с какими странами конфликтует россия

С какими странами у России есть конфликты из-за границ?

ФСБ опубликовала проект указа президента c новой редакцией «Основ государственной пограничной политики Российской Федерации».

В документе утверждается, что Россия не имеет территориальных претензий к другим странам и отвергает любые их притязания. Попытки изменить государственные границы названы в проекте указа одной из главных угроз национальным интересам страны. Самые известные примеры территориальных претензий к России — спор с Японией из-за южных Курильских островов и с Украиной из-за Крыма. Но ими перечень не ограничивается. «Медуза» рассказала о других, менее известных притязаниях иностранных государств.

Эстония

По Конституции Эстонии, ее сухопутная государственная граница проходит таким образом, что в состав страны входит часть территорий нынешних Ленинградской и Псковской областей России. 122-я статья основного закона Эстонии ссылается на Тартуский мирный договор, заключенный с РСФСР в 1920 году. После вхождения Эстонии в состав СССР ее территория сократилась: к 1957 году республика потеряла Ивангород и Печоры.

После провозглашения независимости эстонский парламент в 1991 году признал недействительными решения, касавшиеся изменения государственной границы, но Россия отвергла территориальные претензии. В 1990-х годах Эстония готова была отказаться от признания границы 1920 года, но настаивала на правовой преемственности и требовала упоминания Тартуского договора в новом соглашении. В 2005 году стороны заключили договор о границе, но российская сторона отозвала свою подпись после того, как Эстония в одностороннем порядке добавила упоминание Тартуского договора в преамбулу документа. Россия опасалась, что эта отсылка может стать обоснованием будущих территориальных притязаний. Формально, по мнению российских дипломатов, Тартуский договор утратил силу в 1940 году с вхождением Эстонии в состав СССР.

В феврале 2014 года главы внешнеполитических ведомств подписали новый договор о границе. В нем явным образом прописано отсутствие территориальных претензий. Стороны его до сих пор не ратифицировали: в Эстонии он прошел первое чтение, в российском парламенте до первого чтения еще не добрались.

Южная Корея

У России нет общих границ с Южной Кореей, но это не значит, что она не претендует на часть территории страны — так называемый остров Ноктундо в устье реки Туманной. Дело в том, что Южная Корея, как и КНДР, считает своей суверенной территорией весь Корейский полуостров. А спорная территория находится на границе КНДР и России в Приморском крае. Она с XV века принадлежала корейской династии Чосон, но в 1860 году перешла к Российской империи по Пекинскому договору. Корея этот договор не подписывала и узнала о нем постфактум. Страна в то время была вассалом Китая, поэтому Россия решила заключить договор о границе непосредственно с китайским правительством. Уже в то время Ноктундо фактически не являлся островом: из-за обмеления северного рукава реки Туманной он соединился с сушей Приморья.

С 1883 года Корея пыталась добиться возвращения Ноктундо. В 1990 году КНДР, контролирующая северную границу, заключила договор с СССР, признав за ним территорию бывшего острова Ноктундо площадью 32 квадратных километра. Южная Корея этот договор не признала.

Как и в случае с Южной Кореей, на некоторые российские территории претендует Китайская Республика, у которой фактически нет общей границы с РФ. Речь идет не о Китайской Народной Республике, а о государстве на острове Тайвань, куда в середине XX века после поражения в гражданской войне перебралось гоминьдановское правительство. Китайская Республика не признает договоров, заключенных КНР, и считает своей всю территорию Китая. Россия официально не признает суверенитет Тайваня, но поддерживает с ним торгово-экономические отношения.

Одной из таких спорных территорий стал крупнейший остров на реке Уссури — Кутузов. Он перешел под контроль СССР еще во время правления Маньчжоу-Го — образованного Японией марионеточного государства. Советско-китайский договор о границе, заключенный в 1991 году, оставлял этот остров во владении СССР. Тайвань не признал договор, заключенный КНР.

