Отношения с какими странами в приоритете у Казахстана
Обновленный проект концепции внешней политики Казахстана представили на рассмотрение президенту РК Касым-Жомарту Токаеву. Согласно документу, в качестве приоритетов для Казахстана выступают Россия, страны Центральной Азии, Китай и США.
При этом Российская Федерация находится на первом месте в списке региональных и страновых приоритетов. Речь идет о «военно-политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной, агропромышленной, сельскохозяйственной, транзитно-транспортной, энергетической, космической и других сферах взаимовыгодного взаимодействия».
Следом прописано, что Казахстан будет и дальше работать над кооперацией в Центральной Азии.
Казахстан укрепляет расширенное стратегическое партнерство с Соединенными Штатами Америки. Оно направлено на развитие политического, торгово- экономического, инвестиционного, энергетического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества.
Также подчеркивается развитие отношений с Европейским Союзом. В концепции говорится о работе «по либерализации визового режима с перспективой постепенного перехода на безвизовый режим для граждан Республики Казахстан и Европейского Союза».
В списке страновых приоритетов множество государств, включая Турцию, Иран, Японию, Корею, Индию, Пакистан и другие.
Страна намерена продолжить традиционное взаимовыгодное сотрудничество с Беларусью, Украиной, Молдовой, Армений и Грузией.
Республика собирается расширить географию отношений со странами Африканского континента и развивать политическое и экономическое взаимодействие с ними. Концепция внешней политики Казахстана носит бессрочный характер. Планы реализации утверждаются постановлением правительства и обновляются раз в два года.
Главные торговые партнеры Казахстана: 10 стран с наибольшим товарооборотом
13:44 16 Октябрь 2019 90641
Автор:
Заметно изменение вектора внешней торговли: роль азиатских стран становится выше. Если в январе-августе 2018 года на их долю приходилось 24,6% всего экспорта Казахстана ($15 млрд), то сейчас – 32,9% ($20,4 млрд). Доля Европы снизилась с 44,5% ($27,2 млрд) до 36,2% ($22,5 млрд).
Из 10 государств, с которыми у РК сложился наибольший товарооборот, пять расположены в Европе, три – в Азии, оставшиеся два относятся к СНГ.
Сотрудничество двух стран в данный момент трудно назвать тесным (если речь не о нефтяной сфере). Тем не менее, определенные планы по их улучшению есть: в июле акимат Алматы сообщил, что в городе налажено производство электроавтобусов, часть из которых будет продана в Испанию.
Еще одна страна, торговля с которой активно развивается. За четыре года товарооборот с Турцией вырос в 2,3 раза. Экспорт по итогам восьми месяцев оказался на пятилетнем максимуме, импорт – на четырехлетнем. Турция за последние годы перестала быть просто еще одной страной, с которой торгует Казахстан. Теперь она – один из крупнейших азиатских партнеров.
Вообще, присутствие Турции в казахстанской экономике становится все более значимым. Инвесторы из этой страны планируют построить в Туркестанской области комплекс по переработке шерсти, кожи, мяса и молока. В Кызылординской области планируется запустить два завода: один – по производству керамической плитки, второй – томатной пасты. Кроме того, с участием турецкой стороны реализуется ряд проектов и в других регионах Казахстана
6. Нидерланды – 2,86 млрд долларов (-37,5%)
В октябре 2018 года президент Франции Эммануэль Макрон на встрече с Нурсултаном Назарбаевым выразил уверенность, что товарооборот между странами может достичь 5 млрд долларов. Пока до этого показателя далеко, но торговля между странами растет: и экспорт, и импорт сейчас находятся на пятилетнем максимуме.
В апреле 2019 года Казахстан посетил президент Республики Корея Мун Чжэ Ин. В ходе встречи с Касым-Жомартом Токаевым был достигнут ряд договоренностей, реализация которых позволит еще сильнее развить отношения между странами.
«Выходя за пределы нынешнего сотрудничества в торговле, инвестициях, инфраструктуре, необходимо продвижение сотрудничества для расширения будущих двигателей роста, включая IT, инновационные промышленные технологии, медицину и космос», – подчеркнул президент Кореи.
«В Китай мы можем экспортировать 30 различных товаров, которые ранее не поставлялись в эту страну. Это оксид, цемент, отдельные товары металлургической отрасли, подшипники, железные прутки и другие», – сообщил в октябре вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев.
1. Россия – $12,25 млрд (+0,8%)
Андрей Грозин: в отношениях между Россией и Казахстаном возникла пауза, о которой нельзя говорить
Ранее первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял решение передать полномочия председателя правящей партии «Нур Отан» действующему главе государства Касым-Жомарту Токаеву. Назарбаев остается главой Совета безопасности страны и членом Конституционного совета, а также возглавляет совет по управлению Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына».
— Андрей Валентинович, транзит власти идет по плану Назарбаева или есть какие-то сложности?
— Особых сложностей нет, за исключением текущей ситуации, которая загоняет Казахстан в не самое хорошее положение. Да, по макроэкономическим показателям есть небольшой рост и не такая уж большая инфляция, но большинство народонаселения республики чувствует нарастание неприятного гештальта.
Если на Украине людям не очень нравится такая жизнь, но они привыкают к этой ситуации, то в Казахстане немножко другая ситуация. Там поприятнее жизнь, поставки сырой нефти растут и приносят стране около 5 млрд долларов ежемесячно, но людей беспокоит этот затянувшийся транзит власти, когда непонятно, кто за что отвечает — первый президент или второй. Это неприятная ситуация, и из нее надо как-то выходить.
— Передача полномочий в «Нур Отане» связана именно с этим?
— Да. В руководстве страны понимают, что у населения растет запрос на большую определенность. Потому что Токаева до сих пор не воспринимают в обществе как полноценного президента. Да, на международной арене все жмут ему руку, но насколько этот человек самостоятелен в принятии решений — до сих пор вопрос внутри республики. Даже многие казахстанские эксперты «не под запись» говорят о том, что это не совсем полноценный президент. Да, у него есть много заслуг, но он не отвечает полному набору требований, предъявляемых главе государства.
Обещание Назарбаева передать полномочия в руководстве правящей партии страны — это уже хорошо в том смысле, что Токаев до сих пор воспринимается как некий Симеон Бекбулатович, касимовский принц при Иване Грозном. Это неудобно, и для того чтобы избежать восприятия Токаева как неполноценного президента, и было принято это решение.
Проблема в том, что непонятно, когда состоится съезд партии. Он может состояться в первой половине следующего года, а может состояться во второй половине следующего года. Если все будет в порядке — хорошо. В конце концов, Токаев не самый худший для России человек, который мог бы появиться в качестве преемника. Там было много других кандидатов, которые вызывают массу вопросов.
Если Токаев будет укрепляться во власти и как глава «Нур Отана», и как глава Совбеза (если Назарбаев передаст ему эту должность лет через пять), это не самый худший вариант.
— Как он будет управлять «Нур Отаном»?
— Это отдельный большой вопрос. «Нур Отан» — это громадная партийная корпорация, которая целиком и полностью заточена под первого президента, а не под второго. Куда они денут заместителя Назарбаева Бауыржана Байбека, который живет одной сокровенной мыслью, как бы ему самому стать главой Казахстана? Если идти дальше в парламент, то можно выйти на главу Мажилиса Нурлана Нигматулина. Там куча людей, которые в сравнении с Токаевым видят себя более перспективными и более значимыми фигурами. Если они решат эти вопросы — слава богу.
— Возможен ли еще вариант с усилением парламента, когда Дарига Назарбаева возглавит Сенат, а Токаев будет при ней формальным президентом?
— Проблема в другом. У Токаева сложился не очень хороший имидж. При Токаеве во власть в Казахстане пришли казахские нацики, которые неровно дышат к «Туркестанскому легиону» и другим не очень хорошим товарищам, которые любят Майдан и «нашу и вашу свободу».
Пауза в российско-казахстанских отношениях, о которой все знают, но стараются не говорить, связана именно с этим. Если при Назарбаеве вся эта свора сидела под плинтусом и вылезала только тогда, когда ей щелкали пальцами, то теперь она поднимает голову. Либо Токаев делает это сознательно, либо все эти «языковые патрули» просто пользуются тем, что он не до конца контролирует власть.
— А вы как думаете?
— На мой взгляд, Токаев космополит, который не заморачивается всей это национал-патриотической тематикой. В Казахстане это тщательно скрывают, но его папа в камерах НКВД активно склонял к сотрудничеству с советской властью всех этих национал-патриотов. Токаев просто не до конца контролирует ситуацию в стране, а бороться с нациками, имея такого папу и русскую жену, ему неудобно.
В Казахстане становится все больше казахского и всего меньше русского. И если Токаев на этом фоне будет душить националистов, значительная часть правящего класса воспримет это в качестве неприемлемой ситуации. Это вызовет определенное противодействие, а он и так висит на ниточке, которая привязана к первому президенту.
— У Москвы есть план на случай, если система Назрабаева и Токаева потерпит крах?
— Конечно, есть. Наши военные не зря свой хлеб едят. Возможные форс-мажорные обстоятельства, которые были на Украине, намотаны на ус. Другое дело, что получать на юге вторую Украину никто не хочет. Это отвлечение сил и ресурсов, это гигантское проседание внешнеполитического влияния.
Я думаю, что и в Казахстане тоже не хотят идти по пути Украины. Там упоротых идиотов, которые выполняют внешние поручения, не так много. Казахстан радикально отличается от Украины тем, что Украина изначально затачивалась под выстраивания геополитического и геоэкономического проекта с упором на Запад.
В России отношение к Казахстану выстраивается в связи с украинским опытом (обжёгшись на молоке, дуем на воду) и с тем, что наши западные партнеры пытаются выстроить по ее рубежам горячие точки, чтобы Россия занималась Киевом и Нур-Султаном, а не вела внешнеполитическую повестку дня. Упрекнуть наших партнеров особенно не в чем. Они делают то, что должны. Вопрос в том, что мы-то делаем.
Для Казахстана у нас есть ЕАЭС. Это та самая рамка, куда мы пытаемся поставить наших бывших товарищей. Получится или нет, не знаю. Но наши военные аналитики моделируют ситуацию относительно того, что будет выстраиваться по нашим внутренним границам и в связи с развалившимся на куски Афганистаном, и в связи проблемами на Ближнем Востоке, и в связи с центральноазиатскими проблемами, которые год от года становятся более актуальными.
На юге складывается новый регион, который потребует серьезного практического и военного вмешательства. И в отличие от чиновников экономического блока, наши силовики выстроили стратегию, которая если и не решит проблему (ракетные удары проблемы не решают, а откладывают), но у нас все равно ничего нет. Это печально. И у Казахстана тоже ничего нет.
— В каком смысле?
— Казахстан является экономическим лидером региона. Там самые лучшие экономические параметры, он лучше остальных включен в систему разделения труда, он один из заметных поставщиков ресурсов на сырьевые рынки, но для рядового жителя Кызылорды или Актау все это не имеет никакого значения. Люди чувствуют, что в связи с массой проблем их жизнь становится хуже. Поэтому они понимают, что ситуацию надо менять.
И тут начинаются споры. Либо мы строим халифат (где все будет по справедливости и все будут молиться на пятничной молитве), либо мы выбираем единственного геополитического союзника. Кто-то говорит, что для этого нужна Россия, кто-то говорит, что для этого хороши Штаты, кто-то говорит о Китае, но этот раскардаш в голове — главная проблема экспертного сообщества и общественной мысли Казахстана и Центральной Азии.
Судя по социологии, которая оттуда доходит, люди не очень хорошо представляют, как дальше будет складываться жизнь. Проблема же не в том, кто более настоящий президент (Токаев или Назарбаев), а в том, что непонятно, что Казахстан пытается выстроить в плане внешней политики и экономики. В России тоже говорят, что у нас нет идеологии, а в Казахстане идеологический вакуум сказывается еще более серьезно, потому что это осколок Российской империи. Это лимитроф, но лимитроф неполноценный.
Да, Токаев сменил Назарбаева, но положение у него хуже губернаторского. Он получил страну, которая за 30 лет независимости вроде бы сформировалась, а с другой стороны, непонятно, что же нам делать дальше, если США будут больше досаждать китайцам, если Китай будет требовать большей солидаризации и если при этом есть ЕАЭС. Это как Труффальдино из Бергамо, слуга двух господ. Разъезжаются табуретки, на которых стоит Казахстан, и Казахстан за ними не успевает.
Если раньше нервное напряжение в Казахстане было связано с ожиданием того, как Назарбаев будет покидать свой пост, то сейчас оно связано с внешней политикой. Страна постоянно находится в ситуации, когда все от нее требуют какой-то определенности, а она выдать эту определенность не может и не хочет.
— Если говорить о том, что делает Москва, как себя чувствуют русские, уехавшие в Россию из Казахстана?
— В Казахстане по самым усредненным оценкам осталось всего три миллиона русских. Это не так уж и много. Это половина Питера. Программа переселения соотечественников работает, люди уезжают. Основными пользователями этой программы являются граждане Казахстана, а не граждане Узбекистана или Киргизии.
Русские Казахстана грамотные, и они все планируют. Это не переезд в Норильск, закрыв глаза. Жители северных регионов переезжают в приграничные российские регионы к родственникам и налаженному бизнесу. Но три миллиона людей — это все равно много, и значительная часть русских живет именно в казахоязычных регионах или в регионах, которые окружены казахоязычными анклавами — это Алма-Ата, отчасти Чимкент. Русская диаспора живет на юге, а там ситуация другая, чем на севере или востоке. А в северных регионах у многих уже есть российские паспорта. Это Донбасс, но без брутальности.
Другое дело, правоприменительная практика. Здесь уже возможны варианты, когда вопросы на местах решаются в зависимости от этнической или клановой принадлежности. Но в этом разницы между Тарту или Атырау нет. Русских зажимают и там, и там. Их воспринимают как «пятую колонну» и людей, которые в случае форс-мажора способны создать проблемы, и их стараются окружить флажками. Тут Казахстан и Эстония одинаковы. Разница только в методиках. Против русского мира борются все. И казахстанская власть воспринимает его как угрозу, которой надо противодействовать.
— Может, России вывести всех русских из бывшего СССР?
— Почему нет?
— Я допускаю, что у России найдутся деньги на это. Но представьте себе размах этой операции. Вы хотя бы миллион переселите. Это же гигантское количество проблем. Я даже затрудняюсь представить, насколько сложно создать для людей рабочие места, крышу над головой, детские сады и школы. Теоретически это возможно, но нужно ли это? Не знаю. За тридцать лет независимости вся русская диаспора в Центральной Азии и так постепенно вернулась в Россию, но только без надрыва. Я сам приехал из Алма-Аты.
Помните бандита из «Брата-1», который все время поговорками говорил? «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». Я так понимаю, сегодняшней России не надо брать ношу тяжелее, чем она может потянуть.
Понятное дело, что жители Ташкента или Оша испытывают проблемы. Но нигде нет форс-мажора (никого нигде не убивают и не режут), а конкретные вопросы надо решать индивидуально. Есть программа переселения соотечественников. Даже пожилой человек, который не вписывается в эту программу, теоретически может уехать в условный Биробиджан.
Что касается Казахстана, то Казахстан нужен России в том виде, в котором он сейчас пребывает. Эта страна хорошо зарабатывает на продаже нефти, она сохраняет стабильное социальное устройство, там откровенно не притесняют русских и русский язык, в отличие от Украины, там нет поражения в правах неказахов, в отличие от Прибалтики, где есть «неграждане». Другой вопрос, сможет ли новый президент это все удержать. Хотелось бы верить, что сможет.
Республика Казахстан во внешнем мире
С обретением суверенитета республика столкнулась с необходимостью выработки стратегии собственной внешней политики. Основной задачей государства во внешней политике стало определение внешнеполитических приоритетов и системы национальной безопасности, то есть своих национальных интересов, и, исходя из них, стратегии внешней политики, обороны и военной доктрины. Президент Казахстана Н. Назарбаев считает необходимым придерживаться принципа глобального партнерства и доверия, а также строить взаимоотношения с другими государствами на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного выполнения международных обязательств.
Для достижения этих целей огромное внимание уделяется укреплению позиций Казахстана в мировом сообществе в качестве его полноправной и неотъемлемой части, как государства, которое придерживается основополагающих принципов международных отношений согласно Уставу ООН, прагматического и конструктивного подхода к решению внешнеполитических дел. В состав ООН наша республика была принята 3 марта 1992 года на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи. С этого времени Казахстан имеет Постоянное Представительство при Штаб-квартире ООН в НьюЙорке. В том же 2002 году было открыто Представительство ООН в Алматы, с 1993 года наша республика участвует в Программе развития ООН (ПРООН), которая оказывает активное содействие в подготовке национальных кадров, и с января 1997 года — в программах Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), которые оказывают большую практическую помощь в процессе реабилитации населения, экологии и экономического развития Семипалатинского региона и в реализации проекта «Шелковый путь». В мае 1992 года Казахстан стал членом Организации ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО), с 1992 года ЮНИСЕФ (Детский Фонд ООН), с 1993 года — МОТ (Международная организация труда), с 1994 года — МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике), с 1997 года УВКБ ООН (Верховный комиссар по беженцам), с 1999 года ЮНИФЕМ (Женский Фонд ООН). С 90-х годов наша республика сотрудничает с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международной Организацией гражданской авиации (ИКАО), Всемирной Организацией здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и др. Как видим, со времени обретения государственной независимости наша Республика стала членом большинства организаций ООН, что свидетельствует о признании ее как полноправного субъекта международного права.
Такими же принципами Казахстан руководствуется при осуществлении политики укрепления военной безопасности. После роспуска Варшавского договора и распада СССР один из влиятельных западных военных блоков — Организация Североатлантического договора — предложила всем государствам новую форму сотрудничества в виде программы «Партнерство ради мира» (ПРМ), провозгласив основными ее целями обеспечение планетарной безопасности и содействие демократизации современного общества. Казахстан в мае 1994 года поддержал эту инициативу НАТО, посчитав, что она «не несет угрозы национальной безопасности Казахстана». В 1996 году между РК и НАТО в Брюсселе были подписаны Соглашения о безопасности и о статусе вооруженных сил, в которых обговорены уровни защиты обмениваемой секретной информации и условия проведения военных учений на территории стран-партнеров. В г. Монс (Бельгия) при содействии США был открыт Офис Республики Казахстан по линии ПРМ для оказания содействия в подготовке национальных военных кадров, организации учений на территории Центральной Азии. В 1997 году в рамках НАТО были выделены гранты на реализацию программы «Наука во имя мира» на исследование казахстанскими учеными экологических проблем. А в 1998 году было открыто Представительство Казахстана при НАТО, что явилось свидетельством существования долгосрочных партнерских отношений между Североатлантическим военным блоком и евроазиатской страной, как на западе называют нашу республику.
В 1999 году была принята декларация о принципах, регулирующих взаимоотношения между государствами-членами СВМДА, которая способствовала реализации мероприятий по обеспечению национальной безопасности Казахстана. Результатом этого явилась реформа вооруженных сил Казахстана, основа которой была заложена еще в период проведения военной политики бывшего СССР. В мае 1992 года по указанию Президента Республики Казахстана Н.Назарбаева был издан Указ о создании собственных Вооруженных Сил республики, в котором Вооруженные Силы республики создавались на основе дислоцированных на территории Казахстана воинских частей, соединений, учреждений, организаций, полигонов, арсеналов, складов и прочих объединений Вооруженных Сил с учетом условий, достигнутых в соглашениях об Объединенных Вооруженных Силах СНГ. В связи с тем, что границы республики большей частью являлись прозрачными, специальным указом было запрещено передислоцирование воинских частей и вывоз военной техники вооружения и материальнотехнического имущества за пределы Республики Казахстан без специального согласования с правительством республики. Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан является Президент Республики Казахстан.
В своем мартовском послании 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Н.А.Назарбаев предлагает новую стратегию национальной безопасности на 2006—2010 годы, где указывается, что «укрепление государственности, национального суверенитета и целостности Казахстана должно осуществляться на основе профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.
Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации». В Вооруженных силах Республики Казахстан был обновлен офицерский состав, проводилась работа по подготовке кадров для армии, и с 2000 года были созданы четыре военных округа. Одной из стратегий внешнеполитической деятельности Казахстана стал процесс делимитации государственной границы. В 1999—2001-х годах по указанию Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева были созданы региональные управления пограничных войск, прикрывавшие государственную границу РК не только с восточного направления, но и с юга, запада и севера, то есть с Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Россией. Были созданы пограничные отряды и заставы на тех направлениях, которые ранее никогда не были под пограничным контролем, развернуты воинские части для усиления погранвойск: авиационные, саперные, связи. Созданными морскими войсками была взята под охрану граница на Каспии. Было уделено особое внимание юридическому оформлению всей государственной границы: с Россией — более 7500 км, Китаем — около 1740 км, Узбекистаном — 2350 км, Киргизией — около 1050 км, Туркменией — около 400 км. Эту работу в сентябре 1999 года осуществила Правительственная комиссия РК по делимитации государственной границы Казахстана с соседними государствами. Одним из сложных вопросов делимитационной политики Казахстана является вопрос о правовом статусе Каспийского моря, который является уникальным природным объектом и единым экологическим комплексом, обитатели фауны и флоры которого занесены в Красную книгу. Каспий содержит огромные запасы углеводородного сырья и нефтегазовых продуктов, 90% мировых запасов осетровых рыб, что и является основой причин разногласий при определении его правого статуса. Казахстан считает, что дно и недра Каспия нужно делимитировать по срединной линии, как это принято в мировой практике. Президент РК Н.А. Назарбаев на пресс-конференции в Баку в мае 2005 года отметил, что между Казахстаном, Россией и Азербайджаном существует понимание относительно срединной линии моря и его делимитации. Несмотря на противоположную позицию Ирана по этому вопросу, успешно ведутся переговоры по урегулированию вопросов сотрудничества и торговли между государствами, имеющими общие границы в Каспийском регионе.
После распада Советского Союза государства Содружества в 1993 году приняли ряд важных документов, направленных на укрепление и координацию своих действий. В начале 1993 года в Минске был подписан Устав СНГ, являющийся основополагающим документом Содружества, и созданы Совет глав государств и Совет глав правительств, которые осуществляют координирующие функции по подготовке вопросов и организации проведения заседаний Советов. Минскую встречу можно считать поворотным моментом в жизни Содружества. Это подтвердило принятое всеми главами государствучастников Заявление о стремлении к дальнейшему повышению эффективности деятельности Содружества в экономической и политической сферах и Соглашение об образовании Межгосударственного банка СНГ.
В мае 1993 года на Московской встрече были созданы координационно-консультативный комитет и Исполнительный секретариат СНГ, на необходимости которых Казахстан, Россия и Беларусь настаивали с первых дней образования Содружества. В октябре 1994 года создан Межгосударственный экономический комитет Экономического союза (МЭК), который должен был укрепить организационную структуру Содружества, направить основные усилия на концептуальную разработку путей углубления интеграции и ее механизмов. Также было заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли, принято решение о создании Платежного союза, а в 1995 году решение о создании Межгосударственного валютного комитета. 20 января 1995 году было заключено трехстороннее Соглашение о Таможенном союзе, в который вошли Россия, Белоруссия и Казахстан. Новым шагом на пути развития экономического сотрудничества становится Договор 1996 года о всестороннем сближении и углублении интеграции между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией.
Следует отметить, что в целом со времени создания СНГ проделана немалая работа по использованию договорных форм для регулирования новых по своему характеру рыночных экономических связей между странами. Однако СНГ и его органы явно не справляются с имеющимися проблемами, не реализуют практический интеграционный потенциал — высокую степень интегрированности экономики, сходные социально-политические структуры и ментальность населения, многонациональный состав большинства стран, общие исторические традиции. Не решена задача сочетания процесса национально-государственного строительства с сохранением и развитием межгосударственных интеграционных процессов. Об этом говорит Н.А. Назарбаев в своей книге «На пороге ХХI века»: «Логика истории такова, что оптимальное вхождение в мировое сообщество возможно лишь при совместных усилиях всех стран Содружества, использующих сформулированную на протяжении ХХ в. мощную интеграционную базу».
На современном этапе идея реинтеграции политических, научнокультурных, гуманитарных и, особенно, экономических связей на территории бывшего Советского Союза получает все большее распространение и поддержку. Интегрируясь, идя навстречу друг другу, страны-участницы Содружества Независимых Государств могут успешно решать те экономические проблемы, которые невозможно решить в одиночку. Необходимо подчеркнуть, что именно экономика была и остается приоритетным направлением в деятельности Содружества. В первую очередь основное значение имеют факторы долговременного сотрудничества и взаимозависимости народного хозяйства, сложного переплетения многолетних экономических связей. Нельзя не видеть и то, что через экономическое сотрудничество страны-участники СНГ укрепляют и политические отношения. Во многом благодаря Содружеству удалось избежать конфронтации, серьезного обострения отношений с какой бы то ни было из бывших союзных республик и постепенно реализовать курс на сближение. К тому же сохранение Содружества снимает проблемы, решение которых возможно только в условиях объединения государств. Государства, которые уже сегодня склонны к более тесному союзу, имеют возможность сделать это в рамках СНГ.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев неоднократно подчеркивал, что долгосрочным интересам нашего государства соответствует глубокая вовлеченность в деятельность СНГ. При этом в стратегических целях Казахстана наша дипломатия поддерживает широкое поле политического маневра для развития конструктивного партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами и международными организациями. В этой связи представляется, что политика Казахстана в отношении новых независимых государств должна осуществляться на двусторонней основе, во-вторых, важно не снижать активности по превращению СНГ в дееспособное объединение, способное решать крупные задачи в целях повышения эффективности экономики государств-участников и совершенствования сотрудничества между ними.
Что касается первой задачи, то за время, прошедшее после обретения независимости, выработана достаточная правовая база двустороннего сотрудничества с большинством стран-членов СНГ, определены приоритеты внешней политики на постсоветском пространстве. Говоря о приоритетах, необходимо отметить важность взаимоотношений с Российской Федерацией. Равноправное и взаимовыгодное партнерство с Россией имеет стратегический характер и оказывает серьезное влияние на укрепление взаимовыгодного экономического, оборонного, информационного и гуманитарного пространства в рамках СНГ.
В силу своего геополитического положения Казахстан приоритетное внимание уделяет России. 25 мая 1992 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев и Президент России Б.Н. Ельцин подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РК и Российской Федерацией. В январе 1995 года был подписан пакет из 17 двусторонних договоренностей между Казахстаном и Россией, в июле 1998 года — Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном на ХХI столетие. Важное значение в развитии двусторонних отношений между странами сыграло решение о статусе космодрома Байконур. 28 марта 1994 года были подписаны Базовое Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур и Договор о его передаче в аренду на 20 лет с возможностью дальнейшего продления, что позволило укрепить взаимовыгодное сотрудничество двух государств в космической области. 2 июля 2005 года состоялись торжественные мероприятия, посвященные 50летию космодрома Байконур с участием президентов Казахстана и России. Арендный договор был продлен до 2050 года.
Нельзя не отметить взаимоотношений Казахстана с ближайшими соседями — Кыргызстаном и Узбекистаном. Важность наших связей, помимо укрепления двустороннего сотрудничества, определяется необходимостью придания эффективности союзу трех государств, который имеет большое будущее. В 1992 году по инициативе нашего Президента была заложена основа по созданию союза Центральноазиатских стран. Появилась эмблема будущего Союза — могучая чинара с глубокими корнями и мощными ветвями, символизирующая единые корни и общность целей становления и развития родственных государств. Лидерами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана были подписаны документы о создании межгосударственного совета, единого экономического пространства трех стран, были созданы единый исполнительный орган, советы отраслевых министерств и ведомств, принят Меморандум о сотрудничестве в области миграции, начал функционировать Центральноазиатский банк развития, было положено начало согласованным действиям в межгосударственной сфере и на мировой арене. Президенты трех стран приняли решение о поддержке инициативы Президента Н.А. Назарбаева о созыве Совещания по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии (СВМДА), инициативы Президента И. Каримова о совещании-семинаре в Ташкенте. Если затронуть более ранние взаимоотношения этих государств, то можно сказать, что еще в 1990 году по инициативе Казахстана в Алматы впервые встретились руководители республик Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и подписали Соглашение об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. На состоявшейся в январе 1993 года в Ташкенте встрече глав государств Центральной Азии были приняты решения по дальнейшему углублению взаимного сотрудничества. Реализации интеграционных возможностей региона способствуют двусторонние договоры и соглашения между государствами Центральноазиатских государств. Во время визита Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева в республику Узбекистан 10-12 января 1994 года обе стороны договорились о дальнейших шагах в развитии казахстанско-узбекских отношений. В целях дальнейшего углубления и развития отношений между странами президенты И.А.Каримов и Н.А.Назарбаев подписали 24 июня 1992 года договор о создании единого экономического пространства между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан.
Украина и Казахстан признали независимость друг друга с первых дней провозглашения республик суверенным государством. Двусторонние отношения между ними были законодательно установлены подписанием 20 января 1994 года Договора о дружбе и сотрудничестве и принятием Президентами Казахстана и Украины Декларации «Современный мир: вызовы и опасности». Стремясь расширить стратегию интеграции, Н.А.Назарбаев периодически выступает с новыми инициативами в данном направлении: по укреплению Таможенного союза, формированию зоны свободной торговли, совершенствованию органов Содружества. Выступая на заседаниях Совета глав государств, он подчеркивает необходимость сохранения Содружества, трансформацию и улучшение его деятельности с учетом нынешних реалий, стратегических задач и интересов каждого из участников, с учетом мирового опыта региональной интеграции.
Рациональная международная политика руководства РК и стабильная экономическая и политическая ситуация в республике вывели Казахстан в число лидеров на всем постсоветском пространстве. Большой международный резонанс, и в первую очередь, в странах СНГ получила инициатива Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, которая была четко сформулирована в послании «10 простых шагов навстречу простым людям». Она определяет разумные решения в вопросах отношений Казахстана с его бывшими партнерами по СССР и предполагает решение наиболее насущных межгосударственных проблем в сфере социальных взаимоотношений.
Казахстан успешно развивает связи и с европейскими государствами. 16—17 сентября 1993 года состоялся официальный визит президента Французской Республики Франсуа Миттерана в Республику Казахстан. Подписаны следующие межправительственные документы: Соглашение о сотрудничестве в области культуры и искусства; Совместная декларация об экономическом сотрудничестве между Национальной академией наук Казахстана и Национальным центром научных исследований Франции; Декларация правительства РК и правительства Французской Республики о воздушном сообщении; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран.
20—23 марта 1994 года состоялся официальный визит Президента Республики Казахстан в Великобританию. В ходе визита были подписаны следующие документы: Совместная декларация об экономическом сотрудничестве между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенного Королевства; Соглашение о сотрудничестве в области образования, науки и культуры; Конвенция об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и прирост стоимости имущества между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством; Декларация о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран; Соглашение о воздушном сообщении. Было ратифицировано Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций. Обоюдовыгодные взаимоотношения сложились у Казахстана и с другими европейскими странами.
Значительных успехов добилась казахстанская дипломатия в азиатском направлении: 22—26 мая 1993 года состоялся официальный визит премьер-министра Индии Наросимха Рао в Казахстан. Подписаны следующие документы: Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники; Конвенция об избежании двойного налогообложения; Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций; Меморандум взаимопонимания о проведении Дней культуры Казахстана в Индии и Индии — в Казахстане; Протокол о сотрудничестве между министерствами иностранных дел двух стран, предусматривающий регулярное проведение переговоров и консультаций по международным и региональным проблемам, а также по вопросам двусторонних отношений.
11—13 сентября 1995 года по приглашению Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя состоялся государственный визит Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в КНР. Подписаны следующие документы: Совместная декларация о дальнейшем развитии и углублении дружественных взаимоотношений между РК и КНР; Соглашение между правительством РК и правительством КНР об использовании морского порта Китая Ляньюнган для переработки и транспортировки казахстанских грузов; Меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны РК и Министерством обороны КНР; Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области метеорологии между Главным управлением по гидрометеорологии при Кабинете министров Республики Казахстан и Метеорологическим управлением КНР; Протокол об обмене Грамотами о ратификации; Соглашение между РК и КНР о казахстанско-китайской государственной границе.
Успешно развивались межгосударственные отношения Казахстана с арабскими государствами. В 1995 году состоялись встречи на высшем уровне с лидерами Индонезии, Пакистана, Турции. Особенно широкомасштабно развиваются связи Казахстана с Турцией, Саудовской Аравией, Исламской Республикой Иран, Объединенными Арабскими Эмиратами. Казахстан сотрудничает с Исламским банком развития, Исламской организацией по образованию, науке и культуре. В октябре 1999 года Республика Казахстан была принята членом организации Исламская конференция.
В мае 1996 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев совершил официальный визит в Исламскую Республику Иран. Иран является серьезным партнером Казахстана в области разработки нефтяных месторождений, поэтому в ходе переговоров были достигнуты важные для экономики Казахстана договоренности о поставках казахстанской нефти в Северный Иран на терминалы Персидского залива для дальнейшей транспортировки на мировые рынки. Для осуществления внешнеполитических задач Казахстан вступил в Шанхайскую организацию сотрудничества, в которую вошли пять стран, имеющих общие границы,— Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.
В 2001 году очередная встреча вновь была проведена в Шанхае (Китай). Тогда пять стран-участниц приняли в свои ряды Узбекистан. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества была подписана на том же саммите 15 июня 2001 года. Первыми документами, принятыми ШОС, стали «Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества», «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» и «Совместное заявление о подключении Узбекистана к механизму «Шанхайской пятёрки».
Главное отличие ШОС от других региональных образований на территории бывшего СССР состоит в том, что помимо стран СНГ в неё входит Китай. Государствами-наблюдателями при ШОС являются Индия, Иран, Монголия и Пакистан. В марте 2008 года Иран подал официальное заявление о намерении стать полноправным членом организации. В 2000—2008 годах Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев неоднократно совершал официальные визиты в Японию, Индию, Китай, Южную Корею, Сингапур, Малайзию, Индонезию, Королевство Таиланд и другие государства Юго-Восточной Азии. Таким образом, в своей внешней политике Казахстан отстаивает свои национально-государственные интересы, подразумевая под этим, прежде всего, территориальную целостность и суверенитет, стабильность и мир в стране. Президент Республики Казахстан, согласно Конституции РК, определяющей внешнеполитический курс, выдвинул в качестве долгосрочной цели внешней политики формирование и поддерживание благоприятных внешних условий для успешных преобразований внутри страны. Министерство иностранных дел как исполнительный орган отвечает за эффективность осуществления внешней политики и играет роль координирующего органа во всех международных акциях, предпринимаемых Казахстаном.
Казахстан признан всем мировым сообществом в качестве его полноправного субъекта. Последовательная политика нашего государства нашла положительный отклик в рамках Организации Объединенных Наций, поскольку она соответствует устремлениям и чаяниям всех миролюбивых людей планеты. Инициативы и предложения Президента РК Н.А. Назарбаева являются гарантом мира для нашей молодой республики в ходе строительства цивилизованного, светского общества. В конце 2007 года было принято решение, что Казахстан будет председательствовать с 2010 года в ОБСЕ.
Очень значимыми во внешней политике Казахстана являются визиты Президента Н. Назарбаева в зарубежные страны и переговоры с руководителями других государств. Эти встречи дают новый импульс межгосударственным отношениям Казахстана с зарубежными партнерами. В ходе этих визитов обычно становятся традиционными встречи с бизнесменами, которые улучшают торговлю и деловое сотрудничество Казахстана и его партнеров.
В Послании народу Казахстана 2006 года Президент Н.Назарбаев отметил необходимость «интенсификации сотрудничества в Центральной Азии, в Азиатском и Ближневосточном регионах, по укреплению таких региональных структур, как ЕврАзЭС, СВМДА, ШОС». Также Глава государства предложил «выйти на создание Евразийского экономического союза государств, сделать его выгодным для вступления других наших соседей». Сегодня ЕврАзЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан) является развитым интеграционным объединением на пространстве СНГ. Участие в работе данного регионального объединения является одним из приоритетов внешней политики Казахстана.
Страна вошла в мировое хозяйство не на положении отсталого государства «третьего мира», а как его полноправный субъект, с которым вынуждены были считаться самые могущественные государства мира. Для Казахстана, который в будущем, вероятнее всего, станет эффективно развивающейся республикой, не будет легких путей к свободному, открытому, демократическому обществу, но глубокие преобразования в экономике, политике, культуре являются залогом успеха.
Внешняя политика Казахстана прошла стадию становления, утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики в новых исторических условиях. Казахстан в мировом сообществе и его роль в мировом политическом процессе может претендовать на полновесный статус крупной региональной державы, оказывающей воздействие на геополитические и геоэкономические тенденции в мире.
За время своего существования как самостоятельного государства Казахстан сделал немало для того, чтобы стать политически независимым, светским, демократическим государством с сильной экономикой, ориентированной на модернизацию производства, востребованного мировым рынком. Подъем экономики напрямую связан не только с изменением процессов текущей модернизации, но и качественным обновлением самой концепции реформирования экономики, политической и духовной жизни общества. Экономический курс правительства направлен на технологическое обновление традиционных отраслей производства, внедрение модернизированного, инновационного оборудования и нанотехнологий.