- «Композиционная структура поэмы «Кому на Руси жить хорошо»»
- «Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»»
- Анализ поэмы «12»
- Краткий анализ
- Полный анализ
- Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»
- О чем поэма «12» Блока – сюжет
- Поэма «12» сочинение
- Поэма А.А.Блока «Двенадцать»
- Сочинение о стихотворении Блока
- Эссе по поэме Двенадцать
- Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»
«Композиционная структура поэмы «Кому на Руси жить хорошо»»
Вопрос этот до сих пор остается предметом горячих споров. Некрасов, меняя способ реализации темы, строго подчинил архитектонику поэмы единому идейному замыслу. Композиционная структура произведения призвана подчеркнуть основную идею: неизбежность крестьянской революции, которая станет, возможна на основе роста революционного сознания народа, руководимого демократической интеллигенцией.
Почему же продолжается в науке спор о порядке частей поэмы и какие точки зрения устанавливались? Решение вопроса о порядке следования глав осложняется рядом обстоятельств.
Поэма не закончена, следовательно, замысел в какой-то мере не раскрыт. В рукописи имеются датировки, примечания, которые изменялись автором в процессе работы, в силу чего сохраняется возможность для различного их толкования. Последняя воля поэта, выраженная самому близкому и наиболее осведомленному в замыслах художника человеку — сестре Некрасова А. А. Буткевич, долгое время оставалась недостаточно изученной.
Проблема осложняется также композиционным своеобразием поэмы. Первая часть представляет и по содержанию и по форме нечто единое и цельное. «Крестьянка» идейно и отчасти сюжет по может примыкать и к цервой части и может следовать за частью «Последыш», являясь в то же время самостоятельной поэмой в поэме. Часть «Последыш» идейно близка «Пиру…», но и значительно отличается от последней части как по содержанию, так и по форме. Между этими частями лежит промежуток в пять лет (1872—1877 гг.) — время деятельности революционных народников.
Исследователи усмотрели в этом нарушение воли художника и начали пересматривать вопрос о порядке следования частей. К. И. Чуковский, готовя первое в советские годы собрание сочинений Некрасова (вышло в свет в 1920 г.), восстановил по рукописям многие цензурные изъятия и расположил части поэмы в строгом соответствии с цифровым обозначением Некрасова. Поэма была опубликована в следующем порядке ее частей:
* «Пролог» и часть первая.
* «Последыш». Из второй части. «Пир — на весь мир». Глава вторая.
* «Крестьянка». Из третьей части.
С подобным расположением частей по согласился академик П. Н. Сакулин. В 1927 г. он формальному принципу Чуковского противопоставил «логические доводы». Сакулин переместил «Крестьянку» с третьего места на второе, а «Пир — на весь мир» перенес со второго на четвертое. Если логика развития действия оправдывала место «Пира…», то при определении места «Крестьянки» Сакулин учитывал не смысловую роль, которую имела эта часть, а фабульное развитие, определяемое последовательностью, высказанной мужиками о своем замысле. Слова: «Попа уж мы доведали, доведали помещика, да прямо мы к тебе», сказанные мужиками Матрене Тимофеевне, стали рассматриваться как логическое основание для того, чтобы «Крестьянку» печатать сразу после заключительной главы первой части поэмы — «Помещик». Доводы Сакулина были приняты К. И. Чуковским. Начиная с 1927 до 1937 г. Чуковский располагал спорные части поэмы так: «Крестьянка» (часть вторая), а затем «Последыш» (часть третья>/Но в 1937 г. Чуковский решил восстановить авторские обозначения частей и печатал: «Крестьянка» (Из третьей части), «Последыш» (Из второй части), хотя и помещал сначала «Крестьянку», затем «Последыша».
С 1927 г. Чуковский делит поэму не на три части, как установил в 1920 г., а на четыре. До сих пор он преувеличивает значение незавершенности поэмы, настаивает на ее фрагментарности и относит «Последыша», и «Пир…» ко второй части поэмы. В примечании исследователь категорически заявил: «Этих фрагментов три: 1. «Пролог» и первая часть. 2. «Крестьянка». 3. «Последыш» и «Пир — на весь мир». Эти три самостоятельные единицы не подлежат искусственной спайке, нужно печатать как таковые — в последовательности их написания». Чуковский как бы отказывается от дальнейшего изучения вопроса о единстве замысла, считая ненужным уточнять внутреннюю закономерность расположения частей.Что же получается, если сохранить установленный Сакулиным и принятый Чуковским порядок расположения частей? Вначале, по справедливому замечанию К. И. Чуковского, Некрасов в образах сельских тружеников отмечает их скрытую гордую силу, их упорство, их способность выносить ужасы крепостного права. Если второй частью поэмы будет «Крестьянка», значит, автор наше внимание приковывает уже к пореформенному периоду. В третьей части — «Последыш» — мы должны вновь возвратиться к событиям крепостного права. Легко заметить, что при такой последовательности имеются нарушения. Подзаголовки Некрасова относят главу «Крестьянка» к третьей, а не ко второй части, а Последыш», наоборот, не к третьей, а ко второй. Но главное в другом. Если часть «Крестьянка» показывает богатырство русских крестьян, а в части «Последыш» раскрыта способность пусть временно, притворяясь, но все же терпеть положение раба, в такой последовательности нарушается внутренняя логика изображения роста политической сознательности народа. Поэтому Н. Г. Дмитриев, И. В. Шамориков, А. И. Груздев и другие исследователи предложили переставить части, т. с. печатать сначала «Последыша», а затем «Крестьянку».
Это значит, нужно возвратиться к последовательности, предложенной Некрасовым и лежащей в основе всех изданий с 1873 по 1880 г. («Пролог», и часть первая, «Последыш», «Крестьянка», «Пир — на весь мир»). Эта последовательность уже восстановлена Груздевым в двухтомном издании сочинений Некрасова, выпущенном Гослитиздатом в 1962 г. Тем самым установлена четкая внутренняя последовательность в раскрытии идеи. К главе «Помещик» тематически примыкает часть «Последыш», в котором изображается картина дальнейшего распада жизни. Развитие основного идейного содержания — распад дворянского строя и рост самосознания народа — логически продолжается в «Крестьянке», где нет уже «последыша», его спутников, где дворовые бродят по усадьбе, довершая разрушение ее бывших достопримечательностей. Все рушится, во всем хозяйстве полное запустение. Теперь на первом плане не дворовые, а крестьяне села. Мужики полны жизненных сил. Энергия крестьян порождает желание семи мужиков поискать счастливых в самой бесправной, в самой забитой части общества — среди баб. Название этой части поэмы приобретает особо важное значение — «Крестьянка».
Другое дело, что и в этой части поэмы все крестьяне, равно как и самый смелый из них Савелий, борются стихийно, непоследовательно. Они часто теряют перспективу, а иногда и веру в победу. Даже «богатырь святорусский» под конец жизни начал учить: «Как вы не бейтесь, глупые, что на роду написано, того не миновать!» В подобный этап исторического развития народ нуждался в интеллигенции, способной привнести революционное сознание в бурлящее крестьянское движение. Эта логика истории находит себе особенно яркое художественное отражение в части «Пир…», которая и должна рассматриваться как завершающая часть поэмы.
Поэма не является суммой отдельных фрагментов, допускающих различное расположение частей. Ее главнейшая художественная особенность характеризуется именно тем, что автор доводит читателя до мысли о революционной победе народа. Необходимость публикации сначала «Последыша», затем «Крестьянки» оправдывается еще авторскими пометками («Последыш», из второй части, «Крестьянка», из третьей части), подтверждается такими доказательствами: семь мужиков свое путешествие начинают ранней весной, в начале мая (первая часть), затем перед нами жаркое лето, начало июля («Последыш»), а в «Крестьянке» уже осень, идет уборка хлеба, собирают урожай овощей.
Внутренняя связь всех частей поэмы закрепляется развитием общих тем. Через все произведение проходит тема растущего гнева, выражающегося в различной степени организованности крестьян и приводящего их к сознательной борьбе за свои права. Образ народного заступника и поэтизация в конце поэмы революционной победы «рати неисчислимой» — итог сюжетного развития произведения.
«Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»»
Анализ поэмы «12»
События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.
Краткий анализ
Год написания – январь 1918 года.
История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.
Тема – революция.
Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.
Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.
Направление – символизм с реалистическими чертами.
Полный анализ
История создания
А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца.
18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.
Тема
В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.
Композиция
Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени.
Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.
Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.
Жанр
Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.
В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.
Направление
Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»).
Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.
Вывод
В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира».
Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.
Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»
А. Блок был очень строг к себе и своему творчеству, но после написания поэмы «Двенадцать» он заявил: «Я сегодня – гений». Действительно, произведение стало вершиной мастерства поэта. Несмотря на то, что на создание его ушло около месяца, произведение совершенно во всем: системе образов, художественных средствах и, наконец, композиции. Композиция в этой поэме – не только внешняя оболочка содержания, но и один из ключей к его пониманию. Поэма «Двенадцать»
А. Блока состоит из стихов, которые соединяются в единое целое образами революции и красногвардейцев, а также общей идеей. Автор не зря делит произведение на двенадцать частей. Это число является магическим для многих народов, вспомните: 12 знаков Зодиака, 12 месяцев в году, 12 апостолов, 12 евангельских поколений, 12 верховных олимпийских Богов.
Символисты считают, что это число «12» символизировало «философский камень», божественный круг, структуру мировоздания, законченность, четыре стихии. Х.Э. Керлот говорил о том, что оно означает спасение и космический порядок. Исследователи также доказали, что это число имеет круговую природу.
Если рассматривать использование магии числа в поэме А. Блока, можно утверждать, что оно символизирует спасение, ведь апостолы революции пытаются спасти старый мир, привести его новому бытию. Кроме того, в нем кодируется божественное начало, которое особо выразительно проявляется в последних строках в образе Христа. Шествие красногвардейцев, схоже на отчаянные попытки найти «философский камень», чтобы построить новый, совсем противоположный старому мир.
Даже если не вникать в дебри символики числа 12, нетрудно заметить, что деление поэмы на части позволяет автору детально остановиться на главных гранях революционной жизни. Каждый стих поэмы относительно законченный по смыслу. В первых стихотворениях поэт создает образ революции с помощью образов природы и образов старого мира, потом постепенно выводит на сцену следующих героев: Катьку, Ваньку, красногвардейцев, Христа. Каждому герою посвящен стих, а то и два.
Интересна и внутренняя структура стихов. А. Блок играет разными по количеству строк, стихотворному размеру, рифме куплетами. Такой прием позволяет воссоздать стихию революции, ее руины. Чтобы сделать акцент на главных деталях, автор прибегает к повторению строк:
Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить!
Благодаря таким повторениям, некоторые стихи напоминают строевые песни, которые красногвардейцы напевают на пути к новой жизни. Некоторые куплеты совсем незатейливые – одностишия или двустишия. Они подчеркивают какую-либо деталь или создают звуковой фон революции. Например, автор несколько раз повторяет:
Авторская речь в поэме то и дело прерывается эмоциональными диалогами, что оживляет текст, позволяет углубиться во внутреннее состояние героев.
Композиция поэмы «Двенадцать» сложная, многоуровневая, ее анализ будет неполным без символического контекста.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Почему «Двенадцать» — это эпиграф столетия? Как в поэме Блока «Двенадцать» отразилась революционная эпоха? Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа? Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
О чем поэма «12» Блока – сюжет
Действие в поэме А. Блока «Двенадцать» происходит в 1917 – 18 г.г. В центре изображения революционный Петроград, где человеческая трагедия достигла космических масштабов. Блок как яркий представитель символизма использовал художественные средства, характерные для этого направления.
Природа отражает всеобщую сумятицу. Холодно, темно, ветер сбивает с ног, скользкие дороги. Революции и война влияют на человека так же: привычный ход жизни нарушен, люди не знают, что теперь делать, куда идти, как «устоять на ногах».
По городу идет отряд из 12 человек. Цифра выбрана не случайно: Блок проводит параллель между отрядом большевиков и апостолами Христа. В отличие от апостолов этим 12 больше подошел бы бубновый туз на спину, эти люди далеки от святых, они преступники. Диалог защитников революции раскрывает их сущность. Они обсуждают жизнь Ваньки, который гуляет по кабакам, вспоминают любовницу Петрухи. Как лозунг звучат слова: «Запирайте етажи, нынче будут грабежи». Они отказались от Бога и погрязли в грехах.
В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.
Поэма «12» сочинение
Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.
Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.
Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев.
Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.
Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.
Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.
Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.
Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.
Поэма А.А.Блока «Двенадцать»
Автор: Ирина Михайлова
Идея, композиция, лексика и ритмика поэмы.
В творчестве Александра Блока нашли выражение сомнения, колебания и приступы отчаянья поэта. Но они отступили перед верой в то, что придет «новый век» и наступит настоящая «человечески-простая» жизнь. «Рано или поздно все будет «по-иному, потому что жизнь прекрасна»».
Источником спасительной веры была для Блока Россия – страна назревающей революции. Росла уверенность поэта в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.
Блок встретил революцию восторженно, заявил о своей готовности сотрудничать с большевиками. Отвечая на анкету одной из буржуазных газет о том, может ли интеллигенция работать с большевиками, он ответил: «Может и обязана». В статье «Интеллигенция и революция» он писал: «Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».
В январе 1918 г. он создал поэму «Двенадцать». Закончив ее, обычно беспощадно строгий к себе, Блок запишет в дневнике: «Сегодня я – гений». С большим поэтическим мастерством поэт запечатлел образ свободной, революционной родины. Он понял и принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в огне которого должен до тла сгореть весь старый мир.
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови – Господи, благослови!
Блок видел в революции разрушение старого мира, а будущее для него оставалось неясным. Прогнивший старый мир осужден в поэме с беспощадной суровостью и «со святой злобой».
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
Герои поэмы – 12 красногвардейцев, вышедшие из старого, разрушенного мира. Их социальная и классовая природа определена четко в поэме: это «рабочий народ». Но в героях поэмы больше от анархической «вольницы», чем от авангарда рабочего класса, который обеспечил победу революции.
Вводя в поэму образ Христа, Блок исходил из своего представления о раннем христианстве, как о великой нравственной силе, которая сокрушала языческий мир, сопоставляя распад римской империи с падением царского строя в России. Образ Христа – символ нового мира, во имя которого герои поэмы творят историческое возмездие над старым миром. Главное в поэме – это высокий революционно-романтический пафос, ощущение величия и исторического значения Октября, которым проникнута поэма. Блок не сумел до конца понять нового героя революции, но он верно отразил беззаветную преданность делу революции, беспощадность к врагам, силу и твердость. «Вдаль идут державным шагом…» — сказано в поэме о ее героях. Это и есть главное, что определяет смысл и значение поэмы «Двенадцать». На эту идею указывал и Горький. В ритмах и интонациях поэмы, в напряженности и прерывистости ее стихового темпа отозвался шум крушения старого мира, услышанный Блоком.
Новое, революционное содержание требовало новой стихотворной формы, и Блок обращается к народным, песенно-частушечным формам стиха.
Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить — Буйну голову сложить!
Он обращается к живой разговорной речи петроградской улицы:
Эй, откликнись, кто идет? Кто там машет красным флагом? Приглядись-ка, эка тьма!
к чеканному языку лозунгов и прокламаций:
Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!
Простота стиля поэмы сказалась в ее пейзаже, очерченном резко, «в две краски»: «черный вечер, белый снег». На чередовании мотивов ночной черноты и снежной вьюги строится изобразительная сторона поэмы.
Взволновавшееся до самых глубин бушующее народное море Блок рисует разными ритмами. Каждая из 12 главок написана своим размером: здесь и свободный стих, и ямб, и хорей.
Все работы этого автора
Сочинение о стихотворении Блока
Поэма «Двенадцать» — это поистине великое и уникальное произведение, оно является апогеем творчества А.А. Блока. Многие считают, что поэма посвящена переменам, коренным переломам, происходившим в стране, что это некий реквием по государству, по его устоям.
Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.
Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.
В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.
Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.
Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.
По мнению автора любой переворот обладает сильной разрушительной силой, именно поэтому показаны в произведении образы вьюги и ветра, представители всего старого не знают куда деваться, им нет места в новом мире. «Буржуй» здесь равен бездомному псу, он также никому не нужен.
Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.
В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.
В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.
Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.
Эссе по поэме Двенадцать
Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.
Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.
Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.
Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.
Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.
Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.
Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.
Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.
Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.
В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.
Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.