Другой спорной территорией, на которую претендует Тайвань, является Республика Тыва. В 1911 году после Монгольской национальной революции Китай потерял контроль над Внешней Монголией. Тувинская знать обратилась к царскому правительству, и в 1914 году будущая Тыва, известная тогда как Урянхайский край, перешла под протекторат Российской империи. В 1921 году там была провозглашена народная республика, а в 1944 году она вошла в состав РСФСР. Тайвань не признал революцию и считал Монголию с Тывой частью своей территории. В 2002 и 2012 годах правительство Тайваня заявлялоо признании независимости Монголии, но ни словомне обмолвилось о Тыве.

И снова Тайвань

Тайвань хотел бы вернуть и так называемые 64 деревни к востоку от реки Хэйлунцзян (Амур), от которых Китай отказался в 1991 году. В этих деревнях жили подданные Китая. По Айгунскому договору 1858 года им разрешили остаться на левом берегу Амура, тогда как остальные земли к северу от реки были переданы Российской империи. Но в 1900 году после обстрела Благовещенска восставшими китайскими отрядами, выступавшими против иностранного вмешательства, российские войска вошли в эти деревни и вынудили местных жителей перебраться на другой берег Амура. По словам путешественников, там до сих пор стоят опустевшие китайские хижины.

Опять Тайвань (последний в этой подборке)

Тайвань претендует на восточную половину Большого Уссурийского острова. В 1929 году Большой Уссурийский был захвачен советскими войсками во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. С 1967 года Китай пытался вернуть остров под свой контроль. В итоге западную часть этого острова вместе с островом Тарабаровым Россия передала Китаю по договору 2004 года. Восточная осталась у России.

Китай

Летом 2012 года правительство Республики Алтай заявило, что Китай предложил сместить государственную границу вглубь территории России: «В результате площадь возможного отторжения российской территории могла достигнуть 17 га». Через некоторое время из пресс-релиза удалили оценку размеров спорной территории. Разногласия возникли в ходе совместных мероприятий по демаркации российско-китайской границы в районе Алтайских гор. Китайский официальный представитель объяснил, что спор носит технический характер: раз в 10 лет проходит совместная инспекция данного участка границы, каждая сторона использует для измерений собственные методику и оборудование, поэтому расхождения неизбежны.

Осенью 2012 года стороны договорились установить два дополнительных пограничных знака «для более четкого обозначения этого труднодоступного участка границы». Летом 2013 года Россия и Китай должны были провести дополнительные измерения и решить судьбу пограничной линии. Как решилась судьба 17 спорных гектаров, неизвестно. В 2016 году Россия и Китай опубликовали совместное заявление, посвященное завершению первой инспекции государственной границы. Стороны подчеркнули, что материалы проверки «отображают изменения на местности, произошедшие после завершения в 1999 году демаркации».

Абхазия

(государство признано лишь пятью странами — членами ООН)

Абхазия хочет получить российскую часть села Аибга с окрестными территориями. Сейчас оно входит в состав города Сочи и отделено от абхазской половины рекой Псоу. В середине 1920-х годов село было частью РСФСР — граница с Абхазией проходила южнее реки Псоу. В 1929 году административную границу изменили — она прошла по реке Псоу. В России считают, что Аибга при этом оставалась в составе Сочинского района. По мнению абхазской стороны, село было разделено на две части. С началом грузино-абхазского конфликта граница с Россией была фактически установлена по реке Псоу.

Непризнанное международным сообществом государство не отказывается от территориальных претензий к своему главному экономическому партнеру и военному союзнику. В 2014 году на время Олимпиады в Сочи российские пограничники усилили контроль границы с Абхазией. После окончания Игр его решили не ослаблять. Осенью 2017 года спикер абхазского парламента Валерий Кварчия пожаловалсяроссийским коллегам на аресты пастухов пограничниками в районе поселка Аибга.

Источник

С какими странами у России есть конфликты из-за границ?

bfe4ba252b6148059abd1dcbb1a44ca4

ФСБ опубликовала проект указа президента c новой редакцией «Основ государственной пограничной политики Российской Федерации». В документе утверждается, что Россия не имеет территориальных претензий к другим странам и отвергает любые их притязания. Попытки изменить государственные границы названы в проекте указа одной из главных угроз национальным интересам страны. Самые известные примеры территориальных претензий к России — спор с Японией из-за южных Курильских островов и с Украиной из-за Крыма. Но ими перечень не ограничивается. «Медуза» рассказывает о других, менее известных притязаниях иностранных государств.

По Конституции Эстонии, ее сухопутная государственная граница проходит таким образом, что в состав страны входит часть территорий нынешних Ленинградской и Псковской областей России. 122-я статья основного закона Эстонии ссылается на Тартуский мирный договор, заключенный с РСФСР в 1920 году. После вхождения Эстонии в состав СССР ее территория сократилась: к 1957 году республика потеряла Ивангород и Печоры.

После провозглашения независимости эстонский парламент в 1991 году признал недействительными решения, касавшиеся изменения государственной границы, но Россия отвергла территориальные претензии. В 1990-х годах Эстония готова была отказаться от признания границы 1920 года, но настаивала на правовой преемственности и требовала упоминания Тартуского договора в новом соглашении. В 2005 году стороны заключили договор о границе, но российская сторона отозвала свою подпись после того, как Эстония в одностороннем порядке добавила упоминание Тартуского договора в преамбулу документа. Россия опасалась, что эта отсылка может стать обоснованием будущих территориальных притязаний. Формально, по мнению российских дипломатов, Тартуский договор утратил силу в 1940 году с вхождением Эстонии в состав СССР.

В феврале 2014 года главы внешнеполитических ведомств подписали новый договор о границе. В нем явным образом прописано отсутствие территориальных претензий. Стороны его до сих пор не ратифицировали: в Эстонии он прошел первое чтение, в российском парламенте до первого чтения еще не добрались.

У России нет общих границ с Южной Кореей, но это не значит, что она не претендует на часть территории страны — так называемый остров Ноктундо в устье реки Туманной. Дело в том, что Южная Корея, как и КНДР, считает своей суверенной территорией весь Корейский полуостров. А спорная территория находится на границе КНДР и России в Приморском крае. Она с XV века принадлежала корейской династии Чосон, но в 1860 году перешла к Российской империи по Пекинскому договору. Корея этот договор не подписывала и узнала о нем постфактум. Страна в то время была вассалом Китая, поэтому Россия решила заключить договор о границе непосредственно с китайским правительством. Уже в то время Ноктундо фактически не являлся островом: из-за обмеления северного рукава реки Туманной он соединился с сушей Приморья.

С 1883 года Корея пыталась добиться возвращения Ноктундо. В 1990 году КНДР, контролирующая северную границу, заключила договор с СССР, признав за ним территорию бывшего острова Ноктундо площадью 32 квадратных километра. Южная Корея этот договор не признала.

Как и в случае с Южной Кореей, на некоторые российские территории претендует Китайская Республика, у которой фактически нет общей границы с РФ. Речь идет не о Китайской Народной Республике, а о государстве на острове Тайвань, куда в середине XX века после поражения в гражданской войне перебралось гоминьдановское правительство. Китайская Республика не признает договоров, заключенных КНР, и считает своей всю территорию Китая. Россия официально не признает суверенитет Тайваня, но поддерживает с ним торгово-экономические отношения.

Одной из таких спорных территорий стал крупнейший остров на реке Уссури — Кутузов. Он перешел под контроль СССР еще во время правления Маньчжоу-Го — образованного Японией марионеточного государства. Советско-китайский договор о границе, заключенный в 1991 году, оставлял этот остров во владении СССР. Тайвань не признал договор, заключенный КНР.

Другой спорной территорией, на которую претендует Тайвань, является Республика Тыва. В 1911 году после Монгольской национальной революции Китай потерял контроль над Внешней Монголией. Тувинская знать обратилась к царскому правительству, и в 1914 году будущая Тыва, известная тогда как Урянхайский край, перешла под протекторат Российской империи. В 1921 году там была провозглашена народная республика, а в 1944 году она вошла в состав РСФСР. Тайвань не признал революцию и считал Монголию с Тывой частью своей территории. В 2002 и 2012 годах правительство Тайваня заявляло о признании независимости Монголии, но ни словом не обмолвилось о Тыве.

Тайвань хотел бы вернуть и так называемые 64 деревни к востоку от реки Хэйлунцзян (Амур), от которых Китай отказался в 1991 году. В этих деревнях жили подданные Китая. По Айгунскому договору 1858 года им разрешили остаться на левом берегу Амура, тогда как остальные земли к северу от реки были переданы Российской империи. Но в 1900 году после обстрела Благовещенска восставшими китайскими отрядами, выступавшими против иностранного вмешательства, российские войска вошли в эти деревни и вынудили местных жителей перебраться на другой берег Амура. По словам путешественников, там до сих пор стоят опустевшие китайские хижины.

Опять Тайвань (последний в этой подборке)

Тайвань претендует на восточную половину Большого Уссурийского острова. В 1929 году Большой Уссурийский был захвачен советскими войсками во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге. С 1967 года Китай пытался вернуть остров под свой контроль. В итоге западную часть этого острова вместе с островом Тарабаровым Россия передала Китаю по договору 2004 года. Восточная осталась у России.

Летом 2012 года правительство Республики Алтай заявило, что Китай предложил сместить государственную границу вглубь территории России: «В результате площадь возможного отторжения российской территории могла достигнуть 17 га». Через некоторое время из пресс-релиза удалили оценку размеров спорной территории. Разногласия возникли в ходе совместных мероприятий по демаркации российско-китайской границы в районе Алтайских гор. Китайский официальный представитель объяснил, что спор носит технический характер: раз в 10 лет проходит совместная инспекция данного участка границы, каждая сторона использует для измерений собственные методику и оборудование, поэтому расхождения неизбежны.

Осенью 2012 года стороны договорились установить два дополнительных пограничных знака «для более четкого обозначения этого труднодоступного участка границы». Летом 2013 года Россия и Китай должны были провести дополнительные измерения и решить судьбу пограничной линии. Как решилась судьба 17 спорных гектаров, неизвестно. В 2016 году Россия и Китай опубликовали совместное заявление, посвященное завершению первой инспекции государственной границы. Стороны подчеркнули, что материалы проверки «отображают изменения на местности, произошедшие после завершения в 1999 году демаркации».

Абхазия(государство признано лишь пятью странами — членами ООН)

Абхазия хочет получить российскую часть села Аибга с окрестными территориями. Сейчас оно входит в состав города Сочи и отделено от абхазской половины рекой Псоу. В середине 1920-х годов село было частью РСФСР — граница с Абхазией проходила южнее реки Псоу. В 1929 году административную границу изменили — она прошла по реке Псоу. В России считают, что Аибга при этом оставалась в составе Сочинского района. По мнению абхазской стороны, село было разделено на две части. С началом грузино-абхазского конфликта граница с Россией была фактически установлена по реке Псоу.

Непризнанное международным сообществом государство не отказывается от территориальных претензий к своему главному экономическому партнеру и военному союзнику. В 2014 году на время Олимпиады в Сочи российские пограничники усилили контроль границы с Абхазией. После окончания Игр его решили не ослаблять. Осенью 2017 года спикер абхазского парламента Валерий Кварчия пожаловался российским коллегам на аресты пастухов пограничниками в районе поселка Аибга.

Источник

«Холодная война-2»: 40 стран идут против России единым фронтом

Куда заведет дипломатическое противостояние Москвы и Запада?

xs sp

m 296117

xs 96

xs 416

Отношения между Россией и Западом продолжают обостряться: взаимные резкие заявления, обвинения, массовые высылки дипломатов. Эксперты все чаще говорят о «дипломатической войне».

В причинах происходящего попытался разобраться китайский эксперт Чжан Хун (научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук), в своей статье для одного из китайских изданий.

«Ухудшение американо-российских отношений является основным фактором эскалации дипломатической борьбы между Россией и Западом», — говорится в публикации.

По мнению автора, эскалация помешает улучшению российско-американских отношений, повлияет на региональную безопасность

Главный н. с. Института экономики РАН Борис Шмелев считает, что обострение российско-американских отношений является составной частью холодной войны, которая установилась между Россией и коллективным Западом.

— Отношения между Россией и США, политика Вашингтона в отношении Москвы непосредственным образом влияет на взаимоотношения России и Запада, на политику других стран, прежде всего европейских, в отношении нашей страны. Скандал между Чехией и Россией является проявлением общей конфронтационной политики, которую проводит Запад на российском направлении.

Было бы неверно не учитывать роль американской политики в отношении Москвы, но конфликт между Россией и Западом имеет более глубокие корни и существенные причины.

У Запада существует общая стратегическая культура, и было бы неверно говорить, что европейские страны проводят антироссийскую политику только под влиянием Вашингтона, просто их интересы совпадают, США и его союзники действуют в унисон. Политика европейских стран обусловлена их собственными представлениями об устройстве мира, европейской безопасности, понимания места и роли России как в мире, так и в Европе.

«СП»: — В чем все-таки основная причина конфликта?

— Она связана с тем, что Россия встала на пусть утверждения себя в качестве самостоятельного центра мировой политики, она не хочет быть младшим партнёром Запада, играть по тем правилам, которые прописывает ей Запад. Тем самым она встала на путь конкуренции, борьбы за свое видение международных отношений и своей роли в них.

Важным здесь стало выступление Владимира Путина на совещании российских послов в 2006 году, где он заявил, что Россия окрепла, может взять на себя ответственность за мировое развитие и играть свою роль в международных отношениях. С этого момента начинается процесс самоутверждения России и, соответственно, нарастают противоречия между Россией и Западом, поскольку интересы не совпадают.

Проблема Москвы не в том, что она проявила готовность играть в свою геополитическую игру, а в ее экономической слабости. Геополитика требует больших расходов, сил, концентрации, воли. Только тогда можно в это играть. Поэтому есть немного стран, готовых к подобному сценарию. США, Китай, пытается ЕС. И Россия. Но Россия — самое слабое звено, отсюда и проблемы.

Поскольку причины конфронтации глубокие, то и ее преодоление в обозримом будущем невозможно. Возможно лишь какое-то улучшение на определенных направлениях. В целом, отношения будут строиться на принципах баланса силы, и это надолго.

«СП»: — Как-то ситуацию можно изменить?

— Надо изменить главное — внутреннюю политику. Сосредоточиться на экономике, чтобы выйти из экономического кризиса, в котором Россия находится восемь последних лет.

В этих условиях для России важно сотрудничество с Китаем. В политической области оно успешно, мы фактически подходим к формату военно-политического союза, хотя Сергей Лавров и заявляет, что это не так. Сама логика внешней политики и России, и Китая подводит нас к этому.

У России одна проблема — наша экономическая слабость.

«СП»: — За последние дни огромное количество дипломатов выслано. К чему это может привести, куда завести? К разрыву дипотношений с некоторыми странами?

Предложение Джо Байдена встретиться с Путиным может быть отражением понимания определенной частью американского истеблишмента, администрации президента, что ситуация зашла в тупик и это может плохо кончиться для всех. Картина во много напоминает отношения между СССР и США конца 40-х — начала 50-х годов, когда реально обсуждалась возможность ядерной войны между нашими странами. К этому готовились и Сталин, и американцы. Мы сейчас находимся на таком примерно уровне. Тогда удалось это преодолеть, но потом всё вернулось на круги своя.

Спусковым крючком может стать ситуация на Украине, где нагнетается антироссийская истерия. Как себя поведет Киев — неясно. В прямом столкновении с Россией у Киева нет шансов, но где гарантия, что он не получит прямую поддержку Запада? Могут быть провокации в отношении Калининграда.

Директор Центра Европейской информации Николай Топорнин отмечает, что для западного сообщества отношения между Россией и США ключевые.

— Это лакмусовая бумажка, и то, что они в последнее время практически опустились на дно, создает тренд, которому следуют и другие страны-союзники США по НАТО или страны Евросоюза. То есть речь идет о западном сообществе, куда входит примерно 35−40 государств.

Речь не только об ухудшении отношений. К России накопилась масса претензий, и у всех они разные. Например, американцы в основном предъявляют претензии по всевозможным кибератакам, киберугрозам, вмешательству в выборы А у европейцев связаны с урегулированием ситуации на Донбассе, напряженностью на российско-украинской границе. Причины ухудшения отношений разные, но везде виновной стороной видят именно Россию. Все складывается в общий клубок и приводит, например, к высылке российских дипломатов из Праги. Это беспрецедентный шаг в дипломатических отношениях с европейскими государствами.

«СП»: — А со стороны России?

— У России позиция такова, что мы хотим построить конструктивный диалог на деполитизированной основе. А это как раз не устраивает ни европейцев, ни американцев, которые говорят, что отношения с Россией не могут строиться на деполитизированной основе, так как Россия — это государство, которое занимает значимое место в системе международных координат. Такие вопросы как соблюдение и защита прав человека, соблюдение стандартов демократии не могут оставаться в стороне.

Второй момент заключается в том, что у нас преувеличивается значимость России для США и стран ЕС. США практически прекратили торгово-экономическое сотрудничество с Россией. И что? Какие потери они несут? Никакие. Сейчас они объявили, что с 14 июня запрещается американским банкам и корпорациям участвовать в приобретении госдолга РФ, в первую очередь, ОФЗ (облигации федерального займа).

«СП»: — К чему это может привести?

— Это значимое явление, наши власти должны быть готовы: иностранные инвесторы, прежде всего, американские, потихоньку будут уходить с нашего фондового рынка. Это значит, что они будут менять свои рублевые облигации на доллары и выводить доллары из страны. Надо быть готовым к тому, что в июне может быт усилено давление на курс российского рубля.

С Европой у нас единственный проект, который мы пытаемся реализовать, это «Северный поток-2». Как видим, получается не очень. Оставшиеся 5% «трубы» уже два года не могут проложить, потому что американцы наложили санкции, и компании, участвующие в нем, несут убытки на американском рынке, потому и не хотят связываться.

Россия надо как-то выходить из этой ситуации. Очевидно, нужна какая-то перезагрузка, потому что мы сейчас откровенно вернулись в холодную войну.

Нужны конструктивные предложения, а самое главное — возвращать утерянный имидж России как надежного, стабильного внешнеполитического и внешнеэкономического партнера.

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Политика

Sasapost (Египет): шесть вопросов, которые раскрывают суть нынешнего конфликта между Россией и Европой

Российско-европейские отношения сыграли важную роль в развитии истории и культуры страны. Петр I, правивший Российской империей в 1682-1725 годах, «прорубил окно в Европу» и развивал страну по европейской модели. Советский Союз в период «холодной войны» с Западом сохранил уникальность этой страны, соединяющей в себе восточную и западную цивилизации одновременно.

Россия имела хорошие отношения с некоторыми европейскими государствами, особенно во время наполеоновских кампаний, а иногда и вступала с ними в союз. Но это все было до Второй мировой войны и «холодной войны», завершившейся распадом Советского Союза. Далее началась «новая эра» в отношениях Российской Федерации и Европы, характеризующаяся улучшением отношений между двумя сторонами. Отношения стали постепенно ухудшаться, особенно после прихода к власти действующего президента России Владимира Путина.

В 2000-е годы начал зарождаться нынешний конфликт между русскими и Западом. Первым звоночком стала антигрузинская кампания России в 2003 году и российско-грузинская война в 2008 году, в которой Москве удалось достичь своей цели — предотвратить вступление Грузии в НАТО. Кроме того, она стала укрепляться в Восточной Европе, считая ее своей зоной влияния, в которую ни в коем случае нельзя пускать европейцев, так как это навредит российским интересам.

За этим последовали газовые конфликты между Россией и Украиной, начавшиеся после «Оранжевой революции» 2004 года. Эта революция отдалила Украину от Москвы и сблизила ее с европейцами. В 2005 году последовали взаимные обвинения в коррупции и требования выплатить долг за поставки российского газа. Российско-украинские отношения еще больше ухудшились в начале 2009 года, когда русские перекрыли транзит газа через территорию Украины в Европу на 13 дней. Конфликт между европейцами и русскими обострился в 2014 году во время украинско-российского кризиса, который закончился присоединением Крыма к России и ее победой над украинскими силами в войне на Донбассе.

В этом отчете даются ответы на вопросы, которые объясняют нынешний конфликт между Евросоюзом и США, с одной стороны, и Россией, с другой стороны. Этот кризис также затрагивает Запад и НАТО в целом из-за переплетения конфликтных файлов между двумя сторонами.

1. Почему Россия и НАТО борются за влияние в Восточной Европе?

«Холодная война» закончилась поражением русских и распадом Советского Союза. Москва стала столицей Российской Федерации, а не Советского Союза, имевшего статус «сверхдержавы» и обладавшего идеологией, которую он намеревался распространить во всем мире.

Несмотря на распад Советского Союза и самоликвидации «Варшавского договора», Россия сохранила свое влияние в Восточной Европе в обмен на обещание НАТО не расширяться дальше Германской Демократической Республики (ГДР). При этом никаких официальных документов подписано не было. После «холодной войны» и ослабления России, у НАТО возникло желание расширяться на восток, прикрываясь тем, что договоренности касались лишь ГДР, а не всей Восточной Европы, но Москва, в свою очередь, считает это нарушением данных ей ранее обещаний.

НАТО окружало Россию и все больше расширяло зону своего стратегического влияния. Тем не менее русские не растеряли все свое влияние в Восточной Европе, так как многие жители этого региона принадлежат к группе славянских народов и исторически имеют политические и экономические связи с Москвой. С приходом к власти Владимира Путина Россия восстанавливает утраченные позиции на международной арене и свою экономику после трудного десятилетия, последовавшего за распадом Советского Союза.

После окончания «холодной войны» в НАТО вступили 13 новых стран, находившихся ранее под влиянием Советского Союза. Однако это не помешало России, ностальгирующей по советскому прошлому, упрочить свое влияние в этом регионе ради сохранения национальной безопасности, несмотря на смещение баланса «жесткой и мягкой силы» в пользу Запада. Россия неоднократно проверяла на прочность серьезность намерений НАТО, например, во время вторжения в Грузию и Украину. Западные державы, включая страны Евросоюза, по-прежнему стремятся к расширению в российской зоне ответственности, а Москва, в свою очередь, полна решимости защищать свои стратегические интересы в непосредственной близости от российских границ.

2. Как разгорелся конфликт между Россией и Западом в 2014 году?

В 2010 году Виктор Янукович выиграл президентские выборы и вернул власть пророссийской партии на Украине. Хотя он неоднократно отрицал, что является «ставленником Кремля». Но даже когда он совершил свой первый официальный визит в качестве президента в Брюссель (столица Евросоюза) вместо Москвы, его продолжали обвинять в связях с Россией.

В 2013 году процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом был приостановлен из-за давления России на президента Украины. Янукович решил приостановить переговоры с европейцами, объяснив свое решение «интересами национальной безопасности». Он также попытался продвигать трехстороннее соглашение, которое включало бы Евросоюз, Украину и Россию. Москва приветствовала решение украинского лидера, а европейцы назвали его «разочарованием».

Первые протесты на Украине вспыхнули в ноябре 2013 года. Поводом стала приостановка правительством процесса подготовки к подписанию вышеупомянутого соглашения. Вскоре протесты превратились в революцию, участие в которой приняли более 800 тысяч человек. В начале декабря, несмотря на жесткие попытки подавить протесты и поддержку России, митингующим все же удалось свергнуть Януковича. Бывший президент Украины пропал с радаров в феврале 2014 года.

Опасаясь навредить своим интересам, особенно в Крыму, Москва объявила о мобилизации своих вооруженных сил для вторжения на Украину. Кремль принял решение присоединить Крым и поддержал пророссийские силы на Украине, которые смогли победить украинскую армию в Крыму и в Донбассе.

Противники России на Украине смогли провести и победить на президентских выборах в том же году, несмотря на бойкот выборов на востоке Украины. Пётр Порошенко подписал соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, к которому также присоединились Грузия и Молдавия — страны, ранее находившееся в российской зоне ответственности.

Евросоюз и США ввели экономические санкции против России в связи с конфликтом на востоке Украины. К концу 2014 года украинское правительство подписало соглашение о прекращении огня с пророссийскими повстанцами на востоке страны. Россия, в свою очередь, начала выводить свои силы из Украины. Но это не означало окончание кризиса или возвращение Крыма Украине. Полуостров остался под контролем русских, хотя это и не было признано на международном уровне. Вывод российских сил положил конец прямому военному конфликту между украинской и российской армиями.

Зависимость Европы в энергетическом секторе значительна. Так, по данным на 2019 год европейские страны импортируют из России 27% необходимого объёма нефти, 41% объема природного газа и 47% твердого топлива (в основном уголь).

Контекст

249621794

NV.ua: Европа совершила ошибку и опозорилась

Читатели Le Figaro: хватит пугать нас «тенью Москвы над Европой». НАТО расширилась, а не Россия

Time: на Западе вдруг «поняли» Россию. И теперь готовятся к худшему

Такая зависимость от импорта топлива из России, особенно поставок газа, заставляет Европу опасаться возможных действий со стороны Москвы, особенно когда потребность в них очень высока, например, в зимний период.

5. Есть ли у Запада единая внешняя политика по отношению к России?

По статистическим данным, свидетельствующим о степени зависимости Европы от российского газа, 13 стран ЕС импортируют более половины объема голубого топлива из России. Это большой показатель. К тому же, у этих стран нет никакого желания противостоять Кремлю в военном отношении.

Даже те европейские государства, что меньше полагаются на российский газ и у которых есть политические и экономические рычаги давления на Москву, осознают, на какой риск пойдут, если выберут конфронтацию с нулевой суммой. Они также понимают, что такая конфронтация может означать раскол внутри Европейского Союза на основе того, в какой степени каждая страна зависит от Кремля, насколько прочны их отношения и какой прямой ущерб он может нанести, как в случае с Грузией и Украиной. Например, когда президент Болгарии признал Крым российским, в МИД Украины был вызван посол Болгарии в Киеве. К тому же, последние события подтверждают готовность России к непосредственному противостоянию в то время, как в НАТО она ослабевает.

Европейский Союз опасается внутренних разногласий по поводу отношений с Россией. Даже самые могущественные страны объединения связаны с ней особыми экономическими отношениями и проектами. «Северный поток — 2», например, отвечает интересам Германии, которая вложила в него значительные средства, несмотря на приостановку сертификации для начала работ по проекту. Даже Франция, которая в меньшей степени зависит от России, кажется, неохотно ввела санкции.

Ввиду всех этих соображений Европейскому Союзу не удалось сформировать единую внешнюю политику в отношении Москвы. Исключением стало согласование введения антироссийских санкций вместе с Соединенными Штатами. Надо сказать, Вашингтон с гораздо большим энтузиазмом относится к конфликту с Россией и в меньшей степени связан с ней общими интересами.

6. Приближается ли война Запада с Россией?

Хотя отношения России с западными странами находятся на самом низком уровне за последние годы, ситуация усложнилась на фоне энергетического досье, проблемы беженцев, застрявших в Белоруссии, а также опасений Москвы по поводу расширения инфраструктуры НАТО на Украине и стабильности в Черном море.

По мнению Кремля, Запад не придает должного значения российским красным линиям, а НАТО угрожает Москве, отправляя стратегические бомбардировщики в регион, который находится всего в 20 километрах от границ России. В ответ Москва начала мобилизацию вооруженных сил на границе с Украиной.

Ввиду наращивания российской военной мощи на границе с Украиной Запад в лице Соединенных Штатов и Европейского Союза опасается повторения сценария вторжения на украинскую территорию. Американцы активно предупреждают европейцев относительно такой возможности в последние дни в связи с прибытием российских вооруженных сил. Это примерно 100 тысяч военных.

Проблема беженцев, застрявших на границе между Белоруссией и Польшей, лишь усугубила кризис. После того, как Европа пригрозила ввести санкции против Минска и обвинила его в использовании беженцев в в своих целях, союзник Москвы пригрозил прекратить поставки газа в Европейский Союз. Европа, в свою очередь, обвинила Россию в содействии конфликту на границе, несмотря на отрицание этого факта со стороны Кремля.

Встреча президентов США и России может помочь разрядить обстановку между сторонами, однако дата еще неизвестна, и пока они не придут к решению, конфликт между Западом и Москвой остается главной угрозой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector