с какими странами граничит северо западный район экономический

Северо-Западный район

Урок 55. География России. Население и хозяйство. 9 класс

20210413 vu tg sbscrb2

55

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Северо-Западный район»

Северо-Западный район — самый небольшой по территории в Российской Федерации. Площадь его составляет 212 тысяч км². Помимо Ленинградской, Псковской, Новгородской областей, включает российский полуанклав — Калининградскую область.

Административно-территориальное деление района

image001

Самая крупная область в районе — Ленинградская, которая занимает 43 % территории, одна из наиболее развитых индустриально-аграрных областей России.

Начиная с XVIII века, а именно с 1703 года — даты основания Петербурга, Северо-Западный район имел исключительно важное значение для России и именовался как «окно в Европу». Здесь располагаются древнерусские города: Великий Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса.

image002

Выгодное экономико-географическое положение района определяется тем, что

· Он расположен на отшибе, т. е. удалён от центра России.

Такое положение спасло район от монголо-татарского ига. Как известно, Новгородская и Псковская области имеют 1000-летнюю историю со времён Древней Руси, возникнув как первые русские княжества на торговом пути «из варяг в греки», а города Великий Новгород и Псков сохранили образцы древнерусской культуры. Их история неразрывно связана со всеми важнейшими этапами жизни русского государства.

Путь «из варяг в греки»

image003

· Имеет приморское положение: омывается Финским заливом Балтийского моря. Имеет крупные морские порты: Санкт-Петербург, Выборг, Усть-Луга, Калининград и другие.

Морские порты района

image004

Через систему рек и каналов регион имеет выход к морям, омывающим берега всей страны. Через Онежское озеро и Беломоро-Балтийский канал – в Белое и Баренцево моря, через Онежское озеро, Волго-Балтийский канал и Волгу – в Каспийское море, а через Волгу, Волго-Донской канал и Дон – в Азовское и Чёрное моря.

Северо-Западный регион граничит с Беларусью, Латвией, Эстонией, Финляндией, а Калининградская область – с Польшей и Литвой.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Для территории района характерен умеренно-континентальный тип климата. Средняя температура января –9 °С, средняя температура июля +16 °С. Наблюдается высокая влажность воздуха. Количество осадков колеблется от 500–600 мм/год на востоке до 1600 мм/год на Балтийском побережье.

Для региона характерны подзолистые и серые-лесные почвы. Основными природными зонами являются тайга, смешанные и широколиственные леса.

Природно-ресурсный потенциал района.

Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. Из топливных ресурсов имеются запасы горючих сланцев в северо-западной части Ленинградской области. Из крупных месторождений имеются промышленные запасы бокситов (около города Тихвина), являющихся ценным сырьём для производства алюминия. Все более значительными для хозяйства становятся фосфориты, запасы которых составляют около 200 млн тонн и расположены в Ленинградской области. Практически повсеместно находятся строительные материалы — известняки, огнеупорные глины, стекольные пески, граниты.

Важное значение имеют лесные ресурсы, в основном расположенные в Ленинградской и Новгородской областях. Северо-Запад обладает значительными водными ресурсами (реки — Нева, Волхов, Свирь, Ловать; озёра — Ладожское, Псковское, Ильмень).

image005

Это район древнего русского заселения ещё со времён Киевской Руси. Численность населения Северо-Западного экономического района — 8 328 181 человек (по данным на 2017 год), что составляет 5,6 % от числа жителей России.

Район отличается довольно высокой плотностью: 42 человека/км², при этом в Ленинградской области этот показатель достигает 83 чел./км², в Калининградской – 65 чел./км², а в Псковской и Новгородской областях – соответственно 12 и 11 чел./км².

Плотность населения района

image006

В Северо-Западном районе преимущественно городское население (его доля самая высокая в России — 87 %). На территории района расположены 78 городов и 71 посёлок городского типа, в том числе самый большой нестоличный город Европы – Санкт-Петербург. В городе проживает 65 % городского населения района. Наравне с Центральной Россией на Северо-Западе сосредоточены высококвалифицированные трудовые ресурсы.

Характеристика хозяйства региона.

Отрасли специализации – машиностроение, цветная металлургия, химическая и лёгкая промышленность.

Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу.

image007

Тяжёлое машиностроение исторически развивается без наличия металлургической базы в районе. Пик развития машиностроительного комплекса пришёлся на 30-е годы прошлого столетия, после распада СССР 40 % продукции машиностроения даёт Санкт-Петербургский промышленный узел. Предприятия машиностроения ориентированы на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоёмки. Машиностроительный комплекс многопрофильный.

Производство энергетического оборудования – генераторов и турбин для ГЭС, ГРЭС, АЭС – представлено предприятиями в Санкт-Петербурге.

Центром судостроения является город Выборг, речного судостроения и судоремонта – города Новая Ладога, Подпорожье, Шлиссельбург.

Центры судостроения и судоремонта

image008

Наукоёмкие отрасли представлены приборостроением, радиотехникой, электроникой, электротехникой (Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Великие Луки).

Оборонная промышленность практически полностью сконцентрирована в Санкт-Петербурге и Калининграде и выпускает авиационную и ракетно-космическую технику, артиллерийское и стрелковое вооружение, танки, военные корабли, радиоэлектронику.

В Северо-Западном районе на местных тихвинских бокситах возникло первое в России производство алюминия. Металлургические заводы находятся в Волхове (алюминиевый завод), Бокситогорске и Пикалёве (глинозёмные заводы).

Важное значение в Северо-Западном экономическом регионе имеют также химические предприятия, производящие синтетические смолы, резинотехнические изделия и шины (завод «Красный треугольник»), удобрения, кислотные реактивы (Невский углекислотный завод), лакокрасочные изделия (завод «Невская палитра»), химико-фармацевтические препараты. В городе Кириши на Волге построен крупный нефтеперерабатывающий комбинат – «Киришинефтеоргсинтез».

В Новгороде есть завод «Акрон», производящий на поступающем газе азотные удобрения и химикаты. Фосфорные удобрения производят в Кингисеппе, Волхове и Санкт-Петербурге.

В комплексе отраслей лёгкой промышленности ведущее место занимает текстильная, кожевенно-обувная, фарфорофаянсовая промышленность. Основным центром текстильной и трикотажной промышленности является Санкт-Петербург, льняная промышленность развита в Пскове, производство обуви в Санкт-Петербурге (объединение «Скороход»), фарфорофаянсовых изделий — в Новгородской области.

Электроэнергетика, представленная всеми основными видами электростанций, удовлетворяет лишь внутренние потребности региона.

Электроэнергию вырабатывают мощные тепловые электростанции в Санкт-Петербурге и Кириши.

На многочисленных реках района построены ГЭС малой и средней мощности.

В районе действует одна из крупнейших в России Ленинградская АЭС (мощностью 4 млн. кВт).

Агропромышленный комплекс района включает в себя сельское хозяйство и пищевую промышленность, которые ориентированы на обеспечение городского населения продуктами питания. В агропромышленном комплексе центральное место занимает сельское хозяйство. Оно специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве, выращивании картофеля и овощей, в том числе в защищённом грунте.

Северо-Западный район владеет всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная часть речных и морских перевозок. Но все же основной вид транспорта в районе – железнодорожный. Плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьём и топливом.

image009

Современная специализация Северо-Западного района обусловлена прежде всего наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.

Санкт-Петербург — самый северный из крупнейших городов мира. Построенный в устье Невы у Финского залива, на стыке морского и речного путей, Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным и транспортным узлом, центром науки и культуры России.

Источник

Географическое положение Северо-Западного экономического района

Северо-Западная Россия включает в свой состав лишь Северо-Западный экономический район, состоящий из Санкт-Петербурга, Ле­нинградской, Новгородской, Псковской областей. Иногда в состав района включают Калининградскую область.

По площади территории (чуть более 200 тыс. км 2 ) Северо-Западный район является одним из самых малых (меньше только Центрально­-Чернозёмный).

Северо-Западный экономический район находится на западе европейской части России и имеет при­морское и приграничное географическое положение. Северо-Запад обла­дает выходом к Балтийскому морю. На северо-западе район выходит к государственной границе России с Финляндией, на западе — с Эстонией и Латвией, на юго-западе — с Белоруссией. На востоке Северо-Западный район граничит с Северным районом, а на юго-востоке — с Центральным районом. Калининградская область, являющаяся полуанклавом России, граничит на юге с Польшей, а на востоке — с Литвой. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Район имеет чрезвычайно важное, но не безопасное стратегическое положение. Район граничит сразу с четырьмя странами НАТО — Эсто­нией, Латвией, Литвой и Польшей. Не всегда добрососедской полити­кой по отношению к России отличаются Эстония и Латвия, имеющие даже территориальные претензии к России. Финляндия — традиционно дружественная России страна, является важным внешнеэкономическим партнёром России. Белоруссия является не только членом СНГ, но и союзным России государством. Все соседи Северо-Запада, кроме Бело­руссии, — члены ЕС, что приводит к проблеме обособленности Кали­нинградской области от России. Стратегическое положение Балтийско­го военно-морского флота значительно ухудшилось после распада СССР, который оказался «разорванным» между Кронштадтом и Кали­нинградом.

Несмотря на это, Северо-Западный экономический район имеет выгодное транспортно- и экономико­-географическое положение, благодаря выходу к Балтике и соседству с экономически развитым Центральным районом и богатым природными ресурсами Северным районом.

Источник

Северо-Западный экономический район

Состав (административно-территориальные образования), территория, население

Северо-Западный район занимает площадь, составляющую 1,15 % территории России. Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и Белоруссией и имеет выход в Балтийское море.

Численность населения района на 1 января 2004 г. составляла 8,9 млн чел. – 5,4 % от всего населения РФ. Доля городского населения почти 87 %.

В отличие от сырьевого Севера Северо-Западный экономический район является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль в формировании рынка как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, в первую очередь машиностроения, особенно сложного наукоемкого.

Административный состав Северо-Западного района

Площадь района составляет 1,1 % от площади России – 196,5 тыс. км2.

Особенности экономико-географического положения района

Северо-Западный район располагается в северной части Нечерноземной зоны РФ, к северу от 57` с. ш., южная граница района проходит почти на 800 км севернее границы США.

Самой яркой чертой Северо-Западного района является несоответствие между исторической ролью района и весьма скромной его территорией.

Северо-Западный район уступает большинству экономических районов РФ по численности населения и территории, поэтому его называют районом одного города – Петербурга. В нем сосредоточено 59 % населения региона и 68 % его городского населения.

В Северо-Западном районе, заселенном древними славянскими племенами, получили развитие торговля и ремесла, в Санкт-Петербурге сосредоточились международная торговля, промышленность и квалифицированные кадры, а окраинное положение района способствовало развитию хозяйства. Все эти причины сыграли определенную роль в формировании современного образа района.

Район занимает одно из ведущих мест по уровню экономического развития, по масштабам и разнообразию промышленного производства, научно-исследовательской и проектно-конструкторской продукции, подготовке высококвалифицированных специалистов народного хозяйства, темпам формирования рыночных отношений, масштабам участия в мирохозяйственных связях России.

Северо-Западный район расположен на Русской равнине. Климат в районе морской, умеренно континентальный. Воздух имеет высокую влажность, почвы дерново-подзолистые.

Место района в хозяйственном комплексе страны

Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с многочисленными и многообразными связями по внутри– и межотраслевому производственному кооперированию и квалифицированного труда.

Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу. Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития машиностроительного комплекса пришелся на 1930-е годы – 40 % машиностроения дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское хозяйство, полиграфическое машиностроение). Предприятия машиностроения, ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие (радиоэлектроника, приборостроение, электроника).

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями являются завод «Электросила» (производство мощных генераторов для тепловых и гидравлических электростанций), Кировский завод (производство мощных тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы), объединение «ЛОМО» (оптикомеханическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения, радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.

Значительная роль в специализации района принадлежит химическому комплексу. Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и зависит от ввоза сырья из других районов.

Горнохимический комплекс расположен вблизи районов добычи и имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводах.

Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт-Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов – в Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа – на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата – на Волховском комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических изделий – на объединении «Красный треугольник», переработка сланцев – в г. Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении производств.

Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной мере сырьем Карелии и других районов Севера.

а) пиломатериалы;
б) фанеру;
в) древесно-волокнистые плиты;
г) мебель;
д) бумагу и т. д.

Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района, но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский, Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.

Современная специализация Северо-Западного района обусловлена прежде всего наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства России.

Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимают текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.

Развитие и размещение основных отраслей рыночной специализации

Текстильная промышленность

Развитию текстильной промышленности в районе способствовали приморское положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. До 1990-х гг. предприятия текстильной промышленности работали на сырье из Средней Азии и Египта. В районе развиты ткачество, отделка, швейная промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая промышленность в Новгородской области.

Индустриально-строительный комплекс

В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс, представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах района.

Топливно-энергетический комплекс

Основная часть топливно-энергетического комплекса – теплоэлектростанции, которые работают на привозном топливе – Печорском и Донецком. В энергетическом балансе района приобретают значение атомная энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.

Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах.

Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме (Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки – ГТУ.

Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на слабую базу.

Металлургический комплекс

Почти весь материал для производства металла, конструкционного литья, проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.

Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в Мурманской области, а переработка – в Ленинградской области. Глиноземные заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве, Волхове. Имеет место производство алюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди. Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды, повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.

Агропромышленный комплекс

Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и играет подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства – удовлетворение потребности своего населения и легкой промышленности в сырье.

Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства: вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птицеводческие и овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство (Псковская и Новгородская область). Основная доля посевов зерновых культур (льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область.

До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже– и кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и овса.

Транспорт и экономические связи

Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург – один из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он находится «в теле» крупного города. Расчетная мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25–30 млн т грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-Западном районе в 100–120 млн т. В связи с этим предполагается расширение уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта – железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и стройматериалы.

Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. В настоящее время в районе намечаются строительство высокоскоростной магистрали «Москва – Скандинавия» через Санкт-Петербург и модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт (введен трубопровод «Сияние Севера», планируется сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты экономические связи с Центральным районом.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector