с какими странами и чем могли торговать саудагеры

Возможен ли переход от Тюркского совета к Тюркскому союзу? Взгляд из Баку

Какие цели ставят перед собой тюркские государства, углубляя взаимную интеграцию, и представляет ли этот процесс угрозу для России? На эти вопросы корреспондента EADaily ответил азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.

0a4639e93e9ccbec07aa0d4b7aa21 Ильгар Велизаде. Иллюстрация: az.vesti.news

— Как вы оцениваете итоги недавнего саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств?

— Данный саммит можно охарактеризовать как новый этап развития этой организации. В данном случае надо сказать, что она поменяла название и стала Организацией тюркских государств, что наиболее полно отражает цели и характер деятельности этой организации. Сегодня тюркские государства ставят задачу активизации экономического взаимодействия, повышения эффективности гуманитарного сотрудничества. В этом смысле саммит стал отправной точкой на пути достижения намеченных целей. Этому также способствует принятие «программы 2020−2040», которая определяет основной вектор развития тюркских государств.

— Какие геополитические и экономические цели ставит перед собой Тюркский совет? Возможен ли переход от организации на новый уровень — от Тюркского совета к Тюркскому союзу?

— Конечно, организация ставит широкие цели, но в приоритете стоят экономические вопросы. Организация не ставит цели создания какого-то военно-политического союза тюркских государств. В то же время, после переименования и принятия «программы 2020−2040», эта организация ставит цель превратиться в одну из авторитетных международных организаций наряду с другими, которые себя хорошо зарекомендовали, например АСЕАН, МЕРКОСУР. И скоро к этому ряду добавится Организация тюркских государств (ОТГ).

— Азербайджан и Турция фактически оформили военно-политический союз подписанием Шушинской декларации летом этого года. Насколько вероятно присоединение к данной декларации других тюркских государств?

— Военно-политическое сотрудничество Азербайджана и Турции не предусматривает включения в этот формат других государств. В то же время надо сказать, что данное сотрудничество — это образец в будущем для выстраивания отношений внутри Тюркского совета. Но дело в том, что Азербайджан и Турция — это те страны, которые изначально ставили перед собой цели углубления данного союза и интеграцию. Другие тюркские страны такие цели перед собой не ставят. Поэтому сегодня можно говорить о двух форматах данного совета: это азербайджано-турецкий формат и формат, предусматривающий более широкий круг государств, которые друг друга дополняют. Аналогом этому является союз Беларуси и России, но и есть более широкий формат — ЕАЭС. В данном случае в Тюркском совете наблюдается нечто подобное.

— Туркменистан стал наблюдателем в организации и не исключено, что скоро станет ее полноправным членом. Насколько это укрепит потенциал организации, в частности в энергетической сфере? Насколько возможны общие крупные проекты тюркских стран в энергетической сфере?

— То, что Туркменистан стал наблюдателем, — это положительный момент. Здесь нужно отметить, что Туркменистан придерживается политики нейтралитета и поэтому вопрос о полноправном членстве этой страны в Тюркском совете не ставится. С другой стороны, и в этом своем качестве Туркменистан может стать достаточно активным игроком и энергетическое сотрудничество играет ключевую роль. Сегодня уже сформировалась такая «тройка», как Туркменистан — Азербайджан — Турция, и в рамках этой «тройки» реализация энергетических проектов играет особую роль.

Конечно, если сейчас брать общую географию тюркских государств, то из них четыре имеют большие энергетические ресурсы. Это Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан. Энергетическое сотрудничество в рамках этой организации начинает приобретать значительную роль. Турция является энергетическим хабом, страной, посредством которой транспортируется в Европу энергетика. В этом смысле взаимодействие тюркских государств друг друга дополняет. Этот формат взаимодействия основан также на решении общих энергетических вопросов.

— Пять из семи стран Тюркского совета — это страны — члены СНГ. Часть из них также члены ОДКБ и ЕАЭС. С учетом того, что в Тюркском совете лидирующие позиции занимает геополитический конкурент России Турция, являющаяся к тому же страной — членом НАТО, как Москва будет относиться к активному сотрудничеству Анкары с постсоветскими странами? Какие угрозы несет это для России?

