- Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема воспитания?Как отцовское напутствие повлияло на дальнейшую судьбу героя? (ЕГЭ по литературе)
- 9. Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории? (ЕГЭ по литературе)
- Какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события и в чем их можно сопоставить с «Капитанской дочкой»? (ЕГЭ по литературе)
- В каких произведениях русских писателей представлены отношения родителей и детей и в чём их можно сопоставить «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина? (ЕГЭ по литературе)
- С какими произведениями можно сопоставить капитанскую дочку
Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема воспитания?Как отцовское напутствие повлияло на дальнейшую судьбу героя? (ЕГЭ по литературе)
Во многих произведениях отечественной классики звучит тема воспитания.
1) Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Различие: Простакова не учит своего сына ничему хорошему, он перенимает от матери лишь невежество, жестокость, жадность, отец Гринева же смог привить сыну лучшие качества, такие как благородность, честность, преданность родине.
2) И.А. Гончаров «Обломов»
Сходство: В обоих произведениях родители очень любят своих детей, детские годы сыновей беззаботны, полны счастья. Так, юные годы обломова описаны в его сне: он вспоминает, как его опекали, как много было родительской любви и всеобщего внимания к нему, как лениво и бкзмятежно протекала жизнь в Обломовке.
Различие: Гончаров описывает пагубное влияние чрезмерной родительской опеки, из-за которой Обломов стал таким ленивым, потерял интерес ко всему происходящему вокруг.
Гринев же смог стать достойным человеком благодаря правильному воспитанию.
Как отцовское напутствие повлияло на дальнейшую судьбу героя?
Анализируя данный фрагмент, мы понимаем, как отцовское напутствие повлияло на дальнейшую судьбу героя.
Во-первых, Гринев, следуя указу отца, всегда оставался честным и благородным, ни разу не поступил не по совести: «береги платье снову, а честь смолоду».
Во-вторых, на службе Гринев действительно ведет себя так, как завещал отец: «Служи верно, кому присягнешь». Когда Пугачев предлагает герою перейти на его сторону, Петр отказывается, объясняя это тем, что присягнул императрице.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
9. Что сближает с романом «Капитанская дочка» другие произведения отечественной классики, посвященные крупным событиям русской истории? (ЕГЭ по литературе)
Крупным событиям русской истории также посвящены такие произведения, как «Война и мир» Л. Н. Толстого и «Судьба человека» М. А. Шолохова.
В романе-эпопее, как и в «Капитанской дочке», изображены подвиги участвующих в исторических событиях. Например, Пётр Гринёв, рискуя жизнью, спасает Машу Миронову от Швабрина, Андрей Болконский во время Аустерлицкого сражения ведёт армию за собой. Также в обоих произведениях говорится о неправильности происходящего.
Так, главный герой романа А. С. Пушкина называет русский бунт «бессмысленным и беспощадным», в «Войне и мире» сын Николая Болконского осознаёт ничтожность сражений перед «справедливым и добрым» небом. Однако есть различие между изображением исторических лиц в «Капитанской дочке» и романе-эпопее. Если в произведении А. С. Пушкина Екатерина 2 не имеет ярко выраженного характера, то в «Войне и мире» Наполеон и Багратион являются полноценными персонажами.
В «Судьбе человека» и «Капитанской дочке» изображены герои, которым приходится пройти через множество трудностей, однако они не предают себя и свои нравственные идеалы. Так, Пётр Гринёв получает от отца завет «служить верно, кому присягнёшь» и следует ему несмотря на опасность для жизни. Андрей Соколов, получив от Мюллера указание выпить «за победу немецкого оружия» отказывается, хотя понимает, что от надзирателя лагеря зависит его жизнь. Также в обоих произведениях показана война. Однако если в романе А. С. Пушкина она является гражданской, то в рассказе М. А. Шолохова изображено противостояние Советского Союза и фашистской Германии.
Таким образом, многие произведения русской литературы посвящены крупным историческим событиям.
А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и М. А. Шолохов изображают войну и показывают, как она влияет на судьбы людей и раскрывает их характеры.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события и в чем их можно сопоставить с «Капитанской дочкой»? (ЕГЭ по литературе)
Также многие писатели изображали в своих произведениях исторические события.
Например, Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Произведение, как и «Капитанская дочка», строится на основе исторических событий- войны 1805-1807 и 1812. Писатели показывают, как история влияет на судьбы людей. Толстой подробно описывает судьбы людей, которые оказались заложниками этой исторической эпохи. Так, например, мы видим, как жизнь Андрея Болконского меняется под влиянием военных действий (сначала травма под Аустерлицем, затем смертельное ранение, которое он получил на Бородинском сражении).
Также Толстой нам показывает семью Ростовых, жизнь которых, как и жизнь Мироновых, поменялась из-за войны (потеря младшего сына, вынужденный переезд).
Также исторические события изображены в поэме «Слово о полку Игореве». В произведении, как и в «Капитанской дочке», показано влияние войны на жизни людей( страдание жены Игоря ярко выражено в «Плаче Ярославны»). В обоих произведениях особое место занимает проблема нравственного выбора: в «Капитанской дочке» она реализована с помощью образов Гринева и Швабрина; а в «Слове» с помощью эпизода с затмением (несмотря на плохой природный знак, Игорь все равно продолжает путь).
Таким образом, исторические события изображены во многих произведениях русских автором, однако каждый реализовываем их по-своему.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В каких произведениях русских писателей представлены отношения родителей и детей и в чём их можно сопоставить «Капитанской дочкой» А. С. Пушкина? (ЕГЭ по литературе)
Многие русские писатели в своих произведениях обращались к теме отношений родителей и детей. Например, эта тема раскрывается в произведении А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Для сопоставления с этим произведением можно выбрать роман-эпопею М. А. Шолохова “Тихий Дон”. В обоих произведениях представлены патриархальные семьи. В романе “Капитанская дочка” мы видим семью Гринёвых, которой “управляет” отец Петра — Андрей Петрович.
Домашние боялись его гнева, о чём свидетельствует момент, когда его жена прячет от него Придворный календарь, который выводил героя из себя. Аналогично и в семье Мелеховых (“Тихий Дон”). Пантелея Прокофьевича никто не смел ослушаться, а уж тем более разгневать, поэтому когда он был в плохом настроении, домашние не позволяли себе ни как-то пошутить про него (даже в доброй форме), ни сделать чего-то лишнего. Сама его жена говорила о том, что муж её страшен в гневе. Кроме того, оба мужчины по особому относились к службе. Андрей Петрович, будучи человеком военным, хотел, чтобы его сын прошёл такую же школу жизни и “пороху понюхал”. Именно поэтому он и отправил Петра служить. Пантелей Прокофьевич так же был служивым человеком и положительно относился к службе в целом, считая, что она воспитывает мужчину. Имея такие взгляды, он настолько гордится своими сыновьями, когда те становятся офицерами, что катает их по городу, чтобы все на них посмотрели. Но есть и различия. Так, в семье Гринёвых в конце произведения “одобряют” девушку, которую выбрал Пётр. А вот в семье Мелеховых все до самого конца остаются против избранницы Григория.
Так же для сопоставления можно выбрать и произведение Д. И. Фонвизина “Недоросль”. В обоих произведениях матери безмерно любят и опекают сыновей. Так, в романе “Капитанская дочка” Авдотья Васильевна жалеет Петрушу и со слезами отпускает на службу, а в пьесе “Недоросль” Простаковой жалко Митрофанушку, из-за того что тот по его словам плохо поел. Ещё семьи похожи тем, что и там и там молодое поколение воспитывается невеждами учителями. Например, учитель Петра Гринёва мосье Бопре ничего не делал и только лежал спал на диване, а учитель Митрофана Вральман вместо занятий рассказывал какие-то небылицы. Но несмотря на сходства, имеются и различия. В произведении “Капитанская дочка” Пётр Гринёв перенимает от семьи только лучшее и вырастает честным и великодушным человеком, а вот в комедии “Недоросль” Митрофан так и остаётся избалованным и неблагодарным родителям человеком.
Таким образом, можно сделать вывод, что русские писатели часто обращались к теме родителей и детей, но несмотря на внешнюю схожесть семей, которые описывались в произведениях, каждая из них имела свои особенности.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
С какими произведениями можно сопоставить капитанскую дочку
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы, в котором раскрываются исторические события. Какие общие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и в этом произведении?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
«Стой! стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам на встречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич!» — кричал дядька. — «Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен. » — А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
«Спасибо, государь, спасибо, отец родной!» — говорил Савельич усаживаясь. — «Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о зайчьем тулупе и упоминать уж не стану».
Этот зайчий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе. стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.
Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения. Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом. Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом.
Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:«О чем, ваше благородие, изволил задуматься?»
— Как не задуматься, — отвечал я ему: — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
«Что ж?» — спросил Пугачев. — «Страшно тебе?»
Я отвечал, что быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
«И ты прав, ей богу прав!» — сказал самозванец. — «Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион, и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился», — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — «помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья».
Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать, и не отвечал ни слова.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Как называется род литературы, которому принадлежит «Капитанская дочка»?
Этот род литературы называется эпос. Дадим определение.
Род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность).
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
A) Гринев B) Савельич | 1) преданность, забота, житейская мудрость 2) жесткость в сочетании с благодарностью и великодушием 3) гордость и склонность к предательству 4) честность, благородство, смелость, чувствительность |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А—4: Гринев — честность, благородство, смелость, чувствительность. Петр Гринев — главный герой повести. Ему 17 лет, он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева — искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее.
Б—2: Пугачев — жесткость в сочетании с благодарностью и великодушием. Пугачев Емельян — вождь антидворянского восстания, называющий себя «великим государем» Петром III. Этот образ в повести многогранен: П. и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.
В—1: Савельич — преданность, забота, житейская мудрость. В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию.
Как называется жанр повествования от лица автора о реальных событиях прошлого, участником и очевидцем которых он был?
Такой жанр называется мемуары. Воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого. От хроник современных событий мемуары отличаются тем, что в них на первый план выступает лицо автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами. Очень часто принадлежат лицам, игравшим видную роль в истории, иногда охватывая значительный период времени, например, всю жизнь автора, нередко соединяя важные события с мелочами повседневной жизни, мемуары могут быть историческим материалом первостепенной важности.
Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности «Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом»?
Такое средство называется метафора. Дадим определение.
Метафора — один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»?
В эпиграф повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Очень часто смысл пословиц понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные трудности.
Так случилось и с Петром Гриневым. Перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы.
Единственным спасением Маши из рук Швабрина был Пугачёв. Вместе с тем, обращение к бунтовщику, против которого воевал сам Гринёв, присягнувший царице, было очень рискованным. Петр Андреевич, рискуя жизнью, всё же смог сохранить честь и достоинство, ведь он был с Пугачёвым правдив, смел и не изменил присяге в угоду человеку, от которого зависели жизни его и Маши. Находясь в одних санях с самозванцем, не давал ему повода думать, что он с ним заодно, открыто отвечал бунтовщику: «Я офицер и дворянин. » Чувство долга, искренность, преданность – из этих качеств складывается личность Гринева. Иногда он боится и сомневается, но старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей.
«Единственным спасением Маши из рук Швабрина был Пугачёв». За фамильярность могут снять балл, правильнее написать «Маши Мироновой»
Ни о какой фамильярности речи здесь идти не может, ведь в тексте произведения сам автор так называет свою героиню. Вот если бы мы назвали её Марьюшкой или Марьей, это могло бы стать ошибкой, причём фактической.
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
По своей тематической разновидности «Капитанская дочка» является ____________ романом. В нем нашли отражение принципы художественного метода, который сформировался в позднем творчестве А. С. Пушкина и получил название __________.
По своей тематической разновидности «Капитанская дочка» является историческим романом. В нем нашли отражение принципы художественного метода, который окончательно сформировался в позднем творчестве А. С. Пушкина и получил название реализма|реализм.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»?
5.2. А. М. Скабичевский, осмысливая образ Емельяна Пугачёва, писал: «Это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к раз намеченной цели». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.
5.1. В эпиграф повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин вынес русскую пословицу «Береги честь смолоду». Очень часто смысл пословиц понимается только тогда, когда человек на себе испытает какие-либо жизненные трудности.
Так случилось и с Петром Гриневым. Перед ним встал выбор: рискнуть, но поступить как честный человек или, испугавшись опасности, предать близких людей, свои идеалы.
Единственным спасением Маши из рук Швабрина был Пугачёв. Вместе с тем, обращение к бунтовщику, против которого воевал сам Гринёв, присягнувший царице, было очень рискованным. Петр Андреевич, рискуя жизнью, всё же смог сохранить честь и достоинство, ведь он был с Пугачёвым правдив, смел и не изменил присяге в угоду человеку, от которого зависели жизни его и Маши. Находясь в одних санях с самозванцем, не давал ему повода думать, что он с ним заодно, открыто отвечал бунтовщику: «Я офицер и дворянин. » Чувство долга, искренность, преданность — из этих качеств складывается личность Гринева. Иногда он боится и сомневается, но старается не отступать от своих убеждений и в крайних случаях готов совершить поистине героические поступки ради близких людей.
5.2. Приведённый фрагмент романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» как нельзя лучше иллюстрирует правомерность высказывания А. М. Скабичевского об образе Пугачёва. Здесь бунтовщик Пугачёв являет свои лучшие человеческие качества: справедливость, умение помнить добро и отвечать взаимностью, решительность, простоту. Пугачёв даже сочувствие вызывает, ведь он, понимая своё положение, осознаёт, что сам стал заложником случившегося – вот почему он тихо разговаривает с Гринёвым о человеческих проявлениях своего характера: «…помня твой стакан вина и зайчий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья». Всё это подтверждает, что образ Емельяна Пугачёва получился у Пушкина многогранным, живым, привлекательным.
«Капитанскую дочку» многие литературоведы называют историческим романом прежде всего потому, что в ее основу легли события Пугачевского бунта. В произведении есть реальные исторические лица: самозванец Емельян Пугачёв и императрица Екатерина II. В романе описаны реальные территории, охваченные бунтом. У персонажей «Капитанской дочки» можно отыскать прототипов.
В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» также методом изображения является историзм. Среди действующих лиц мы видим Наполеона, Александра I, Кутузова и других. Описаны несколько важных событий в жизни России, ход которых повлиял на историю: русско-австрийская война, Отечественная война 1812 года, подготовка восстания декабристов.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом | |
Названо произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 2 |
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания названия произведения, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа, ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально 2 сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 1 |
Не названо произведение, и не указан его автор, И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа | 0 |
2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации | |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 4 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка | 3 |
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного) на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки | 2 |
При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.), а текст другого произведения для сопоставления не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного произведения И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного) И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки | 0 |
3. Логичность и соблюдение речевых норм | |
Отсутствуют логические, речевые ошибки | 2 |
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок | 1 |
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) | 0 |
Максимальный балл | 8 |
2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.