- С кем хочет дружить Армения, и почему она проиграла войну дронов
- Почему Россия не стремится защищать Армению от азербайджанского вторжения
- Хозяин тайги превращается в бумажного медведя
- Очереди нет
- Все сами
- Принтер украли?
- Кто переживет?
- Новое в блогах
- Так кто России друг – Армения или Азербайджан?
- У Москвы все больше резонов «сдать» Ереван Анкаре
С кем хочет дружить Армения, и почему она проиграла войну дронов
Корреспондент ФАН в Ереване получил ответы от старшего научного сотрудника Института Кавказа, политолога Гранта Микаеляна.
— У России последнее время очень сложные отношения с Западом. Не совершает ли ошибку Армения, делая ставку на Россию?
— Дело в том, что Армения — стратегический союзник России. Да, на постсоветском пространстве есть страны, которые видят отношения между Россией и Западом в качестве конфликтных и хотят на этих конфликтах играть, но Армения находится в стратегическом союзе с Россией. Осложнения в отношениях России с Западом Армения не считает причиной для того, чтобы вступать в конфликт с Западом или чтобы поменять формат отношений с Россией.
— Как вы считаете, работают ли в Армении спецслужбы Турции и США? Способны ли они повлиять на смену власти в Армении?
— Спецслужбы, наверное, работают. Но какой у них потенциал — я не знаю, потому что думаю, что если такая информация была бы у армянских спецслужб, то они бы соответственно реагировали. Либо они реагируют, и мы не знаем просто об этом, либо этой информации нет даже у них. Тем более ее нет у меня.
— Почему у Армении возникли трудности с ПВО? Кто виноват и как будут решать эту проблему?
— Проблема в том, что у Азербайджана очень большое количество беспилотных летательных аппаратов, многие из них недосягаемы для армянских средств радиоэлектронной борьбы или для армянской ПВО. Эти беспилотники используются для уничтожения ПВО в первую очередь. Поэтому определенный урон армянскому ПВО они нанесли. Соответственно, проблема в том, что очень сложно что-то сделать с таким количеством беспилотников. Эффективных средств против беспилотников у нас еще нет. То есть это тот случай, когда меч уже появился, а щит еще до конца не разработан. Это новая технология, соответственно, такие проблемы есть. Основную проблему армии обороны Карабахской Республики и Вооруженным силам Армении доставляют именно беспилотники.
— Есть ли у Армении еще союзники, кроме Российской Федерации? Вот скажем, может ли Греция или Кипр прийти на помощь? Или последняя надежда — это только Россия?
— Если говорить о союзниках в военном смысле, в том смысле, в каком под союзниками понимались страны во время Второй мировой войны, то я думаю, что такой союз есть только с Россией. Возможно, какую-то определенную помощь добровольцами, техникой или какими-то разведданными могут и другие страны оказать, но на данный момент вряд ли можно ожидать, что объем помощи будет достаточным в случае серьезных неурядиц. Никаких альтернативных военных союзов, которые были бы доступны для Армении, на данный момент нет.
— Если я правильно понимаю, Армения поддерживает дружеские отношения с соседними странами: с Грузией, Ираном, с Украиной. В то же время некоторые политические деятели Украины выступили с поддержкой Азербайджана по Нагорному Карабаху. С чем это может быть связано?
— Дело в том, что нужно учитывать при обсуждении внешней политики Армении, что у нее есть очень серьезные проблемы с логистикой. Из-за этого она не может себе позволить иметь какие-то конфликтные отношения с соседними странами. На самом деле, Армения неоднократно инициировала процесс урегулирования и с Турцией, и с Азербайджаном в том числе. Просто эти страны по-другому видят все и нам прямо объявляют, что собираются оказывать системное давление на армянское государство, если не сказать больше. Я бы не сказал, что у Армении хорошие отношения с Украиной. Ереван хотел бы иметь хорошие отношения с Киевом, но, к сожалению, этого не получается, так же как это не получается и у Москвы сейчас. В большинстве случаев внешние игроки, в том числе Украина, рассматривают Армению как союзника России и из-за этого выражают свою позицию против Армении. Украина голосовала против Армении в Генассамблее ООН еще с 2008 года.
Надо понимать, что с теми странами, с которыми у России хорошие отношения, с ними, как правило, хорошие отношения и у Армении, а с теми, с кем у Армении плохие отношения, как правило, плохие отношения и у России.
В Армении смотрят на это с точки зрения, что ее стратегические интересы и [интересы] России совпадают. Долгосрочные и краткосрочные цели в регионах тоже совпадают. Это является самой прочной основой стратегических отношений, помимо исторических, культурных и прочих связей. Поэтому вряд ли мы найдем страны, с которыми у Армении очень хорошие отношения, а у России плохие и наоборот. Как правило, это совпадающие процессы. Хотя и не всегда. Например, у России с Америкой плохие отношения, а у Армении не такие плохие, потому что Армения хорошие отношения старается иметь со всеми, но в данном случае это тоже налагает определенные ограничения на нас. Или Россия выстраивает с Азербайджаном конструктивные отношения, но в то же самое время нужно помнить, что в Азербайджане Россию не любят, там регулярно сейчас звучат антироссийские призывы. Более того, Азербайджан манипулирует общественным российским мнением через нанятых лоббистов. Я сейчас не буду называть фамилии, но по контент-анализу можно их вычислить в российском общественном поле. Или, например, когда руководство Армении из-за определенных своих просчетов ошиблось и начало судебное преследование Юрия Хачатурова, генсека ОДКБ тогдашнего, Азербайджан начал говорить о том, что может вступить в ОДКБ. Как только эта тема замялась, Азербайджан сказал, что передумал. То есть Азербайджан очень часто играет на тонких струнах российского общественного мнения и мнения российского политического класса. Это нужно учитывать.
Кроме того, в Армении находится российская военная база, Ереван отчасти оплачивает ее нахождение. Из Азербайджана российскую базу де-факто выгнали: повысили оплату в три раза, потом еще в семь раз. Дело в том, что в советское время военная инфраструктура строилась чуть глубже от границ. Основная советская инфраструктура на Кавказе была в Азербайджане и в Грузии. Больше даже в Азербайджане, чем в Армении, в разы. Но та, которая была в Армении, она сохранилась и расширилась. А та, которая была в Азербайджане — уничтожена. Не физически, конечно, а просто брошена, Россия из Азербайджана де-факто изгнана. Азербайджан говорил, что он член Движения неприсоединения и не стремится ни к каким внешним военным союзам, но это просто транзитный подход. Если внимательно изучить, что там говорится в Азербайджане, то мы услышим, что, на самом деле, они собираются идти дальше к Турции, а если Турция будет плотно интегрирована с НАТО, то Азербайджан будет тоже идти в ту сторону. В Азербайджане пронатовские настроения выражены, а в Армении никогда не было разговоров о том, что она может вступить в НАТО.
Еще многие в России считают, что с Азербайджаном можно торговаться, с Азербайджаном можно о многом договориться. Но о чем с Азербайджаном можно договориться? Он является основной альтернативной стороной для России в плане поставок энергоресурсов в Европу, и планировалась также постройка дополнительных трубопроводов по дну Каспия, но от них отказались страны Центральной Азии.
А что России от того, что Азербайджан добывает много нефти? Он эту нефть не продает нашей стране. Деньги в Россию оттуда тоже не идут. То есть это только впечатление, что у Азербайджана есть деньги, а у Армении нет. Армяно-российская внешняя торговля растет, она растет быстро, она растет поступательно. Армения является членом Евразийского [экономического] союза, в котором она ни разу не создавала каких-либо проблем, в отличие от Белоруссии и Казахстана. Особенно, в отличие от Белоруссии.
Армяно-российские стратегические интересы совпадают, и отношения сущностно не поменялись. Есть определенные коммуникативные проблемы, но если посмотреть, что было в Грузии в 2000-е годы, например, то ничего похожего здесь не происходит. Там сразу отношения с Россией начали ухудшаться.
То восприятие Армении негативное, которое, возможно, возникает в России, оно понятно, но оно вытекает из работы азербайджанских лоббистов, которые навязывают мысль — о чем говорил Ильхам Алиев, — что Пашинян связан с Соросом и так далее. Соответственно, он прямо показывает, что собирается этот фактор и дальше использовать. Связи у каких-то членов команды Пашиняна с Соросом есть, и это в Армении тоже обсуждается. Но это не означает, что Пашинян действует из интересов Сороса против России. Это тоже надо внимательно отслеживать, но каких-то серьезных движений нет, поэтому я считаю, что отношения Армении и России как были, так и остаются неизменно союзническими.
Очень важно, чтобы они такими оставались и впредь. И после этой войны в Нагорном Карабахе взгляды Армении и России будут совпадать. Армения и Россия являются частью оси Север-Юг, в этом отношении есть что развивать с Ираном. У Армении с Россией похожее понимание проблем на Ближнем Востоке, Армения близка к нему, армяне есть на Ближнем Востоке. Я еще далеко не все перечислил, но, в принципе, понятно, что я хочу сказать. Я хочу, чтобы о важных вещах мы не забывали в то время, когда многие менее важные вещи нам начинает навязывать враждебная пропаганда.
Почему Россия не стремится защищать Армению от азербайджанского вторжения
Хозяин тайги превращается в бумажного медведя
Вчерашние боестолкновения между армянской и азербайджанской армиями в Сюнике (территория Армении) сопровождались бурлением различных масс в головах армянской общественности по отношению к России. Блогосфера была полна народного возмущения на предмет того, почему Москва якобы не выполняет свои обязательства по ОДКБ и не приходит на помощь армянскому союзнику, подвергшемуся агрессии со стороны обнаглевшего от безнаказанности соседа. Ну и, соответственно, возмущенные делали выводы из серии тех, что транслировались на недавнем митинге в Ереване — о необходимости попрощаться с «немытой Россией» и выйти из ОДКБ.
Да, позиция Москвы выглядит весьма вяло — не с точки зрения защиты армянских интересов (в Кремле они и не должны быть приоритетом), а с точки зрения интересов российских. От внешнеполитической решимости 2008 и 2014 года не осталось и следа. Хозяин евразийской тайги превращается в самого настоящего бумажного медведя — не по военно-политическому потенциалу (с ним-то все в порядке), а из-за отсутствия политической воли для его применения. Последнее такое применение было в ноябре 2018 года, когда Киев решил спровоцировать кризис в Керченском проливе и лишился в итоге (пусть и на время) значительной части своего флота в количестве трех кораблей. После этого Россия пасовала перед ультиматумами Турции в Сирии, перед хамством Лукашенко в Минске (в частности, взятием в заложники трех десятков вагнеровцев), провокациями Украины в Донбассе (из последнего — оккупация Старомарьевки, где живут десятки граждан РФ) и, наконец, действиями Турции на Южном Кавказе. Неудивительно, что подобная бумажность снижает авторитет России как в глазах ее соперников, так и в глазах немногих оставшихся союзников по ОДКБ (видящих силу турецкого Шерхана и его местных Табаки и понимающих, на кого им стоит ориентироваться). Так что либо Кремль покажет мускулы и наведет порядок в своей тайге, либо с ним вообще перестанут считаться. Ибо в международных отношениях трусливые и/или нерешительные — это не партнеры, а еда.
Очереди нет
Однако наличие этих проблем у России ни разу не является основанием для бурления антироссийских масс в головах у значительной части армянской общественности. Гражданам Республики Армения стоит повыключать эмоциональные конфорки и уяснить для себя несколько ключевых тезисов. И уже потом, на основании этих тезисов, оценивать поведение Москвы на Южном Кавказе — да и, возможно, сделать какие-то выводы о себе любимых.
Все сами
О каком доверии и уважении может идти речь, если Армения добровольно выбирает в 2018 году премьером откровенного русофоба и сторонника выхода страны из пророссийских организаций — Никола Пашиняна? Когда Пашинян под молчание или улюлюканье толпы начинает преследовать в Армении личных друзей Путина (в частности, Роберта Кочаряна), когда унижает ОДКБ взятием под стражу ее действующего руководителя Юрия Хачатурова просто потому, что Пашинян решил ему отомстить за прежние обиды? Когда пашиняновские помощники посылают журналистов Первого канала с формулировкой «Мы не даем интервью пропагандистам», а его люди начинают зачистку силовых структур от пророссийских офицеров? Когда, наконец, население страны после унизительного поражения в войне (виной которому стал именно саботаж Пашиняна, не пославшего армянскую армию на помощь республике и фактически сдавшего Карабах Реджепу Эрдогану), майского вторжения Азербайджана на территорию Армении и отказа Пашиняна применить силу против оккупантов берет и переизбирает Никола Воваевича летом 2021 года?
Никол Пашинян Фото: Вадим Савицкий/ТАСС
«Н аш народ должен понимать, что, переизбрав 20 июня Пашиняна (чем бы люди свой выбор ни мотивировали), он послал миру месседж, что готов на серьезные односторонние уступки. И ведущие, и региональные державы начали строить свою политику в отношении Армении и региона с учетом именно этого позорного выбора 20 июня», — пишет армянский журналист Айк Халатян. Я же скажу жестче: если правящая ныне в Армении элита прозападников-грантоедов уже давно воспринималась в Кремле как враждебная (как говорил мне один армянский журналист, «в администрации президента на слово “Пашинян” уже аллергия»), то после июньских выборов население стало рассматриваться как группа самых настоящих терпил и куколдов, не желающих защищать территорию Армении от внешних посягательств.
Принтер украли?
Да, вроде вред от митинга осознали и от азербайджанцев начали защищаться (если в мае армянские вооруженные силы не отвечали на азербайджанскую агрессию, то сейчас стали отстаивать свою землю). Однако тут возникает третий тезис: прежде чем обвинять Россию, нужно понять, в какую игру сейчас играет сам Пашинян. Игру, целью которой является банальная попытка подставить Москву.
Для того чтобы Россия выполняла свои условия в рамках ОДКБ, ей нужно две вещи: настоящая готовность Армении самой защищаться и соответствующие юридические основания. На сегодняшний же день Пашинян не делает и не предоставляет ни того, ни другого.
Что же касается юридических оснований, то для официального вмешательства партнеров по ОДКБ нужен письменный запрос от пострадавшей стороны в секретариат организации. Для составления этого запроса нужен бланк, принтер и помощница, которая наберет его за 10 минут. После чего Россия просто обязана вмешаться, поскольку в ином случае ей придется банально распускать ОДКБ и расписываться в неспособности защитить союзника от явной внешней угрозы. Однако ни 16 ноября (когда армянские военнослужащие умирали в боях), ни 17 ноября (по крайней мере на момент сдачи статьи) армянский премьер не удосужился его написать. Прекрасно понимая, что без этой бумажки Кремль вмешиваться не будет, поскольку это не обязательно и чревато рисками ухудшить свое геополитическое положение на Южном Кавказе.
Кто переживет?
Позиция Москвы не совсем логичная — но она такая, какая есть, и Пашинян этим активно пользуется. Ведь на фоне молчания Кремля расчехляются различные пропагандисты (в том числе высокопоставленные армянские чиновники), которые публично разглагольствуют о том, что Еревану нужны другие защитники. «Армения считает, что возможно разрешить кризис первоочередно при помощи России и структуры ОДКБ, но если мы не сможем решить кризис существующими структурами, Армения будет вынуждена обратиться к другим структурам, то есть другим международным партнерам», — говорит секретарь Совета безопасности страны Армен Григорян. Прекрасно понимая, что других партнеров нет и что он вместе с другими пропагандистами банально разжигает русофобию в Ереване, тем самым еще больше осложняя российско-армянские отношения.
Россия это осложнение как-то переживет. Да, получит распад ОДКБ, контроль Турции на Южном Кавказе и разжигание исламизма на Северном — но переживет. А переживет ли Армения? Вряд ли. Без России и с Пашиняном площадь Республики в центре Еревана будет за считаные недели переименована в площадь Реджепа Эрдогана. Для того чтобы переименование не состоялось, армянскому обществу нужно сделать выводы и спуститься с красивых, но опасных небес собственного величия на бренную, но твердую и надежную землю окружающей реальности. Осознать, что причиной нынешних проблем является не Россия, а они сами — выбравшие Никола Пашиняна или оставшиеся дома в тот момент, когда его выбирали другие. Осознать, что свобода выбора подразумевает ответственность за этот выбор. А уже затем, после осознания, решить имеющуюся проблему либо электоральным, либо уличным путем.
Новое в блогах
Так кто России друг – Армения или Азербайджан?
Без всяких многоточий, умолчаний и всего того, чем отличается наше время. Кто друг для России? Ответ должен быть таким – друзей нет, есть интересы и понимание целесообразности.
Но каким же образом определить, какое государство, как минимум, не враг и какую позицию занимает? И здесь ответ прост – достаточно проанализировать, как и какая страна проголосовала по важным для России вопросам.
Одновременно отмечалось, что Азербайджан, Армения, Кипр, Сербия ЕДИНОГЛАСНО поддержали Россию в ПАСЕ. Но так ли это на самом деле?
Азербайджанская делегация проголосовала, да. И причины для этого были. Нет, это не безумная любовь к России, это вопрос национальных интересов. Об этом не таясь, заявил и глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов.
Он уверен, что голосуя против России, члены ПАСЕ вновь допустили двойные стандарты.
Сегодня в Совете Европы избирательно применяют международное право, и принятое решение приведет к еще большей конфронтации и нагнетанию обстановки. Азербайджанская делегация считает, что международное право должно распространяться на все проблемы и конфликты».
А теперь перейдем к главному. Армения, представители которой якобы единогласно проголосовали в пользу России. Нет, господа, не было такого.
Среди 11 парламентариев, которые воздержались, три члена делегации Армении – глава делегации Эрмине Нагдалян (РПА), Наира Карапетян (РПА) и Мгер Шахгельдян («Оринац еркир»).
Более того, перед началом сессии среди армянских депутатов началась непонятная эпидемия, на что обратил внимание армянский портал «Первый информационный».
Левон Зурабян из АНК, Ваге Ованнисян и Наира Зограбян из ППА отказались поехать в Страсбург на зимнюю сессию в составе армянской делегации «по причине болезни». И что имеем в итоге? Союзник, форпост (еще кучу терминов можно придумать) – Армения – не поддержала Россию так, как Москве этого бы хотелось.
А Азербайджан поддержал. И в Москве это заметили, хоть и не все.
Так, председатель Госдумы России Сергей Нарышкин в эфире телеканала «Вести 24» привел парламентскую делегацию Азербайджана в качестве примера для той трети состава ПАСЕ, которые не поддались политическому давлению и проголосовали так, как хотели.
Разговор об Азербайджане зашел во время рассказа Нарышкина о последней сессии ПАСЕ, в ходе которой Россия потеряла право голоса, и затем покинула Парламентскую ассамблею Совета Европы на год.
Друг – это не тот, кто от тебя зависит. Наоборот, это тот, кто от тебя не зависит, но поддерживает, пусть даже исходя из своих интересов.
А дружбу ценить надо (повторюсь исходя хотя бы из своих интересов).
У Москвы все больше резонов «сдать» Ереван Анкаре
Характер развития внешней политики России говорит о том, что она вполне может пойти на сближение с Турцией с целью вбить клин между странами НАТО.
Прошел ровно год с начала Второй Карабахской войны между Арменией и Азербайджаном. 27 сентября в Армении была объявлена минута молчания в память нескольких тысяч граждан республики, погибших в этом конфликте. Как известно, победу в нем, при активной поддержке Анкары, одержал Баку. Ереван по итогам полутора месяцев боев в сентябре–ноябре 2020 года потерял большую часть Нагорного Карабаха и все собственно азербайджанские районы, которые армяне захватили в ходе Первой Карабахской войны 30 лет назад.
Между тем, в июне 2021 года на парламентских выборах в Армении вновь победила партия «Гражданский договор» премьера Никола Пашиняна, которого часть политических сил в стране обвиняет в том поражении, называя «капитулянтом».
После тех выборов я писал, что их результаты свидетельствует о том, что армянский народ, несмотря на боль поражения, проголосовал за партию мира и теперь может заняться развитием своей родины. Однако за неимением места и времени не было возможности сказать, что далеко не все здесь зависит от армянского народа и его руководителей.
Целый ряд признаков говорят, что этот конфликт еще не завершен — Азербайджан совместно с Турцией с высокой долей вероятности постараются «дожать» Ереван.
Турецкое информагентство Anadolu некоторое время назад опубликовало статью, в которой, в частности, говорится следующее: «Можно было ожидать, что такая страна, как Турция, способная определять баланс сил в регионе, выдвинет условия Армении официально декларировать следующее: отказ от выражения „Западная Армения“ в отношении Восточно-Анатолийского региона Турции, которое используется в 11-й статье Декларации о независимости (Армении) от 23 августа 1990 года; отказ от изображения горы „Агрыдаг“ (Арарат) на гербе Армении, соответствующий пункт содержится во 2-м параграфе 13-й статьи Конституции Армении; … обещание Еревана не выдвигать территориальные претензии к соседним странам».
Дается в этой статье Еревану и совет в том, «чтобы Армения проявила искреннюю волю и не поддавалась на игры иностранных сил, имеющие свои амбиции в регионе».
На сегодняшний день, если судить по заявлениям официальных лиц обоих государств, их позиции по-прежнему прямо противоположны. За словами о готовности к диалогу тут же следует выдвижение условий, неприемлемых для противоположной стороны.
Буквально на днях, в ходе заседания 76 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «больше нет административно-территориальной единицы под названием Нагорный Карабах». В свою очередь армянский премьер Никол Пашинян, выступая на заседании той же сессии Генассамблеи ООН, после слов о готовности его страны к диалогу заявил: «Право народа Арцаха (непризнанная Нагорно-Карабахская республика) на самоопределение не может быть приостановлено посредством силы, конфликт не может считаться разрешенным с помощью силы».
Азербайджанцы не устают напоминать, что весь Карабах «является суверенной территорией» их страны, а миротворческие силы лишь временно размещены «в определенной части Карабахского региона Азербайджана». Армяне в ответ упирают на то, что 3 тыс. из 4,4 тыс. квадратных километров территории Нагорно-Карабахской автономной области на 1988 год сейчас контролируются российскими миротворцами, действия мандата которых может быть продлено на неопределенный срок.
Особо примечательно здесь, что по теме закавказского урегулирования мы вообще не слышим никаких политических заявлений от официальных представителей Кремля — даже после демаршей Баку и Анкары, а также категоричных заявлений Еревана. Вместо реакции на эти угрожающе резкие движения Россия ограничивается отправкой в Ереван главы «Газпрома» Алексея Миллера, который подчеркнуто безмятежно обсуждает лишь двусторонние экономические проблемы.
Армения, как формальный союзник Москвы, на данный момент лишь пешка в большой геополитической игре гораздо более мощных региональных игроков — России и Турции. Складывается впечатление, что Кремль в принципе готов пожертвовать этой слабой фигурой во имя гораздо более важных для него задач. Причем не только в регионе, но и мире.
Могу предположить, что у многих из тех, кто внимательно следит за развитием событий, такое ощущение возникло не сегодня, а еще год назад, когда Москва не вступилась за своего официального союзника по ОДКБ. Отсылки к букве Договора о коллективной безопасности, согласно которому входящие в организацию государства приходят на помощь другому ее члену только если имело место нападение на их международно признанную территорию, звучат не очень убедительно.
Мне могут возразить, что Москва ведь ввела своих миротворцев в Нагорный Карабах. Да, но это было сделано после полного разгрома ее официального союзника и, вероятно, больше для спасения собственного лица. Держава, которая грозит всем и каждому, в такой ситуации должна была предпринять хоть что-то. Например, на время превратиться из ястреба мировой политики в голубя и ввести в зону конфликта хотя бы скромный по численности и вооружениям миротворческий контингент…
Конечно, до такого развития событий, во всяком случае, в обозримом будущем, дело дойдет вряд ли, поскольку характер внешней экспансии Кремля в последние 13 лет говорит о том, что Москва развивает ее только в отношении заведомо слабых стран. Или же тех, чья государственность, как считают в Кремле, в данный момент рушится. Альянс Турции и Азербайджана, к которому, как мы видим, понемногу присоединяются и другие государства (например, Пакистан и Катар), никак не попадает под определение «слабого».
Не стоит также забывать, что главное противостояние у России сегодня с Западом. И в нем Кремль использует любую трещину в отношениях между западными союзниками, с удовольствием ее расширяя. Даже если такая трещина возникает и без российского участия, как это недавно имело место в связи с отказом Австралии покупать французские подводные лодки и формированием антикитайского альянса AUKUS. Налаживание отношений Москвы с Анкарой и Баку с целю вбить клин между странами НАТО вполне вписывается в эту политику.
Некоторые армянские политики и эксперты в этих условиях готовы уже почти на все. Например, даже пожертвовать суверенитетом своей страны, предлагая ее вхождение в Союзное государство России и Белоруссии. Однако нужна ли эта жертва Кремлю с учетом вышесказанного — большой вопрос.
Так что вырисовывается довольно печальная картина. Армении, не имеющей ресурсов и надежных союзников, зажатой между Россией, Турцией и Ираном, в сегодняшних условиях уготована роль протектората. Вероятнее всего, альянса Анкары и Баку.
Впрочем, возможны варианты. Как мы видим по последним событиям, Кремль не оставляет намерений в очередной раз испытать Анкару на прочность. На днях режим сирийского правителя Башара Асада — главного военного союзника России на Ближнем Востоке — предъявил ультиматум Турции, потребовав немедленно вывести ее войска из Идлиба и других северных провинций страны.
Да, собственно, новая война там уже вовсю идет. Государственные РИА «Новости» прямо пишут «это будет бойня», сообщая подробности происходящего. В частности, по данным агентства, «к границам проблемной мухафазы (Идлиб) уже больше месяца перебрасывают крупные подразделения, войска Асада регулярно наносят удары по объектам террористов (союзников Турции). Серьезно активизировалась в последние недели и российская авиация, практически ежедневно атакующая цели в Идлибе».
Очевидно, что на фоне всех этих событий судьба Армении уходит на второй план. Однако если российско-сирийская коалиция сумеет взять реванш за прошлогоднее поражение в Идлибе, у Еревана может появиться шанс не потерять весь Карабах и отложить на неопределенное время идею Зангезурского транспортного коридора (через Сюникский район Армении), с которой носятся Баку и Анкара. Платой за это будет еще большее привязывание Еревана к Москве.
Иными словами, независимое и свободное развитие Армении и в одном, и в другом случае, отодвигается словно линия горизонта при движении к ней навстречу.