— Никакой угрозы Тюркский совет для России не несет. Потому что страны, которые здесь собраны, члены ЕАЭС и ОДКБ, ответственно подходят к своим обязательствам и претензий к ним пока не было.

Что касается Турции, то эта страна не преследует цель быть лидером тюркского мира, потому что другие тюркские страны достаточно самодостаточны и у них есть своя политическая платформа. Никто не ставит перед собой задачу подмять под себя эти государства.

Поэтому я думаю, что это союз равных государств, где будут выстраиваться равные партнерские отношения между странами с уважительным отношением к внутренней и внешней политике этих государств. Для таких стран, как Казахстан, Кыргызстан, недавно и Узбекистан стал наблюдателем в ЕАЭС, приоритетом является взаимодействие с Россией, и это оправданно. Турция не ставит задачу переориентировать эти страны на себя. Это и невозможно, потому что здесь взаимодействие с Россией имеет целый ряд конкурентных преимуществ.

Кстати говоря, и в отношении Азербайджана вопрос так не стоит. Азербайджан достаточно свободно, активно развивает отношения с Россией. Москва может использовать тот фактор, что государства — члены ЕАЭС могут сыграть свою роль для укрепления отношений с Анкарой для создания более широкой платформы евразийской интеграции.

Речь идет не о каком-то конкретном государстве, а о евразийской интеграции в целом. Турция является евразийским игроком исходя из своей географии. Поэтому Россия может эффективно использовать этот фактор, и так оно и будет скорее всего. Кроме того, очень важно отметить, что ряд республик Российской Федерации являются членами гуманитарной структуры ТЮРКСОЙ, которая входит в Организацию тюркских государств, и это тоже создает определенное преимущество для России, — не будучи членом этой организации, быть в ней представленной опосредованно.

Источник

Почему Россию, Китай, Турцию и Венгрию не пригласили на саммит демократий

756377773458898

Кого США позвали обсудить проблемы демократии

Госдепартамент США опубликовал список 110 стран, лидеры которых приглашены на «Саммит за демократию». Он пройдет в виртуальном режиме в Вашингтоне 9–10 декабря. Список приглашенных включает либеральные демократии, более слабые демократии и несколько государств, которым присущи авторитарные черты, отметил в своем отчете эксперт Фонда Карнеги Стивен Фельдстайн. 77 стран мира считаются «свободными», то есть полностью демократическими, согласно рейтингу американской неправительственной организации Freedom House за 2021 год, еще 31 страна — «частично свободные», согласно тому же рейтингу, а трое из приглашенных участников возглавляют страны, входящие в группу «несвободных».

Из постоянных членов Совета Безопасности ООН приглашения не получили Россия и Китай. Из стран Европейского союза не получила приглашение Венгрия, а из союзников США по НАТО — Турция. Из постсоветских стран приглашение получили Армения, Грузия, Молдавия и Украина.

Почему Россию и Китай возмутил список участников

Москва и Пекин раскритиковали такой выбор США. Москва негативно относится к планам Вашингтона провести «Саммит за демократию» и видит в этом попытку провести новые разделительные линии, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Еще до того как был обнародован список стран — участников саммита, Москва просила своих союзников проигнорировать его, рассказал РБК дипломатический источник. Однако, например, Армения этот призыв проигнорировала — премьер-министр Никол Пашинян уже подтвердил свое участие в форуме.

После закончившейся год назад второй карабахской войны баланс сил на Южном Кавказе изменился — Баку явно сильно сблизился с Анкарой, с Грузией у России нет дипломатических отношений с 2008 года, так что последней страной-союзником оставался Ереван, обращает внимание политолог Алексей Макаркин.

Пекин решительно выступил против приглашения на саммит Тайваня, который считает китайской территорией (хотя Китай не имеет над ней контроля). Неделей ранее на переговорах с лидером КНР Си Цзиньпином президент США Джо Байден выразил приверженность принципу «одного Китая», в соответствии с которым официальные переговоры возможны только с представителями Пекина. Приглашением Тайваня на саммит этот принцип нарушается, заявил в среду представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.

Китайские и российские власти очень внимательны к символике и статусу в международных отношениях, поэтому их реакция на саммит была довольно резкой, говорит эксперт Института Кеннана Игорь Зевелев.

Зачем проводится саммит

Саммит «продемонстрирует одну из уникальных сильных сторон демократии — способность признать ее недостатки и противостоять им открыто и прозрачно», будет посвящен вызовам и возможностям, с которыми сталкиваются демократии, и предоставит лидерам платформу для объявления как индивидуальных, так и коллективных обязательств, реформ и инициатив по защите демократии и прав человека в их странах и за рубежом, говорится в официальном заявлении Госдепартамента. Планируется, что обсуждаться будут три ключевые темы: защита от авторитаризма, противодействие коррупции и борьба с ней, содействие уважению прав человека.

Во внешней политике любой администрации США присутствуют два компонента — жесткое отстаивание национальных интересов и преследование геополитических целей, то есть это политика в духе политического реализма, в которой в то же время в большей или меньшей степени присутствует компонент либеральных ценностей, который выражается в международной поддержке демократии и прав человека, напомнил Зевелев. Международная поддержка демократии и прав человека в США институционализирована в виде обязанностей Госдепартамента публиковать доклады о состоянии прав человека в мире, напомнил эксперт. Байден начал свой президентский срок в очень прагматическом ключе, жестком отстаивании национальных интересов, теперь он должен сбалансировать такой подход риторикой о демократии и правах человека и их поддержкой в глобальном масштабе, объясняет логику проведения саммита Зевелев.

Демократическая администрация продолжает прилагать усилия для восстановления и укрепления отношений с союзниками, которые были подпорчены во время президентства Дональда Трампа, добавляет Макаркин. «Когда пришли демократы, их задачей в первую очередь стало вернуть доверие своих союзников, показать, что Америка никуда не ушла, она не будет распускать НАТО и так далее. Надо показать, что Америка остается надежным союзником и что для Америки ее традиционные партнеры значимы. И это надо было облечь в какую-то идеологическую рамку. И такой рамкой стала тема поддержки мировых демократий», — говорит эксперт. Макаркин также полагает, что состав предстоящего саммита говорит о том, что Вашингтон решил отказаться от «экспорта демократий» и хочет сосредоточиться на укреплении их там, где они уже есть.

756377494288928

Почему саммит пройдет без Турции и Венгрии

Восемь из приглашенных стран находятся на низких позициях в рейтингах политических свобод. К этой группе Фельдстайн отнес Анголу, Демократическую Республику Конго, Ирак, Кению, Пакистан, Сербию и Замбию. Еще в четырех странах, отмечает он, идет откат от демократических свобод — это Бразилия, Индия, Филиппины и Польша. При составлении списка участников принималась во внимание региональная динамика — на Ближнем Востоке ведущая демократия Израиль, составить компанию этой стране на саммите мог бы Тунис, но там произошел переворот, а приглашать только Израиль было бы политически неправильно, поэтому был приглашен и Ирак, описывает логику администрации Байдена эксперт Фонда Карнеги. Учитывались и стратегические интересы — Пакистан важен как союзник по борьбе с международным терроризмом, Филиппины важны в контексте сдерживания Китая, а Украина — России, продолжает он.

Неприглашение Венгрии и Турции Фельдстайн объясняет как тенденциями в политическом развитии этих стран, так и нежеланием администрации Байдена демонстрировать поддержку Виктору Орбану и Реджепу Тайипу Эрдогану незадолго до выборов (в Венгрии выборы пройдут в 2022 году, в Турции — не позднее 2023 года). При этом большинство экспертов не ожидает от «Саммита за демократию» каких-то реальных результатов, тем более что он будет проводиться в режиме онлайн и имеет скорее символическое значение, заключает Зевелев.

Источник

Людской товар В арабских странах веками процветало рабство. Почему его не искоренили до сих пор?

Изнурительный труд чернокожих невольников на плантациях белых хозяев где-то в Америке — это первое, что приходит на ум при слове «рабство». США до сих пор извиняются за два столетия подобной практики и всеми силами стараются избавить свое общество от любых проявлений расовых предрассудков и неравенства. Тем временем по другую сторону Атлантики, на Ближнем Востоке, где рабовладельцы появились более тысячи лет назад, невольники существуют по сей день. Через руки арабских работорговцев прошли миллионы невольников — африканцы, народы Кавказа, южной и восточной Европы. Как получилось, что рабство до сих пор существует в мире, почему его появление в арабских странах связывают с распространением ислама и как Коран повлиял на жизни рабов — в материале «Ленты.ру».

Благочестивые рабовладельцы

Возможность полностью владеть жизнью другого человека — скорее нормальная вещь для истории. Права человека, всеобщая личная свобода — все это, в сущности, изобретения недавнего времени. Рабовладение было нормой на Ближнем Востоке: оно существовало и в Античности, и в Средневековье, но расцвета и силы достигло, когда туда пришел ислам. Как считает франко-сенегальский антрополог Тидиане Ндиайе, арабы начали разорять Черную Африку уже в VII веке — за тысячу лет до того, как к ее колонизации приступили европейцы, — и нанесли местным народам столько же вреда, а то и больше.

Мусульманские работорговцы столетиями вели свои дела на рынках, где продавался живой товар — женщины и мужчины, привезенные насильно с разных концов света. В том, как относиться к рабам и распоряжаться ими, последователи пророка Мухаммеда ориентировались на Коран, содержащий целый перечень правил касательно «тех, кем владеет твоя правая рука». Священная книга предписывала, что рабов не нужно оскорблять и бить: напротив, относиться к ним стоило как к равным, делить с ними пищу и кров.

Исламские законы также запрещали порабощать за долги и преступления свободных людей, делать рабами осиротевших детей и заставлять рабынь заниматься проституцией. Но, пожалуй, ключевую роль сыграло то, что священная книга запретила магометанам делать рабами своих единоверцев.

Пророк Мухаммед сделал отношение своих последователей к рабам более гуманным, но в то же время введенные им правила привели к небывалому размаху работорговли. Земли приверженцев ислама становились все шире, потребность в невольниках росла вместе с ними, и у захватнических войн и набегов на «неверных» появился новый смысл.

Разноцветный товар

По подсчетам антрополога Ндиайе, за века арабской работорговли в неволе оказались до 17 миллионов африканцев, однако говорить об этом ученые отчего-то стесняются. C его мнением не соглашаются историки: по словам старшего научного сотрудника Центра цивилизационных исследований стран Востока Андрея Чупрыгина, точно подсчитать количество жертв работорговли вряд ли возможно — средневековые арабы вели недостаточно точных записей, чтобы зафиксировать конкретное число.

Источник

userinfo v8masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Страны вынуждены торговать друг с другом, потому что вынуждены обмениваться друг с другом недостающими ресурсами и продуктами производства.

Эти отношения объективны и универсальны, т. е. они существуют независимо от воли одного (группы) человека и пригодны для любого государства.

Если не торговать, то сейчас бы некоторые страны жили в каменном веке. Вот берем маленьку страну, у которой нет ни элетростанций ни нефти и газа. Как ей получить энергоносители? сначала она должна что-то продать за валюту, а на вырученные средства купить, вот и получается торговля. Только очень большие страны могут не торговать, которая самодостаточная, например советский союз. когда в штатах была великая депрессия, в советах темпы роста экономики были самые высокие в мире (выше чем у Китая сейчас) так как страна была отрезана от внешнего мира и на нее не действовали кризисы в других странах.

Станы вынуждены торговать друг с другом только в том случае, если в одной стране нет чего-то очень нужного, что есть в другой стране.

Например:
Если в стране неурожай и это грозит голодом народу этой страны, то закупка продовольствия в других странах просто необходима. То же самое при болезнях, вакцины от которых выпускаются за рубежом.

В остальных случаях торговля приносит деньги и пополняет бюджеты стран.

Не во всех странах есть условия для выращивания достаточного количества пищи, а кушать что-то нужно. Не во всех странах есть ресурсы для топлива, а греться зимой как-то надо. И так со всем. Создать ресурс в неприспособленных для этого условиях стоит очень больших денег и выгоднее купить уже готовый ресурс у другой страны, у которой этот ресурс в изобилии.

Каждая страна имеет свое определенное географическое место расположения, и соответственно особые климатические условия. В одной стране могут выращивать то, что в другой стране вырастить невозможно, или требуются большие затраты. И для того чтобы заполнить рынок мы покупаем это в других странах (импорт). И наоборот, мы продаем в другие страны то, что у нас хорошо получается (экспорт). Это касается и продуктов питания (например оливки), и полезных ископаемых, и достижений науки и техники и т.д.

Дело в том, что странам необходимо торговать между собой, во-первых, у одной страны много ресурсов, например, нефти или газа, у другой страны этих ресурсов нет, поэтому другой стране приходится покупать ресурсы у другой, во-вторых, у одной страны, например Китай, Малайзия, Тайвань, дешевая рабочих сила, они шьют одежду, и продают другим странам, другим странам это выгодно и дешевле получается. Поэтому странам приходится торговать между другими странами.

Это чисто экономическая причина, а иногда и политическая. С точки зрения экономики это прежде всего причина в избытке товаров или скажем сырьевых ресурсов, другого просто не дано. Косвенная причина — это политическая воля поддерживать торговые отношения иногда в урон интересам экономическим, особенно такие торговые отношения проявлялись во времена СССР, братская помощь которая была политической волей, где экономические интересы ставились во второй план.

Страны торгуют друг с другом в надежде получить выгоду от сделок. И они получают ее, поскольку торговля позволяет государствам обменивать товары, которых у них избыток, на то, что им необходимо. Некоторые территории, в силу природноклиматических условий, могут производить то, что другим не доступно. Одни страны, например Заир и Южная Африка, имеют огромные запасы полезных ископаемых.

Другие
— например Гондурас и Гватемала, благодаря климату имеют возможность выращивать тропические фрукты.

Третьи, например Япония и Америка, располагают гигантскими техническими ресурсами и квалифицированной рабочей силой. В каждом из перечисленных случаев названные условия обеспечивают стране абсолютные преимущества при производстве отдельных товаров и услуг. Специализируясь на производстве, в котором они имеют абсолютные преимущества, и обмениваясь избыточной продукцией друг с другом, страны получают больше, чем имели бы, если бы пытались сами производить все необходимое.

Рикардо доказал, что у любой страны всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Именно этот товар она и должна экспортировать в обмен на другие.

Страны торгуют между собой, потому что они могут покупать товары у других стран по более низкой цене. Разница в издержках производства возникает в результате различий в методах производства и в доступности факторов производства. Кроме того, экономия на масштабе производства делает его специализацию эффективной.

Специализация, основанная на принципе сравнительных издержек (преимуществ), способствует более эффективному размещению и использованию ресурсов страны, росту уровня и качества жизни населении с помощью товарообмена с другими странами (экспорт-импорт).

Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами.

Международная торговля выгодна для всех ее участников. Каждая страна может найти свое место на мировом рынке, используя то, чем она богата и в чем у нее есть относительное преимущество. Даже такие небольшие по размеру страны мира, как, например, Голландия, Израиль, Колумбия, не имеющие возможности развивать промышленные отрасли, получают высокие доходы, например, от поставки цветов на мировой рынок. Многие из богатейших стран мира обязаны своим благополучием международной торговле.

Источник

«Саудагер» сөзінің сыры

be22c5db57ae8e80f24c364a5eeb7880

Ел аузында саудагер жайлы «Саудагерде иман жоқ, арын сатады, Өтірікшіде иман жоқ, жанын сатады», сондай-ақ «Саудагер ажарын сатады» деген сөз бар. Демек, арын және ажарын саудаға салып, пайда табу имандылыққа жатпайды. Әрине, көпке топырақ шашу қиянат. Халық айыптаған саудагер – жұртты алдайтын сатушы. Кісі ақысына қол салатын саудагер. Мақалдың да айтпағы сол болса керек.

Міне, сондықтан ардақты Пайғамбарымыз (с.ғ.с.): «Аманатшыл және шыншыл саудагер пайғамбарлар, сыддықтар және шейіттермен бірге»[1], деп айтқан. Яғни, саудагер өз кәсібін адал жасаумен қоғамның әлеуметтік дамуына өзіндік үлесін қосады. Керісінше, жұрт аса мұқтаж тауардың бағасын көтеріп жіберсе немесе сапасы төмен заттарды қымбат етіп сатса, әлеуметтік әділетсіздікке жол ашады. Сондықтан, арабтар саудагер (араб тілінде – тажир) сөзі кәсіп иесінің бейнесін танытады деп айтады. Араб тілінде саудагер төрт әріптен тұрады, ол: тә, алиф, жим және ро әріптерінен құралған «тажир» сөзі. Әр әріп саудагерге қойылған қатаң талап іспетті. Тә әріпі – тақуалық, алиф әріпі – аманатшылдық, жим әріпі – жүректі және ро әріпі – рахим (мейірімді) ұғымын білдіреді. Олай болса, саудамен айналысуға бел буған кісі осы қасиеттерді кәсібінің басты ұстанымына айналдыруы керек. Расында, мейірімді, аманатшыл, тақуа әрі жүректі саудагер тауарының кемшілігін жасырмайды. Мұқтаж кісіге бағасын төмендетіп, түсіріп береді. Қарыз алған кісіге кеңшілік жасап, берешек қарыз уақытын ұзартады.

Мұндай қасиеті бар кәсіп иесінің дүкеніне сатып алушылар ағылып келеді. Демек, саудагер өзінің имандылығы арқылы адамдарға қажетті тауардан да көбірек бір дүние ұсынады. Оның ұсынатын басты тауары – адамгершілік пен имандылық. Мәселен, сахабалар мен табиғиндер және олардан кейінгі буындар теңіз асып сауда-саттық жасады. Жат жерлік һәм діні бөлек халық мұсылмандардың адалдығына тәнті боп, лек-легімен Ислам дінін қабылдады. Расында, сөзі мен іс-әрекеті үйлескен мұсылман саудагерлер жат жұрттың жүрегін баурап алған еді. Иманы бар саудагер тауарының кемшілігін жасырып сатпайды. Сатып алушының тәжірибесіздігін пайдаланып, арзан затты қымбатқа саудаламайды.

Әрине, сауда – берекетті кәсіп. Ең бастысы, тауарын өтірік мақтап сатпаса, уәдесін бұзбаса және қиянат жасамаса болғаны. Сауда – ең жақсы кәсіптердің бірі. Әз пайғамбардың (с.ғ.с.) «Аманатшыл және шыншыл саудагер пайғамбарлар, сыддықтар және шейіттермен бірге»[2] деген сөзі алтынмен жазуға лайықты. Ардақты пайғамбарымыздан (с.ғ.с.) бастап, көптеген сахабалар сауда-саттықпен айналысқан. Алайда, саудамен айналысудың да белгілі бір ережелері бар. Кезінде, халифа Омар бин Хаттаб (р.а.): «Біздің базарда дін бойынша сауда-саттық талаптарын үйренбеген кісі саудамен айналыспасын»[3], – деген екен. Өйткені, табыс көзінің ең олжалы түрі – сауда-саттық. Алайда, мол табысқа жету үшін жұрттың ақысын жеу – ең үлкен күнәнің бірі.

Демек, сауда жасау барысында кісінің ала жібін аттап кетпеу үшін сауданың ережесі мен қыр-сырын үйретіп барып кірісу керек.

Қуат Ерғалиұлы

[1] Тирмизи
[2] Тирмизи
[3] Тирмизи

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector