с какими речевыми нарушениями может сочетаться алалия тест с ответами

Содержание
  1. Что такое алалия
  2. Виды алалии
  3. Основные симптомы алалии
  4. Дифференциальная диагностика алалии и расстройств аутистического спектра в практике логопедического сопровождения
  5. С какими речевыми нарушениями может сочетаться алалия тест с ответами
  6. Ожидайте
  7. Перезвоните мне
  8. Статья:
  9. Симптомы моторной алалии
  10. ЗРР, диспраксия или алалия?
  11. Синдромы, входящие в моторную алалию
  12. Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией
  13. Задержка речевого развития у детей
  14. Оглавление
  15. Введение
  16. Определение проблемы
  17. Классификация специфических расстройств развития речи и языка (МКБ-10. F80.)
  18. F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции
  19. F80.1. Расстройство экспрессивной речи
  20. F80.2. Расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия)
  21. Нормальные сроки речевого развития
  22. Подготовительный период развития речи (от 0 до 1 года)
  23. Развитие речевого общения (с 1 года)
  24. Когда начинать беспокоиться?
  25. Истоки развития речи
  26. Когнитивное развитие речи
  27. Анатомические предпосылки развития речи
  28. Анатомо-неврологические предпосылки
  29. Анатомия речи
  30. Эмбриональное развитие
  31. Иннервация речевого аппарата
  32. Аналитические центры речи
  33. Заключение по анатомии речи
  34. Причины задержки речевого развития
  35. Нарушение течения беременности.
  36. Нарушение течения родов.
  37. Способ родоразрешения
  38. Срок родов
  39. Длительность родов
  40. Перинатальное поражение нервной системы
  41. Заключение о причинах
  42. Лечение задержки речевого развития
  43. Основные принципы
  44. Профилактика и ранее лечение задержки речевого развития
  45. Во время беременности
  46. Во время родов:
  47. В период новорожденности и грудном возрасте
  48. В подготовительном и школьном возрасте
  49. Соматическая дисфункция в структуре задержки речи у детей
  50. Об эффективности остеопатического лечения при профилактике и лечении ЗРР и осложнений перинатального периода
  51. Как проходит остеопатическое лечение при задержке речи?
  52. Заключение

Что такое алалия

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.

Виды алалии

В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.

Выделяют следующие формы алалии:

a003dc11f6250379d967a6e643fad786

Основные симптомы алалии

Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.

Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.

Для моторной алалии характерны следующие симптомы:

Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:

Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.

Источник

Дифференциальная диагностика алалии и расстройств аутистического спектра в практике логопедического сопровождения

В статье рассматривается проблема дифференциальной диагностики алалии и расстройств аутистического спектра (РАС) в процессе логопедического сопровождения. Проблема актуальна в связи с увеличением количества детей, имеющих в структуре дефекта сложный комплекс нарушений, затрудняющих постановку психологопедагогического и логопедического заключения и выбор образовательного маршрута. Поскольку алалия у детей зачастую осложняется расстройствами эмоционально-волевой сферы и нарушениями поведения, а расстройства аутистического спектра выраженным недоразвитием речи и артикуляционной апраксией, особое значение приобретает выделение критериев, на которые логопед может ориентироваться в процессе обоснования логопедического заключения. Особое значение приобретают оценка средств невербальной коммуникации, характер эхолалии, соотношение диалогической и монологической форм связной речи, состояние просодической стороны речи. Данные критерии оказываются значимыми для других специалистов (психологов, неврологов, педагогов) и обеспечивают подбор эффективных методов и путей коррекционно-развивающей работы.

В последние десятилетия в практике логопедического сопровождения отмечается изменение контингента детей. Увеличилось количество детей, для которых характерно сочетание нескольких речевых нарушений первичного характера. Так значительный процент детей с алалией имеет смешанную ее форму моторную с сенсорным компонентом. В то же время все больше обращений с целью проведения логопедической диагностики и коррекции связано с наличием у ребенка сложной структуры дефекта, в которой нарушения речи сочетаются с другими отклонениями развития. В частности для ряда детей с расстройствами аутистического спектра характерно недоразвитие речи в сочетании с артикуляционной апраксией. Дети обеих обозначенных групп в раннем и младшем дошкольном возрасте имеют ряд сходных проявлений: не понимают или плохо понимают обращенную речь, не владеют экспрессивной речью, имеют признаки полевого поведения, склонны к агрессии и негативным эмоциональным проявлениям.

