с какими событиями связан современный этап развития волонтерства в нашей стране

natural history mini

book scienceforum mini

2003 image001

Znak natc konkurs

diplom ruk big

Spivak

image 2003 5 600

image 2003 4 200

ВОЛОНТЕРСТВО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В современной научной литературе существуют множество трактовок понятия «волонтерство». М.Олчман, П.Джордан на вопрос «что такое волонтерство?», дают следующий ответ: «волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером» [4].

Российский психолог Потапова Н.А. в своей работе, посвященной волонтерству пишет: «Волонтеры – это люди, привлекаемые к общественно полезным мероприятиям государственными структурами, специалистами или церковью, занятые добровольным и безвозмездным трудом, в свободное от основной деятельности время, направленным на пользу другим людям, организациям и обществу в целом» [5, с. 21].

Понятие «волонтер» концептуально раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому документу волонтеры – это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя [1].

Исходя из вышеперечисленных трактовок понятия, можно выделить следующие функции, которые выполняет волонтерство как социальный феномен, среди них: ценностно-идеологическая, социализирующая, профилактико-адаптационная, рекреационная. Это дает основания говорить о волонтерстве как о полифункциональном институте гражданского общества, которое оказывает благотворное влияние на общество в целом, незащищенные слои населения, и непосредственно на волонтеров, развивая их общественную активность.

Более оптимистична ситуация в российских регионах, особенно где волонтерская деятельность регулируется специальным законодательством. К примеру, в Белгородской области волонтерская деятельность осуществляется на основании Постановления Правительства Белгородской области «О развитии волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области» от 2 мая 2012 года. В настоящее время в регионе насчитывается около 250 волонтёрских организаций (наиболее активные такие волонтерские отряды как: «С открытым сердцем», «Твори добро», «По зову сердца», «Вместе»), участниками которых являются более 15 000 волонтёров. Главным человеческим ресурсом вышеуказанных волонтерских отрядов является студенческая молодежь.

Несмотря на то, что институт добровольчества в России довольно молодой, перспектив его развития открывается большое количество. Использование добровольной рабочей силы облегчает экономическую составляющую той или иной программы или акции, тем самым открывает новые горизонты деятельности. Взаимодействие добровольческих организаций с общественными объединениями при реализации каких-либо проектов позволяет расширять социальную структуру, как первых, так и вторых.

Таким образом, волонтерство – это важная часть современного общества. Добровольчество помогает развивать общественно значимые качества личности, а также решать конкретные социальные задачи, связанные с социальной реабилитацией, адаптацией и профилактикой девиаций, предполагает самовыражение и самоактуализацию участников волонтерского движения. Особую актуальность волонтерская деятельность приобретает в современных российских условиях, т.к. в нашей стране добровольчество имеет глубокие исторические корни, помощь нуждающимся – одно из важнейших положений православной идеологии. Волонтерство несет в себе множество перспектив, как для членов добровольческих организаций, так и для общества в целом.

Литература

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». URL: http://base.garant.ru/104232 (дата обращения: 24.09.2014).

Варшавский центр волонтерства. URL: http://rus.ngo.pl/x/302380 (дата обращения: 21.09.2014).

Волонтёр №1-2’ 2013. Всероссийский научно-практический журнал // Под общей редакцией Л.В. Шарахиной.

Потапова Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности: Сб. науч. тр. / Н.А. Потапова. // Вестник МГОУ. № 3. 2007. М.: Изд-во МГОУ. С. 95-140.

Социальная работа с молодежью: учебное пособие / под ред. Басова Н.Ф. М., 2007.

Источник

Из истории волонтёрского движения в России

Понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII в. В России это понятие известно с XVIII в. Наряду с ним в нашей стране ис­пользовалось также понятие «доброволец». Волонтёрами или добровольцами в то время называли молодых людей, которые добровольно записывались на военную службу для участия в боевых действиях. Пример употребления этого слова в указан­ ном значении представлен в историческом словаре галлициз­ мов русского языка: «Именовать сей полк всегда полк Гусар­ ский волонтёров Екатеринославских. 1788». С течением вре­ мени роль и задачи волонтёров изменились. В XIX — XX вв. как в России, так и во всём мире волонтёром, добровольцем стали называть человека, добровольно и совершенно бескорыстно помогающего другим людям (например, сестры милосердия и др.). Рассмотрим этапы развития волонтёрства в России.

Этап 1. Древняя Русь и Московское княжество. Зарождение благотворительности в Древней Руси связывают с принятием христианства. Особую роль в становлении добровольчества сы­грала церковь. В Древней Руси была определена десятина на со­держание монастырей, церквей и больниц. Духовенство занима­ лось общественным призрением (присмотром, опекой). Церкви и монастыри стали основными центрами социальной помощи пожи­ лым и больным людям.

По инициативе государства начали реализовываться програм­ мы помощи незащищённым слоям населения. В 1072 г. князь Яро­ слав Мудрый учредил училище для детей-сирот, в котором про­ живало и обучалось на его средства 300 человек. Князь Владимир Мономах в своём «Поучении» призывал: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавай­ те сироте. »

При Иване Грозном призрение сирот было включено в круг задач органов государственного управления. Открывались сирот­ ские дома и богадельни, которые получали финансирование из казны государства и за счёт пожертвований частных лиц.

Этап 2. Императорская Россия. Этот период принято считать временем расцвета благотворительности и волонтёрства в России.

В 1850-е гг. во время Крымской войны зародилось массовое добровольческое движение сестёр милосердия. Эти женщины добровольно отправлялись на фронт для оказания помощи ране­ным воинам. Одна из первых военных сестёр милосердия, Дарья Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова), во время обо­ роны Севастополя на свои средства оборудовала первый поход­ ный перевязочный пункт.

На рубеже XIX — XX вв. в России числилось около десяти ты­ сяч благотворительных учреждений. В них работали волонтёры, которые собирали пожертвования, проводили просветительские акции, посещали бедных и больных.

В 1911 г. была создана Всероссийская лига борьбы с туберку­ лёзом. Одной из наиболее известных её акций стал День Белого цветка, главной целью проекта было распространение информа­ ции о болезни и сбор пожертвований. К его реализации были при­ влечены врачи, которые читали лекции о туберкулёзе, а также волонтёры, распространявшие информационные листы. Органи­заторам этого мероприятия удалось договориться о бесплатном выступлении духовых оркестров, бесплатном проезде для участ­ ников проекта и об отчислениях в Лигу с продажи билетов в теа-

трах и кино. Предпринятые действия были настолько эффектив­ ны, что потребность в интенсивном сборе пожертвований отпала.

Благотворительные учреждения также вносили свой вклад в установление равных прав для женщин наряду с мужчинами, в охрану окружающей среды, в защиту прав потребителей и т. д.

Деятели литературы и искусства также поддерживали идеи благотворительности и добровольчества.

Писатель Л. П. Толстой был инициатором проведения и участ­ ником переписи населения Москвы, организованной в целях ока­ зания помощи нуждающимся. Это был один из первых опытов системной благотворительности.

А. П. Чехов во время своего путешествия на Сахалин посетил тюрьмы и места пребывания каторжников. Им было собрано огромное количество документального материала о труде и быте сахалинских каторжников, о тюремных начальниках и чинов­ ничьем произволе. По возвращении в Москву он написал книгу «Остров Сахалин» и тем самым привлёк внимание властей к су­ществующим на острове проблемам. А. П. Чехов собирал пожерт­вования в пользу голодающих, во время холерной эпидемии рабо­ тал земским врачом, открывал на собственные средства медицин­ ские учреждения, снабжал лекарствами больных. На свои средства он построил несколько школ в Московской губернии. Также А. П. Чехов организовал посадку тысячи вишнёвых де­ ревьев для засева не покрытых лесом участков. Писатель создал общественную библиотеку в Таганроге, в которую жертвовал кни­ги из своего личного фонда.

После революции 1917 г. все средства общественных и част­ ных благотворительных организаций были в короткие сроки на­ ционализированы, их имущество передано государству, а сами ор­ ганизации упразднены специальными декретами.

Этап 3. Советский период. В этот период государство взяло на себя ответственность за решение всех социальных проблем. Добровольчество в это время было связано с деятельностью ком­ мунистических детских и молодёжных организаций и обществен­ но-государственных объединений, таких как ВЛКСМ (Всесоюз­ ный ленинский коммунистический союз молодёжи), Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина, ДОСААФ (Доброволь­ ное общество содействия армии, авиации и флоту) и др. Многие общественные акции носили обязательный характер.

В 1940-е гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» среди школьников и пионеров зародилось тимуровское движение. Тимуровские отряды оказывали помощь семьям воен-

8 нослужащих, инвалидам, ветеранам войны и труда, пожилым лю­ дям, ухаживали за могилами погибших воинов.

Огромное количество людей вовлекалось в общественную жизнь. Особенно это было актуально в период после Великой Отечественной войны, когда требовалось максимальное сплочение людей для быстрого восстановления страны.

В 1960-е гг. зародилось добровольческое движение помощи реставраторам под руководством П. Д. Барановского. Оно дей­ ствовало под эгидой Общества охраны памятников истории и культуры. Добровольцы откликались на призывы, размещённые в газетах, и по выходным отправлялись помогать на стройках, на реставрационных работах. Например, представители доброволь­ ческого движения П. Д. Барановского участвовали в восстановле­ нии уникальных построек в Царицыно.

Этап 4. Современная Россия. Принято считать, что волонтёр- ство как социальное явление в Российской Федерации начало формироваться в 1990-х гг. в условиях сложной экономической ситуации в стране и, как следствие, большого количества соци­ альных проблем. Общественные и благотворительные организа­ции направили свои силы на помощь незащищённым слоям насе­ления и решение экологических проблем.

Прообразами первых программ по организации волонтёрского труда были профильные группы добровольцев, создаваемые вну­ три общественных объединений, например группы, специализи­ ровавшиеся на уходе за пожилыми и немощными людьми на до­ му, на оказании информационной и технической помощи. Эффек­ тивной формой организации добровольческих действий стали добровольческие акции. К середине 1990-х гг. такие акции приоб­ рели характер масштабных благотворительных действий, осно­ ванных на многостороннем сотрудничестве между добровольче­ скими организациями, структурами органов власти, коммерчески­ми компаниями с привлечением широкой общественности.

Правовая база волонтёрской деятельности в России начала закладываться в 1995—1996 гг. Были приняты нормативные пра­ вовые акты, регулирующие общественную, благотворительную и некоммерческую деятельность: федеральные законы от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотво­рительных организациях», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О неком­ мерческих организациях». Эти федеральные законы, с измене­ ниями и дополнениями, действуют и сегодня.

В целом в период с начала 2000-х гг. по настоящее время на­ блюдается интенсивное развитие волонтёрства в России. Подъём добровольческого движения в стране во многом связан с проведе­ нием большого количества международных событий культурной и спортивной направленности, что позволило привлечь к участию в них десятки тысяч людей.

Вопросы викторины:

1. Кого считали волонтёрами и добровольцами до середины XX в.?

2. Какие формы благотворительности были в Древней Руси?

3. Почему период императорской России можно считать временем расцвета волонтёрства и благотворительности?

4. Отличалось ли волонтёрство в советский период от волонтёрства в современной России? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Каких известных личностей, занимающихся волонтёрством и благотворительностью, вы знаете? Какой вклад в развитие волонтёрского движения они вносят?

Источник

Тенденции развития волонтерства в России

Социологические науки

Похожие материалы

Ряд российских исследователей в рамках культурологических, педагогических, социологических исследований применяли разные подходы к построению периодизации истории добровольчества в России.

Одним из подходов является подход, выделенный Л.А. Кудринской [1], которая одновременно фокусирует исследовательский взгляд на генезисе добровольческого труда с выделением его особенностей и генезисе гражданского общества. Согласно ее мнению, говорить о возникновении в России добровольчества и добровольческого труда возможно лишь с XIX в.

С учетом политического и экономического контекста исторического развития России, она выделяет четыре ключевых этапа, существенных именно для российского добровольчества. В качестве ключевых критериев для их определения будет рассматривать включенность волонтерства в общественную жизнь россиян, изменение характеристик добровольчества как элемента социальной системы, соответствующего экономическому и политическому состоянию развития российского общества в разные периоды.

Первый этап длится с XVI до середины XIX в. В большей мере он является этапом формирования предпосылок к возникновению добровольчества в России. Результатом этого этапа можно считать развитие церковно-приходского добровольчества. Так называемая «организованная благотворительность» развивалась с 1551 года при монастырях и церковных приходах под государственным присмотром [3].

Второй этап охватывает вторую половину XIX в. и длится до 1917 года ХХ века, являясь этапом зарождения добровольческой деятельности, когда в России начинают проявляться различные формы гражданской активности разных групп населения. Л.А. Кудринская связывает это, прежде всего с земской реформой, запустившей в период индустриализации России процессы формирования гражданского общества [1]. Данный этап характеризуется целым рядом социально-экономических условий, послуживших толчком к развитию в России добровольческой деятельности светского характера. К ним можно отнести активизацию частной благотворительности купечества и предпринимателей, социальную активность русской интеллигенции, распространение деятельности общественных организаций и благотворительных фондов.

Третий этап развития добровольчества, как этап советской общественной деятельности, берет свое начало с Великой Октябрьской революции и длится до 90-х гг. ХХ в. Понятия «общественной благотворительности» и «добровольчества», популярные в царской России, в своем первоначальном смысле исчезают. Однако в этот период «добровольцами» считаются те, кто самостоятельно принял решение идти на Великую Отечественную войну, либо работал на крупных коллективных стройках и целине, так как добровольность коллективного труда в Советском Союзе поддерживалась идеологически и во многом носила практически обязательный характер (по заданию коммунистической партии).

Четвертый этап − этап становления и развития добровольчества в демократических условиях. Начинается с конца ХХ в. и длится до настоящего времени. Благодаря серьезным политическим изменениям 90-х гг. ХХ в. для процессов глобализации и глобальных международных явлений открываются границы современной России. В большом количестве в стране начинают работу международные общественные организации, международные и национальные благотворительные фонды, волонтерские центры и добровольческие движения. С начала ХХI в. сделан ряд неоднозначных попыток сформулировать национальную идеологию российского волонтерства, отраженную в ряде официальных документов в виде концепций и нормативно-правовых актов.

Сегодня все больше людей принимают участие в волонтерской деятельности. В России начинается новая волна развития добровольческого движения. Но при этом есть ряд трудностей. Британский благотворительный фонд CAF вот уже пять лет исследуют развитие мировой частной благотворительности. Как показало исследование, в России увеличилось число людей, занимающихся благотворительностью, стало на миллион больше волонтеров, чем в 2013 году. Но, несмотря на рост этого показателя, в общемировом рейтинге Россия заняла 126 место, тем самым опустившись на три позиции ниже. Это объясняется тем, что другие страны в вопросах, связанных с волонтерством развиваются гораздо быстрее.

Таким образом, несмотря на определенные трудности, сегодня в России намечаются положительные тенденции развития добровольчества. Развитие такого важного сектора как волонтерство поможет в решении ряда социальных проблем, реализации государственной социальной и молодежной политики. Волонтерство способствует формированию ответственной гражданской позиции. Каждый человек должен понять, что он ответственен за свою судьбу, за судьбу страны, за настоящее и будущее поколение. От того насколько много человек занимается волонтерской деятельностью, зависит уровень развития гражданского общества. Общественно полезная деятельность, способна внести существенный вклад в процесс формирования здорового образа жизни; воспитание подростков и молодежи, как ответственных членов общества; снижения барьеров разобщенности, укрепления доверия и сотрудничества между всеми секторами общества.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector