь не является равноценной. В регионах Моря Спокойствия и Океана Бурь, например, находятся огромные месторождения ильменита — минерала из которого относительно дёшево могут быть получены кислород, железо, оксид титана и сам титан. Кроме того, привлекательными в смысле строительства обитаемых баз являются окрестности полюсов Луны, в частности гора Пик Вечного Света, который освещается Солнцем почти постоянно. В тех же местах, но уже в почти никогда не освещающихся Солнцем кратерах, по современным данным находятся значительные запасы льда, представляющие в условиях Луны большую ценность. Также в перспективе важнейшими могут стать точки непосредственно в центре видимого и невидимого полушарий Луны, поскольку только в них возможно строительство лунных лифтов — тросовых транспортных систем, напрямую соединяющих поверхность Луны с точками Лагранжа, то есть фактически с орбитами системы Земля-Луна.
Следует отметить, что благодаря успешной работе отечественных учёных часть крупных объектов на небесных телах Солнечной системы носит значимые для русских названия. В частности, по всей Луне расположено множество крупных кратеров, названных именами великих российских, русских учёных и космонавтов, в том числе несколько гигантских кратеров на обратной стороне Луны, в частности, кратеры Менделеев и Королёв. Там же, на обратной стороне Луны, находится Море Москвы — самый заметный объект невидимого с Земли полушария.
В целом же, применительно к небесным телам Солнечной Системы и, в первую очередь, к Луне, в будущем следует ожидать постепенного их раздела по образу Шпицбергена или ожидающегося в более ближней перспективе раздела Антарктиды.