Описанные выше случаи отклоняющегося развития у детей вызывают у логопедов, психологов, неврологов ряд трудностей в определении ведущего дефекта (особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте) в процессе первичной диагностики. Эти трудности определяются, во-первых, невозможностью установления контакта с ребенком за ограниченное количество времени, во-вторых, выраженными затруднениями ребенка во включении в целенаправленную деятельность. Как у детей со смешанной алалией, так и у детей с РАС к указанным выше трудностям приводят: несформированность регулирующей функции речи в связи с недоразвитием не только экспрессивной, но и импрессивной речи; дефицит функций внимания; эмоциональная лабильность; импульсивность поведения. Таким образом, дифференциальная диагностика двух указанных выше форм отклоняющегося развития становится возможна только в процессе динамической диагностики в процессе реализации коррекционно-развивающей работы. Сроки возможности получения объективной информации о ребенке зависят от его индивидуальных особенностей и возможностей. В среднем в процессе систематических занятий на протяжении одного – трех месяцев удается оценить основные критерии, значимые для дифференциальной диагностики.

Остановимся на описании тех критериев дифференциальной диагностики, качественная характеристика которых составляет профессиональную компетентность логопеда и позволяет разграничить на начальных этапах логопедического сопровождения проявления смешанной алалии и РАС.

Первым таким критерием является раннее речевое развитие ребенка. При РАС раннее речевое развитие у разных детей протекает вариативно. Отмечается и нормальное по срокам раннее речевое развитие, и задержанное, и с опережением. В большинстве случаев РАС родители говорят о наличии в раннем речевом развитии ребенка остановки с последующим регрессом речевых навыков. При алалии раннее речевое развитие (особенно переход к мелодическому лепету, накопление первоначального словаря и овладение фразой) всегда задержано.

Первые слова и фразы аутичного ребенка являются по сути эхолаличным повторением слов и фраз из мультфильмов, детских стихов и песен, компьютерных игр [1]. Такие слова и фразы не несут коммуникативной направленности и оторваны от потребностей маленького ребенка. Эхолалии ребенка с РАС практически всегда являются отсроченными во времени и носят характер аутостимуляции. В процессе логопедической работы аутичный ребенок постепенно переходит к повторению слов и фраз за логопедом, этот этап можно считать прорывом и обязательным условием для дальнейшего речевого развития, но использование слов, которые ребенок начал повторять, в целях коммуникации процесс длительный и сложный. Первые слова ребенка с алалией хоть и появляются с задержкой относительно сроков нормативного речевого развития, всегда используются в коммуникативных целях. У ребенка со смешанной сенсомотороной алалией также может наблюдаться эхолалия, но она имеет качественное отличие от эхолалии ребенка с РАС. Алалик чаще воспроизводит за взрослым слова из непосредственно воспринимаемых в данный момент фраз (или саму фразу, или вопрос) и использует их в коммуникативных целях. Такая эхолалия является следствием нарушения операций восприятия и порождения речи и компенсирует выраженные трудности ребенка в выборе и комбинировании речевых единиц.

Вторым значимым критерием является использование невербальных средств коммуникации. Дети с РАС в раннем и младшем дошкольном возрасте не используют жесты и мимику в целях коммуникации, а обучение детей данной категории кивку головой с целью выражения согласия, поворотам головы из стороны в сторону с целью выражения несогласия и указательному жесту требует длительного времени и постоянного закрепления в различных ситуациях. Дети с алалией, как правило, самостоятельно и в короткие сроки переходят к использованию не только естественных жестов, но и создают собственные изобразительные жесты с целью компенсации дефицита речевых средств. Например: ребенок с алалией хочет попросить у логопеда игрушечную овечку, но вследствие артикуляционной апраксии вместо звукоподражания «бе» воспроизводит «ме». Логопед дает ребенку игрушечную козу, ребенок в знак несогласия поворачивает головой из стороны в сторону и начинает вращательными движениями указательного пальца над головой изображать кудряшки, из чего становится понятно, что он просит овечку.

В процессе длительного логопедического сопровождения (как правило, в течение года логопедической работы) у детей, способных овладеть активной речью (дети, относящиеся к 3 и 4 группе аутичных детей по классификации О.С Никольской, и все дети с сенсомоторной алалией, не осложненной интеллектуальной недостаточностью), становится возможным оценить традиционные для логопедической диагностики критерии. Такие как: состояние словарного запаса, грамматический строй речи, фонематическое восприятие, звукослоговую структура слова, просодическую сторону речи. Необходимо остановится на качественном своеобразии названных критериев у детей рассматриваемых категорий.

У детей с сенсомоторной алалией словарный запас формируется медленно, как и способность к овладению обобщающими понятиями. Дефицит словарного запаса проявляется в большом количестве словесных замен в собственных высказываниях детей [2]. Стойкие и грубые ошибки звукослогового оформления всегда характерны для детей с алалией. В словах сложного звукослогового состава дети данной категории всегда допускают больше ошибок, чем в простых словах.

Овладение грамматическим строем речи представляет выраженные трудности как для детей с РАС, так и для детей с алалией. Поэтому проследить специфические особенности каждой категории детей можно на характере допускаемых ошибок. Для обеих категорий детей характерны разнообразные аграмматизмы синтаксического и морфологического характера. Специфической же особенностью аутичных детей являются ошибки в употреблении личных местоимений и категории рода: «арбуза зеленая», «мальчик съела горькое лекарство», «Катя завязал шарф, а Дима одела сапоги». Еще одной особенностью детей с РАС является длительный период использования стереотипных фраз, являющихся эхолалиями [1].

В период овладения фразовой речью становятся очевидны и различия в использовании просодических средств речи детьми с РАС и алалией. Дети с РАС, используя стереотипные фразы, копируют интонацию, темп, ритм и даже тембр того человека, у которого данная фраза заимствована. В собственных высказываниях может отмечаться замедление или ускорение темпа речи, скандированность, повышение голоса к концу фразы. У детей с алалией, несмотря на речевые трудности в построении фраз, интонационное оформление адекватно цели высказывания.

Фонематическое восприятие у детей с РАС, как правило, не имеет грубых нарушений, в то время как у детей с сенсомоторной алалией фонематический дефект выражен в значительной степени.

У детей с РАС встречаются различные варианты нарушенного произношения (отсутствие, искажения, замены и смешения звуков), что может быть обусловлено различными причинами: позднее развитие речи, артикуляционная апраксия, нерезко выраженные нарушения тонуса артикуляционных мышц. Для детей с сенсомоторной алалией, не осложненной другими нарушениями речи (дислалия, дизартрия), в большей степени характерны замены звуков по артикуляционным и акустическим признакам, что обусловлено сочетанием артикуляционной апраксии с нарушениями фонематического восприятия [2]. Овладение связной речью также имеет специфические различия у детей с РАС и сенсомотороной алалией. Дети с РАС при достаточном уровне речевого развития способны многократно пересказывать любимые сказки или рассказы, строить монологические высказывания на аффективно значимые темы. Но такие монологи не направлены на собеседника и носят характер аутостимуляции. К гибкому диалогу такие дети не способны. У детей с алалией отмечается противоположная тенденция, диалогической формой речи эти дети овладевают значительно раньше и активно пользуются в целях общения.

Овладение полноценной монологической речью детьми с алалией, процесс, требующий длительной и систематической работы.

Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить следующее: дифференциальная диагностика сенсомоторной алалии и РАС бывает затруднена на этапе первичной диагностики, но динамическая оценка в процессе логопедического сопровождения качественных особенностей овладения речевыми средствами и их использования в коммуникации позволяет разграничить у детей первичную речевую недостаточность и нарушения аутистического спектра.

[1] Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 208 с.

[2] Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Е.В. Долганюк, И.И. Васильева, Е.А. Конышева, М.Е. Касаткина, Н.В. Филиппова, Е.С. Платонова. СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.

Ответственный за размещение материала — М.Ю.Спичак, методист

Источник

С какими речевыми нарушениями может сочетаться алалия тест с ответами

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

s1277700

Аннотация: Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что ее можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Статья:

Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что ее можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.

Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.

Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес., и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.

Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.

Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».

Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.

При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).

Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:

При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.

Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.

Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.

Симптомы моторной алалии

В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].

Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.

ЗРР, диспраксия или алалия?

Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.

В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».

Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.

Синдромы, входящие в моторную алалию

Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Давайте разбираться, что же в него входит.

У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.

Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией

Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.

Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:

Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.

На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.

Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!

Источник

Задержка речевого развития у детей

Оглавление

Введение

Задержка развития речи у детей – это частая проблема, с которой ко мне обращаются родители. В возрасте от 2 до 5 лет именно задержка речи является самой частой причиной обращения к врачу остеопату.

Почему именно в этом возрасте? Развитие речи имеет несколько этапов. Так к возрасту 1 года мы ждем, что ребенок будет произносить несколько упрощенных слов, к возрасту 1,5-2 лет появления простых предложений из 2-х слов. Именно этот момент многие родители ждут и считают важной оценкой развития речи.

Отсутствие речи к 2-м годам начинает беспокоить родителей. Но более “начитанные” знают, что речевое развитие имеет широкие границы своего становления. И допустимым считается 2 стандартных отклонения в норме развития речи [1]… И начинают беспокоится, если речь не появилась к 3-м годам.

Действительно, часто так и случается. По двум причинам: во-первых, возможны индивидуальные особенности развития речи, которые совершенно нормальны и не связаны с проблемами, во-вторых: речь является важным мыслительным, социальным навыком, основой психической и высшей нервной деятельности, и развитие речи обусловлено генетически, поэтому в случае задержки речевого развития в силу каких-либо причин, в возрасте около 3-х лет они часто находят адаптации, с целью реализации базового навыка.

Что я имею ввиду? Что в том случае, когда имеет место быть задержка речевого развития, и речь появляется в более позднем периоде, те проблемы, которые вызывали задержку, остаются нерешенными и проявляются в виде других проблем.

Поздние нарушения включают [1]:

Сопутствующие проблемы:

Поэтому давайте более подробно обсудим, что такое речь у детей, какие нормы ее развития, причины задержки и способы профилактики и лечения проблемы.

Определение проблемы

Нарушения речи у детей широко распространены. По данным Министерства здравоохранения РФ, те или иные проблемы имеют до 30 % детей раннего возраста, 20–25 % детей дошкольного возраста, 10–15 % детей 7–13 лет. [2]

Принято выделять непосредственно нарушения речевого развития. (МКБ-10. F80. Специфические расстройства развития речи и языка) Нарушения речевого развития характеризуются недоразвитием вербального интеллекта по сравнению с другими когнитивными функциями. И отсутствует связь с другими заболеваниями.

Специфическое расстройство развития речи (CРРР) – нарушение развития речи, которое рассматривается как нарушение, не вызванное неврологической и иной мозговой патологией, психологической травмой, нарушением слуха или интеллектуальным дефицитом.(Leonard L.B., 2014). В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением остроты слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией. [3].

Общее недоразвитие речи – задержка речевого развития у ребенка с нормальным интеллектом.

Системное недоразвитие речи – нарушение речи на фоне недоразвития других высших психических функций.

В контексте данной статьи мы будем рассматривать именно специфическое расстройства речи и языка. Такой подход отвечает во-первых тем, что это наиболее часто встречающаяся проблема, среди всех причин задержки речи, которая хорошо поддается остеопатическому лечению. Во-вторых при должной диагностике данный диагноз исключает другие заболевания, требующего иного подхода и лечения.

Классификация специфических расстройств развития речи и языка (МКБ-10. F80.)

F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции

Дизартрия – нарушение тонуса речедвигательных мышц, которое характеризуется наличием артикуляционных расстройств.

В зависимости от вида преобладающего мышечного тонуса выделяют дизартрию спастическую, гиперкинетическую, гипотоническую и атактическую. Все перечисленные виды дизартрий входят в симптомокомплекс бульбарного или псевдобульбарного синдрома.

F80.1. Расстройство экспрессивной речи

Алалия – нарушение речевого развития в результате несформированности функции речи в коре большого

Моторная алалия – отсутствие активной речи у человека с развитым пассивным словарным запасом и ненарушенным объемом

Сенсорная алалия – неспособность воспринимать и понимать обращенную речь.

Тотальная (сенсомоторная) алалия – нарушение восприятия и воспроизведения речи.

При всех видах алалии тонус мышц языка, глотки, гортани и мимических мышц, как правило, не нарушен.

Разница между речью при алалии и речью при дизартрии.

При дизартрии ребенок произносит и повторяет все слова, но с нарушением артикуляции, нечетко, заикается, шепелявит. Нередко понять такую речь могут только родители. При алалии уменьшено количество употребляемых слов и укорочены фразы

(если они сформированы). Письменная речь также нарушается, характеризуется аграмматизмами.

F80.2. Расстройство рецептивной речи (сенсорная алалия)

Сенсорная алалия – специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, экспрессивная речь также заметно нарушена, нередким является дефект словесно-звукового произношения

Диагностические критерии:

Нормальные сроки речевого развития

Подготовительный период развития речи (от 0 до 1 года)

С первых месяцев жизни дети начинают тренировать свой речевой аппарат. Постепенно происходит приобретение новых навыков:

На этом этапе речь для малыша является игрой и он на протяжении долгого времени может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Происходит активное формирования понимания речи.

До 1,5 лет важным показателем развития является не столько произношение, сколько понимание обращенной речи. Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, понимать обращенную речь, выполнять простые команды, знать название многих предметов и животных.

Развитие речевого общения (с 1 года)

На 2-м году жизни слова и сочетания звуков для ребенка становятся средством речевого общения. Происходит формирования экспрессивной речи.

В возрасте от 8 до 18 месяцев появляются первые осмысленные слова. До 1,5 речь ребенок преимущественно учится понимать речь.

С 1,5 до 2-х лет у ребенка появляются фразы из 2-х слов.

С 2 до 2,5 лет – из трех слов. С 3-4 лет – из четырех слов и более. [4]

Когда начинать беспокоиться?

Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются заговорить в 2—2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше.

На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в 1 год — ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на 2-м году — отсутствие интереса к речевой активности, роста пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке. На 3—4-м годах жизни высокую настороженность должны вызывать такие проявления: ребенок не обращается к взрослым с вопросами или за помощью, не пользуется речью. Словарный запас ограничен, не может назвать известные ему предметы. Не отвечает на простые вопросы. Речь ребенка непонятна для окружающих и он старается дополнять ее жестами, либо проявляет безразличие к тому, понимают ли его другие люди. У ребенка отсутствует желание повторять за взрослыми слова и фразы, или он делает это неохотно. [4]

Истоки развития речи

Когнитивное развитие речи

Развитие речи, как в общем развитие человека, можно проследить исходя из его эмбрионального развития и созревания различных отделов нервной системы, так и филогенетического развития (эволюционного развития человека как вида).

В нашем контексте прежде всего представляет интерес то, что развитие и речь у детей имеет многоуровневую структуру, отражающей подобно кольцам дерева, этапы когнитивного и речевого развития [5].

Так в возрасте от 0 до 6 месяцев мир ребенка целостен, его речь нечленораздельна (лепет). В процессе когнитивного развития (развитие мыслительных процессов) (от 7-8 месяцев до 1,5 лет) возникает второй уровень, на котором мир дифференцирован и состоит из отдельных объектов, и речь ребенка становится членораздельной. С 1,5 до 2-х лет с появлением третьего уровня представления мира, где каждая ситуация представляется отдельными предметами, возникает «телеграфная речь».

С конца 2-го по начало 3-го года жизни наступает важнейший «человеческий» этап когнитивного развития ребенка. С этого периода у ребенка развивается способность представлять мир не как состоящих из отдельных предметов, а когда целостные предметы представлены связанными между собой отдельными составляющими и представляют целостную систему. Именно этот этап отличает человека от антропоида, который останавливается в своем развитии на описанном третьем уровне представления мира.

Характерным для этого этапа является «языковой взрыв» – стремительное развитие речи ребенка, когда в течение нескольких месяцев (в крайнем случае, до 4-х лет), речь состоящей до этого из 2-3 сложных фраз («телеграфная речь»), превращается в свободную, грамматически правильную, а также скачкообразно расширяется словарный запас. [5]

Именно на фоне этого скачка в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, происходит «запуск речи» на фоне возникающей потребности у ребенка в более сложном описании его представлений мира, и потребности взаимодействия с ним…

Анатомические предпосылки развития речи

Однако помимо развития познавательной и логической сферы, не меньшее значение следует придавать анатомическим изменениям, которые исторически привели к развитию современной речи.

К таким предпосылкам можно отнести следующие анатомические изменения: увеличение размеров черепа, прямохождение (дающее совершенно новые возможности в координации и работе речевого аппарата), увеличение размера и диаметра канала подъязычного нерва (создание обширной иннервации для обеспечения дифференцированных движений языка) и другие… [6]

Интересным примером служит изменение строения гортани.

Так в 40-е годы в Йельском приматологическом центре пытались приучить шимпанзе говорить. В результате обучения словарный запас составил 4 слова. Ученые предположили, что виной такому низкому словарному запасу является строение гортани, которое заметно отличается от строения гортани у человека.

Чтобы показать эту связь, в 60-е годы, супруги Гарднеры стали обучать шимпанзе языку глухонемых (язык жестов, где каждый жест обозначает какое-либо понятие). За 3 года обучаемая шимпанзе освоила около 700 понятий, составляла предложения, шутила, ругалась… [7]

Данная информация имеет свое клиническое значение, с которое мы рассмотрим в дальнейшем. Так нарушение функции работы в нарушении глотки и гортани снижает возможности своевременного речевого развития. И во время лечения необходимо уделять внимание анатомическим предпосылкам развития речи.

Анатомо-неврологические предпосылки

Эволюция звуков речи показывает нам, в каком направлении идет созревание нервной системы и речевого аппарата у ребенка.

Вполне можно предположить, что эволюция звуков речи шла в том же направлении и носители изначального языка старались заменить вокализации, доставшиеся им в наследство от животных предков, артикуляциями, созданными специально для языковых целей.

Исторические данные недвусмысленны. Артикуляции постоянно движутся от гортани и прилегающих частей речевого тракта к центральным и передним частям ротовой полости. Это развитие особенно хорошо видно в индоевропейских языках, чья праязыковая система изобиловала глоттализованными и придыхательными согласными, а также плохо определенными, но почти повсеместно встречающимися ларингалами. Все они по большей части исчезли. В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.

%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8C

В то время как основным усовершенствованием был сдвиг артикуляций из области голосовых связок к центральной и передней части ротовой полости, говорящие также учились обогащать свою палитру речевых звуков.

Это изменение легко объяснимо. Поскольку простые смычные и фрикативные более функциональны — они могут встречаться практически в любом месте слога — и поскольку они связаны с более простыми нервно-мышечными программами, они предоставляют важные адаптивные преимущества, и становится понятно, почему они одержали победу над своими менее удобными и гораздо более затратными предшественниками. [8]

С точки зрения анатомии мы видим, что развитие артикуляций движется в направлении от каудальных черепных нервов к цефалическим, а также взаимодействия с высшими кортикальными центрами и корой головного мозга. При этом немаловажную роль следует отводить анатомическим нормам развития объема головного мозга, положения костей черепа, состояния черепных швов, отверстий основания черепа, которые нередко нарушаются во время осложнений внутриутробного развития, родовых травм. И эту информацию необходимо учитывать при оценке и лечении речевого развития у детей…

Анатомия речи

Я не буду останавливаться на этом вопросе подробно. Мы обсудим отдельные моменты имеющие наибольшую клиническую значимость.

Эмбриональное развитие

При рассмотрении эмбрионального развития проще понять взаимосвязь между разными элементами, обеспечивающими речь.

Жаберные дуги

Во время внутриутробного развития формирующийся речевой аппарат и нервная система имеют тесные взаимосвязи в составе жаберных дуг (аналог хрящевого жаберного скелета у рыб, а также основа формирования лицевой части головы у человека).

%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D0%B4%D1%83%D0%B3%D0%B8

Эволюция жаберных щелей представляет собой одну из самых увлекательных глав сравнительной анатомии позвоночных животных. С жаберными щелями связано развитие важнейших структур в челюстном аппарате, органах чувств и кровеносной системе.

Хрящевые зачатки жаберных дуг дают важнейшие элементы скелета человека — челюсти, слуховые косточки, шиловидный отросток височной кости и хрящи гортани.

У наземных позвоночных во взрослом состоянии жаберных щелей нет, но элементы жаберного скелета, естественно, сохраняются. У человека они превращаются в слуховые косточки — стремечко, а полости становится полостью среднего уха. Скелет последующих жаберных щелей превращается в подъязычный аппарат, щитовидные хрящи, хрящи гортани и трахеи. Жаберные кровеносные дуги водных позвоночных преобразуются у наземных в главные сосуды кровеносной системы — сонные артерии, дуги аорты и легочные артерии. [9]

Первая жаберная дуга (висцеральная – мандибулярная)

Кости происходящие из первой жаберной дуги:

Мышцы происходящие из первой жаберной дуги: жевательные мышцы; челюстно-подъязычная; переднее брюшко двубрюшной мышцы; мышца, напрягающая барабанную перепонку; мышца, напрягающая мягкое нёбо.

V пара лицевых нервов (тройничный нерв) обеспечивает иннервацию производных первой жаберной дуги.

Вторая жаберная дуга (висцеральная – гиоидная)

Кости происходящие из второй жаберной дуги:

Мышцы происходящие из второй жаберной дуги: мимические мышцы (в т.ч. m. platysma); шилоподъязычная мышца; заднее брюшко двубрюшной мышцы; стременная мышца.

VII пара лицевых нервов (лицевой нерв) обеспечивает иннервацию производных второй жаберной дуги.

Третья жаберная дуга

Кости происходящие из третьей жаберной дуги:

Мышцы происходящие из третьей жаберной дуги: мышцы гортани и глотки.

IХ пара лицевых нервов (языкоглоточный нерв) обеспечивает иннервацию производных третьей жаберной дуги.

Вывод по жаберным дугам

На примере жаберных дуг хорошо видно, что наибольшую роль в начальном развитии речи играет производные третьей и второй жаберных дуг. Так гортанные звуки (более древние) в большей мере связаны с 3-й жаберной дугой и языкоглоточным нервом, а передние звуки со 2-й жаберной дугой и лицевым нервом.

Иннервация речевого аппарата

Наибольшее значение в моторном (двигательном) компоненте речи обеспечивают V, VII, XI пары черепных нервов (производные 1, 2, 3 жаберных дуг). V пара (тройничный нерв) отвечает за движения нижней челюсти, VII пара (лицевой нерв) за движения мимических мышц, IX пара (языкоглоточный нерв).

Выраженное нарушение в работе этих нервов или надъядерных путей приводит к бульбарному или пседобульбарному синдромам, характеризующимися моторными нарушениями речи. Несомненно, что даже незначительные нарушения кровообращения, ликвородинамики к области этих нервов, также могут снижать качество их работы и приводить к затруднениям речевого развития у детей.

Большую ценность при задержке речевого развития у детей имеет локализация черепных ядер в области 4-го желудочка головного мозга, а также пути прохождения нервов к иннервируемым мышцам.

Аналитические центры речи

Несмотря на то, что и в настоящее время мы используем в своей работе некоторые компоненты этой модели, к настоящему времени стало понятно, что в основе человеческого языка лежат различные области коры головного мозга (а также подкорковые структуры). Восприятие и воспроизведение речи динамично связаны друг с другом, поэтому, по всей видимости, активность конкретной нейронной цепи определяет то, что происходит в настоящий момент (восприятие или воспроизведение).

Знание функции и анатомии головного мозга позволяет оказывает более точную диагностику тех или иных затруднений развития речи и делает лечение более эффективным.

Заключение по анатомии речи

Анатомия речи позволяет врачу выявить уровень на котором возникают препятствия для речевого развития и провести локальную работу по устранению этих препятствий.

Отличительной особенностью остеопатии как раз является возможность оценить локальные нарушения. Так, методами классической медицинской диагностики можно оценить кровоток в позвоночных артериях, электрическую активность мозга, провести МРТ исследование, аудиоскрининг. Это имеет большое значение для выявления грубой патологии, но практически безрезультатно при специфической задержке речевого развития.

Однако во время остеопатического осмотра часто выявляются ограничения подвижности в шейном отделе позвоночника, блоки швов черепа, которые ограничивают динамику и питание клеток головного мозга, ограничение на уровне эмбрионального развития нервной системы. И именно эти знания и специфические техники коррекции позволяют достигать высоких результатов лечения задержки речи методом остеопатии.

Причины задержки речевого развития

В начале статьи мы уже говорили о том, что мы обсуждаем специфическую задержку речевого развития, которая встречается наиболее часто и включает общее недоразвитие речи, дизартрии, алалию, нарушение звукопроизношения и артикуляции.

В настоящее время перинатальная гипоксия рассматривается в качестве одного из основных патогенетических факторов повреждения мозга плода и новорожденного, составляя 60-80% всей неврологической патологии. Абсолютное большинство детей с нарушениями речи имеют в анамнезе родовую травму – асфиксию новорожденных [10]. Наиболее чувствительными и ранимыми по отношению к асфиксии являются пирамидальные клетки двигательной зоны коры головного мозга, что является причиной моторных нарушений у детей. [3]

Вредности антенатального, перинатального и раннего постнатального периодов встречаются у детей с речевыми расстройствами в 75-85% случаев. Они представлены следующими осложнениями: токсикозами беременности, угрожающими выкидышами вследствие резус-конфликта, соматическими заболеваниями, недоношенностью, нейроинфекциями, травмами головы [11]. Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [12]. Родовая травма встречается у 47% детей с выраженными речевыми нарушениями [13]. У детей, родившихся в тяжелой асфиксии, сроки проявления первого лепета и первых слов запаздывают на 3-6 месяцев [3, 14].

У детей с общим нарушением речи выделяются следующие отягощяющие факторы со стороны акушерского анамнеза:

Рассмотрим более подробно факторы со стороны матери и ребенка, наличие которых повышает риск задержки речи у детей…

Нарушение течения беременности.

Нарушение течения родов.

Способ родоразрешения

Срок родов

При слишком ранних родах ребенок может родиться с незрелой нервной системой, что может негативно сказаться на темпах его развития. Помимо этого ранние роды часто связаны с патологией плода или матери. Дети рожденные на раннем сроке требуют дополнительного внимания со стороны врачей в период новорожденности и в грудном возрасте.

Длительность родов

Период родов определяет в будущем здоровье ребенка, его умственное и психическое развитие и склонность к тем или иным хроническим заболеваниям. [18]. Стремительные или затяжные роды приводят к травматизму, отрицательно влияющая особенно на новорожденного. При аномалиях родовой деятельности необходимо поведение профилактических мероприятий. [19]

Перинатальное поражение нервной системы

«Значительная часть неврологических расстройств у новорожденных связана с гипоксически-ишемическими поражениями центральной нервной системы (ГИП ЦНС), доля которых составляет 60–80 % всех поражений ЦНС, развивающихся в этот период жизни. Исходы гипоксически-ишемических поражений ЦНС проявляются в виде минимальных мозговых дисфункций, а также грубых двигательных расстройств при ДЦП.» [20]

Заключение о причинах

Обсуждая возможные причины задержки речи, важно помнить, что речь – это неотъемлемый социальный навык для современного человека. Его можно сравнить с мышлением, двигательными навыками, характеристиками физического развития и другими генетическими программами. То есть развитие речи, при наличии нормальных условий для этого (как физических, так и социальных), происходит автоматически.

То есть при задержке речевого развития у ребенка фактически здоровый мозг, который находится в неблагоприятных условиях. И гипоксически-ишемическое поражение, то есть снижение питания мозга, имеет центральное значение при задержке речи [20]

Какие условия нужны для достаточного питания мозга?

Классический подход улучшение питания нервной клетки основывается на назначении ноотропных, сосудистых препаратов, комплекса витаминов, и др. физических методов лечения.

Но! Исходя из практики, у детей редко бывают метаболические нарушения (нарушение питания, недостаток витаминов) – спасибо сбалансированному детскому питанию. Поэтому полагая, что насыщая кровь витаминами или увеличивая поступление крови ко всем клеткам головного мозга мы решим проблемы с речью – это упрощенная модель. Я вижу, что чаще проблема связанна с доставкой питания, ишимизации отдельных структур головного мозга. Причина которой кроется в соматической дисфункции региона черепа и шейного отдела позвоночника.

Лечение задержки речевого развития

Основные принципы

В своей работе я отдаю предпочтение методу остеопатии. То есть мягкому, специфическому методу лечения, направленному на улучшения питания и динамики ограниченных отделов головного мозга, ядер и черепных нервов. Таким образом удается избежать или минимизировать (иногда лекарственная терапия показана после проведения курса остеопатии) побочные эффекты от лекарственной терапии. А также устранение причины, приводящей к нарушению доставки, также имеет более хорошие долгосрочные перспективы.

Профилактика и ранее лечение задержки речевого развития

Не вызывает сомнения, что необходимо лечить задержку речи, если она имеет место быть.

Важно начинать профилактику задержки речи и других неврологических и соматических нарушений как можно раньше. Мы уже обсуждали, что при некоторых осложнениях беременности и родов достаточно высокие риски развития ЗРР у детей. Такие состояния относятся к группе риска и в этом случае рекомендовано заниматься профилактикой и лечением.

Давайте еще раз обсудим при наличии каких проблем (текущих или в анамнезе) следует обратиться к врачу (остеопату):

Во время беременности

Во время родов:

В период новорожденности и грудном возрасте

В подготовительном и школьном возрасте

Соматическая дисфункция в структуре задержки речи у детей

Соматическая дисфункция – это функциональное нарушение, проявляющееся биомеханическими, ритмогенными и нейродинамическими компонентами.

То есть соматическая дисфункция лежит в основе ограничения в нормальной функции.

В случае с задержкой речевого развития показано, что в случае задержки речи у 93,3% детей выявлены локальные соматически дисфункции на уровне С0-С1 (затылочная кость – первый шейный позвонок), соматические дисфункции гортанно-глоточного комплекса у 90% детей, области головы (31%), области шеи (34%). [15]

Остеопатическое лечение является эффективным методом устранения соматических дисфункций и должно включаться с схемы лечения задержки речи у детей.

Помимо этого исправление соматических дисфункций способствует благоприятному течению беременности и родов, что также снижает травматизм детей.

Об эффективности остеопатического лечения при профилактике и лечении ЗРР и осложнений перинатального периода

Остеопатическое лечение является естественным, безмедикаментозным методом лечения. Остеопатическое лечение основывается на устранении соматических дисфункций, препятствующих нормальному кровообращению, ликвородинамике, биомеханике различных регионов тела.

Современная оценка эффективности остеопатического лечения показывает следующие результаты. Следует отметить, что данный список далеко не полный, а также не для всех проблем проводилась оценка эффективности остеопатического лечения.

В период беременности.

Остеопатическое лечение достоверно эффективно для уменьшения выраженности боли в спине [21], снижает отеки, снижает вероятность преждевременных родов, уменьшает степень дисфункции крестцово-подвздошных суставов [22], снижает частоту возникновения фетоплацентарной недостаточности [16].

Остеопатическое лечение снижает необходимость применения лекарственных средств, с присущими им побочными эффектами. Однако следует заметить, что в некоторых случаях показано совместное лечение методами остеопатии и классической медицины.

В период родов.

Снижает вероятность наличия мекониальных оклоплодных вод, способствует нормализации продолжительности родов [18, 21], уменьшает необходимость использования щипцов во время родов [21]. У рожениц, прошедших курс остеопатической коррекции, снижается вероятность необходимости кесарево сечения [18].

Остеопатия для детей с ЗРР

Остеопатическое лечение показывает свою эффективность в комплексной реабилитации детей речевых нарушений у детей дошкольного возраста [24, 30], в том числе заикания [25].

Особо следует отметить, что остеопатическое лечение положительно влияет на реабилитацию детей с гипоксически-ишемическими поражениями нервной системы (ППЦНС) [20, 28, 31], а также при перинатальной энцефалопатии у недоношенных детей [27]. Показано положительное влияние при лечении псевдобульбарной дизартрии [29].

Остеопатическое лечение повышает эффективность лечения детей с гипертензионно-гидроцефальным синдромом [23, 26].

Как проходит остеопатическое лечение при задержке речи?

Первое посещение остеопата включает в себя беседу с родителями, сбор истории беременности и родов, этапов речевого развития ребенка, обсуждение текущих жалоб. Оценка медицинской документации (выписная справка из роддома, заключения специалистов, результаты исследований) также позволяют составить более полную картину проблемы.

Чтобы оценить наличие соматических дисфункций на приеме проводятся специфические мануальные тесты.

После осмотра общая картина состояния ребенка позволяет составить план лечения.

Согласно приведенным исследованиям, в случае задержки речи, для достижения значимого результата может потребоваться от 3 до 8 сеансов остеопатического лечения. Однако в дальнейшем, при желании со стороны родителей, для еще большего эффекта и профилактики трудностей связанных с ростом рекомендуется профилактическое остеопатическое лечение с меньшими интервалами.

Остеопатическое лечение является максимально бережным и безболезненным. В редких случаях, при наличии выраженного мышечного гипертонуса, ребенок может чувствовать дискомфорт, на первых сеансах.

Заключение

Задержка речи является значимой проблемой в связи с большой ролью для развития интеллекта и развития социальных навыков. Задержка речи часто является показателем последствий неблагоприятного воздействия во время беременности или родов. И даже в случае самостоятельного появления речи с задержкой. Такое развитие может готовить о том, что у ребенка есть последствия гипоксии головного мозга, соматические дисфункции, которые требуют профилактического и лечебного ухода. Такие дисфункции могут проявиться в дальнейшем (наиболее часто в возрасте около 7-8 лет, а также в школьном возрасте).

Я отдаю предпочтение методу остеопатии, ввиду положительного эффекта зачастую превосходящие возможности медикаментозной терапии, отсутствием побочных эффектов, а также хорошим долгосрочным прогнозом на работу нервной системы и развитие ребенка.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector