- Пустые площади, неуютные дворы, визуальный мусор: 10 проблем русских городов
- И Москва-то не Барселона, а прочие российские города словно застряли в позапрошлом веке и требуют срочного обновления. По просьбе «Афиши Daily» медиадиректор КБ «Cтрелка» Юрий Болотов составил шпаргалку с 10 ключевыми проблемами городского развития в регионах — и вариантами, как их можно решить.
- Главные проблемы российских городов Больше всего россияне недовольны состоянием дорог
- Подписывайтесь на нас!
- Читайте также:
- Экологические проблемы современных городов
- Экологические проблемы больших городов
- Последствия экологических проблем городов
- Экологические проблемы крупных городов и изменения экосистем
- Изменения климата
- Влияние на водные ресурсы
- Проблемы с почвой
- Новые вызовы современных городов
- Глобальные вызовы для развития городской инфраструктуры
- Компактный город
- Полицентричный город
- Город без машин
- Зеленый город
- Умный город
- Лучший в третьем мире
Пустые площади, неуютные дворы, визуальный мусор: 10 проблем русских городов
И Москва-то не Барселона, а прочие российские города словно застряли в позапрошлом веке и требуют срочного обновления. По просьбе «Афиши Daily» медиадиректор КБ «Cтрелка» Юрий Болотов составил шпаргалку с 10 ключевыми проблемами городского развития в регионах — и вариантами, как их можно решить.
В 2014 году институт «Стрелка» провел краудсорсинговое исследование «Чего хочет Москва», в котором были собраны более двух тысяч идей москвичей по обновлению столицы. В своей колонке архитектурный критик Григорий Ревзин подвел итоги проекта, сделав парадоксальный вывод: «Это рынок, на котором предложение определяет спрос», — москвичи больше всего хотят новых парков и общественных пространств, то есть именно тех изменений, которые им уже предлагает московское правительство.
Подобный эффект характерен и для других российских городов. Горожан в первую очередь волнует собственное жилье, во вторую очередь — детские сады и школы, дороги и транспорт. А качество городской среды не имеет принципиального значения, потому что у жителей нет позитивных примеров. Люди привыкли к среде, которая их окружает, и, скорее всего, даже не догадываются, что может быть иначе: три четверти россиян вовсе не имеют загранпаспорта. Но все познается в сравнении: если в городе появляется удачное общественное пространство, запрос на качественную среду начинает распространяться как вирус.
Впрочем, нечестно говорить, что отсутствие позитивных примеров влияет только на обычных горожан: оно влияет и на власти, и на местных архитекторов, которые подвержены стереотипам.
Во многих российских городах представление о благоустройстве устарело. Удачным зачастую считают не живое пространство, в котором приятно находиться людям, а дорогую и пафосную площадь с вычурными монументами и обилием гранита в оформлении, просто потому что это «красиво». Бюджет каждый год тратится на бесполезную перекраску бордюров и заборов, при этом обустройство удобных зон для жителей можно сделать усилиями активистов даже за небольшие деньги — и такой локальный проект станет катализатором городских изменений.
Большинство площадей российских городов — даже и не площади в западном понимании, а модернистские перекрестки или попросту пустыри, которые иногда используются для городских праздников, но куда чаще как парковка для машин. Все они испытывают общую проблему: из центра городской жизни превращаются в транзитную зону — и горожане стараются на них не задерживаться.
Однако если через площадь идет большой поток пешеходов, у нее есть потенциальная аудитория — осталось только придумать, чем занять этих людей. В 2006 году на Московской площади в Петербурге появились фонтаны — и огромное пространство, прежде рассчитанное на первомайские демонстрации, стало популярной точкой катания скейтеров и местом отдыха горожан.
Другой удачный пример — реконструкция Триумфальной площади по проекту BuroMoscow в 2015 году, которая радикально поменяла образ пространства с типично советского на западный. Найти свободные места на качелях трудно и спустя полтора года после реконструкции.
Двор — основа локального сообщества, но зачастую первое, что видит горожанин, выходя в город, — это неприглядная парковка, окруженная тоскливыми зданиями.
Российские дворы неуютны, в них не чувствуешь себя комфортно и безопасно, и поэтому их хочется поскорее покинуть. С одной стороны, это следствие советской эпохи: в сознании горожанина все городское пространство за пределами его квартиры было общим — то есть ничьим. С другой, тяжело почувствовать двор своим, если он находится внутри колодца из новостроек и его вместе делят несколько тысяч человек.
Но есть и позитивные истории: в городе Заречный Пензенской области в 2012 году появился «Ипотечный дворик», который благоустроили, собрав пожелания жильцов окружающих домов. В качестве озеленения горожане выбрали не тополя, а каштаны, а установку фонтанов и скульптур во дворе поддержала лишь пятая часть опрошенных — вместо них сделали площадку для занятий спортом.
В крупном российском городе примерно 1000 улиц, но если вы прогуляетесь по многим из них, то вряд ли найдете хорошее освещение и благоустройство — зато увидите неудобный подземный переход там, где он не нужен.
Российские улицы предназначены в первую очередь для машин, а людям на них некомфортно. Как это исправить? Расширить тротуары за счет сужения автомобильных полос, посадить деревья, поставить скамейки, урны и освещение, чтобы прохожие чувствовали себя в безопасности.
Впрочем, это не значит, что все улицы должны быть притягательными общественными пространствами: в первую очередь они должны эффективно выполнять свою транзитную функцию — быстро доставлять горожанина до места назначения.
Пространства у рек и озер могли бы стать местами отдыха, но зачастую они выключены из городской жизни. Исторически вода являлась очень важной точкой притяжения для промышленности: реки не только давали воду для производств, но и использовались для перевозки грузов. Впоследствии транспортную функцию взяли на себя набережные, а уже в XX веке по берегам стали прокладывать широкие автострады — такова, например, судьба московской Яузы.
Чтобы реки заработали как общественные пространства, горожанам необходим комфортный доступ к воде — спуски и нижний уровень набережных, как в европейских городах. А еще должен существовать сам спрос от горожан: если от реки далеко до жилья или популярных городских мест, то ей не станут пользоваться. По уже упомянутой Яузе гулять почти некому.
Существует стереотип о том, общественное пространство должно постоянно заманивать и развлекать пользователя. Однако это не так: то, что является неотъемлемой частью торгового комплекса, вряд ли хорошо для городского парка. Российские парки часто переполнены рекламой, коммерческими киосками и аттракционами — каждый сантиметр пространства как будто насыщен принудительными развлечениями, так что не остается пространства для собственно отдыха и спорта на открытом воздухе.
Во время обновления парка Горького в 2011 году были в первую очередь демонтированы незаконные киоски и аттракционы, восстановлено освещение, благоустроены дорожки. Очистка территории в совокупности с созданием инфраструктуры для молодежи и культурной составляющей принесли быстрый результат.
Но даже небольшие и дешевые изменения могут дать позитивный эффект: в 2016 году в Советском парке Омска городские активисты построили на месте заброшенного кафе летнюю площадку для лекций «Балкон»— и это привлекло в парк молодежь.
Российские улицы переполнены кричащей рекламой и растяжками, а фасады многих зданий находятся в плачевном состоянии — неряшливый облик наших городов стал поводом для нашумевшего и злого материала «Как выглядели бы центры европейских городов, если бы к ним относились как в Самаре».
Во многом это тоже следствие эпохи СССР: жители думают, что ремонтом их общего фасада должен заняться мэр. Кроме того, за советские годы выработалась усталость от пустых фасадов, поэтому к рекламе относятся без раздражения, как к данности. Горожанам не очень важно, что баннеры занимают много места и конфликтуют с исторической средой.
Чтобы исправить ситуацию, необходимо ввести городской дизайн-код — то есть набор правил, определяющих внешний облик вывесок, фонарей и уличной мебели. Дизайн-код уже введен в Москве и сейчас, например, тестируется на проспекте Кирова в Саратове.
Одно из главных отличий российских городов от их европейских — даже не качество городской среды, а отсутствие культурной программы. Не все западные городки вымощены гранитом, не у всех широкие тротуары и хорошее освещение, но при этом в них зачастую сильно развиты институции (например, музеи и общественные центры), которые качественно насыщают культурной жизнью локальных обитателей.
В российских городах ситуация оставляет желать лучшего: скорее всего, местная повестка ограничивается Днем города, Новым годом и 9 Мая. Главным общественным пространствам — центральной площади, набережной или парку — не хватает событийности: зачем туда идти, если там ничего не происходит? Фестивали, маркеты еды и забеги стали рутиной в Москве, но это то, чего не хватает другим городам России.
Медиа тоже важная часть среды: они способны создавать городской миф, влиять на городскую идентичность и рассказывать жителям о позитивных примерах, которые могут стать катализаторами обновления их города. Урбанистическая повестка уже привычна для москвичей, и без успешных и массовых «Афиши» и The Village столичных преобразований последних лет могло бы не случиться. Но в российских регионах тема города до сих пор остается нишевой, как и сами городские медиа. К тому же их мало и они, к сожалению, часто закрываются: например, в прошлом году перестали обновляться тюменская «Нефть» и хабаровский HLEB.
С 13 по 15 мая в Саратове пройдет форум «Среда для жизни: Квартира и город», организованный при участии института «Стрелка», на котором будут обсуждать мировой и российский опыт по созданию комфортных условий для горожан.
Главные проблемы российских городов Больше всего россияне недовольны состоянием дорог
Росстат выяснил, какие проблемы чаще всего встречаются в российских городах и селах, по мнению самих жителей.
Состояние дорог и безопасность дорожного движения
Жители сельской местности отмечали эту проблему чаще, чем горожане: 67,3 % против 61,2 %
Отдаленность мест для отдыха
Больше других эта проблема волнует многодетных родителей (44,5 %) и жителей сельской местности (почти 54 %)
Плохая работа жилищно-коммунальных служб
На это чаще всего жаловались родители детей-инвалидов (39,4 %) и работающие пенсионеры (39,8 %)
Загрязненность окружающей среды
Городские жители жаловались на это почти в два раза чаще (42,6 %), чем респонденты из сельской местности
Отдаленность мест для занятий спортом
Эта проблема беспокоит половину среди всех опрошенных жителей сел
Неблагоустроенность и недостаточное озеленение
Отдаленность учреждений культуры
Недоступность государственных и муниципальных медицинских услуг
Плохая работа общественного транспорта.
Почти три четверти россиян пользуются общественным транспортом, 28 % водят автомобиль
Помимо этого, 19,4 % россиян назвали проблемой вандализм, 17,8 % респондентов жаловались на распространенность наркотиков, а 8,3 % отметили общий высокий уровень преступности. При этом 90 % россиян сообщили, что чувствуют себя в безопасности на улице в темное время суток.
Подписывайтесь на нас!
Читайте также:
Самые криминальные регионы России
За первое полугодие 2017 года было совершено 1 миллион 300 тысяч преступлений
Сколько убийств в России совершается под воздействием алкоголя
Около 40 % преступников росли в неполной семье
Россия вошла в лидеры по числу экономических преступлений
За три года количество нарушений продолжило расти
Самые опасные и безопасные регионы России
Больше всего преступлений зарегистрировали в Москве
Россия вошла в лидеры по числу экономических преступлений
За три года количество нарушений продолжило расти
Сколько убийств в России совершается под воздействием алкоголя
Около 40 % преступников росли в неполной семье
Самые криминальные регионы России
За первое полугодие 2017 года было совершено 1 миллион 300 тысяч преступлений
Экологические проблемы современных городов
Основные причины возникновения экологических проблем в городе проявляются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, когда возникает конфликт между краткосрочным экономическим планом и защитой окружающей среды. Города по всему миру разрастаются, что усугубляет социальные и экологические проблемы. От жителей, органов самоуправления и правительства, международного сообщества требуется принять соответствующие меры, чтобы жизнь горожан стала комфортнее и безопаснее.
Для справки! Городские экологические проблемы – это в основном неадекватное водоснабжение, сточные воды, твердые отходы, энергия, потеря зеленых и природных территорий, разрастание городов, загрязнение почвы, воздуха, дорожное движение, шум и т.д.
Экологические проблемы больших городов
Загрязнение городской среды и ее компонентов является совокупным результатом чрезмерной нагрузки на окружающую среду и способности к самоочистке. Экологические проблемы в городских районах растут, особенно в городах развивающихся стран. Наибольшую озабоченность вызывают качество воздуха, шум и большое скопление людей.
В то же время в городах экономически развитых стран уменьшаются экологические проблемы, связанные с промышленным производством, жильем и базовой инфраструктурой. Однако усиливаются проблемы потребления (увеличение количества отходов) и увеличивающегося транспорта.
Города потребляют все больше природных ресурсов, увеличиваются отходы и выбросы. Все это оказывает влияние на региональную и планетарную среду. Отходы, загрязнение воздуха и воды являются основными экологическими проблемами в большинстве городов.
Шум также является особой формой загрязнения, от которой страдает городское население. Урбанизация оказывает многочисленные воздействия на водные ресурсы. Повышение концентрации людей в одном месте может изменить гидрологию, качество воды и доступность водных сред обитания. При этом нужно различать:
Город отличается большими затратами энергии, воды, продуктов питания и разнообразного сырья. В результате образуется большое количество товаров, а также отходов, что означает огромную потерю природных ресурсов в виде сырья и энергии.
Последствия экологических проблем городов
Недостаточно знать проблемы урбанизации, необходимо понимать их последствия и степень социальной готовности к их решению. Последствия и эффекты роста в городах как за рубежом, так и в России, зависят от многих других факторов и действуют во всех сегментах человеческой деятельности и окружающей среды. Их можно разделить на несколько групп:
Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха города являются процессы, связанные со сжиганием ископаемого топлива (производство и потребление энергии для отопления зданий, производственная деятельность, транспорт).
Экологические проблемы крупных городов и изменения экосистем
На городские экосистемы воздействуют очень высокое потребление энергии и большое количество твердых отходов, которые накапливаются в определенных местах. Таким образом, они представляют собой фактор деградации ландшафта и отрицательно влияют на качество водных ресурсов и городского воздуха.
В большинстве городов человек преобразовал природу:
Растущие города меняют гидрологические взаимоотношения и тем самым влияют на размер и частоту наводнений. Знание городской гидрологии и геоморфологии является не только ключом к хорошему городскому планированию, но и должно быть доступно каждому жителю.
Изменения климата
Города практически не влияют на глобальный баланс излучения. Но внутри крупных населенных пунктов создается особый климат. За счет поглощения и последующего повторного излучения тепла от застроенных территорий, выбросов искусственного тепла в результате сгорания топлива, достигается эффект городского теплового острова.
В городах ночью теплее, чем в окружающей сельской местности, даже днем, особенно в высоких широтах. В Токио генерируемое людьми тепло повышает температуру городской поверхности примерно на 1,5°C летом и на 2,5°C зимой. А в результате городского землепользования температура повышается примерно на 1°C в обе половины года.
Влияние на водные ресурсы
Даже гидрологический цикл находится под сильным влиянием человека, который использует воду для различных целей и возвращает ее загрязненной в круговорот воды. Эти изменения в городских районах настолько глубоки, что можно говорить о городской гидрологии:
Деятельность человека отражается на качестве водных ресурсов. Основной проблемой являются городские сточные воды и остатки пестицидов и биоцидов, которые проходят через поверхностные и подземные воды. Ресурсам пресной воды в городских районах также угрожают отходы транспорта, туризма.
Проблемы с почвой
Человеческая деятельность, увеличение и рост городов негативно сказывается на почву. Это отражается в увеличивающейся химизации и механизации промышленности в городах. Также наблюдается сильное отравление почвы через загрязненный воздух и осадки.
Учет всех этих факторов, а также поиск эффективных способов и методов их разрешения в приоритете у жителей городов и их правительства. Экологические проблемы городов и пути их решения – именно та задача, которая должна быть решена в ближайшее десятилетие.
Новые вызовы современных городов
В России единственным городом, который по размеру и уровню инновационности можно сравнивать с мировыми примерами, пожалуй, можно считать лишь Сколково (другой проект – татарстанский Иннополис – уступает Сколково по масштабу). Но и Сколково сталкивается с теми же проблемами, что и все остальные города, вырастающие вблизи Москвы: перегруженность дорог, сетей, общественного транспорта, ужасный трафик, расслоение, неоднородность окружения, миграция и т. д.
Уже сегодня больше половины населения планеты живут в городских агломерациях, а в ближайшие 40 лет горожанами станут еще 3 млрд человек. Это означает, что человечеству предстоит строить примерно по городу-миллионнику в неделю. Обучаться технологиям развития и управления растущими мегаполисами нужно уже сейчас.
Футурологи уверены, что мир будущего – это мир городов: притягивая людей, они набирают все больший политический, экономический и социальный вес. Но если раньше градообразующую роль играли промышленные предприятия, то в постиндустриальном обществе в центре развития города оказался человек. Теперь город, чтобы быть конкурентоспособным, должен стать привлекательным для людей, которые захотят и смогут его развивать. «Вызов номер один – это миграция, – говорит изданию «Ведомости&» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Работа с населением, привлечение самых интеллектуальных, интересных и активных людей. Повышение комфорта среды и насыщение ее функциями – это то, что решает сложности городского перенаселения».
Мегаполисы будущего – это компактные города со здоровой средой для обитания, работы и развлечений, говорил на Московском урбанистическом форуме Дэниэл Рингельштейн, директор по городскому планированию лондонского отделения архитектурного бюро Skidmore, Owings and Merrill. «Воздух – свежий и чистый, а вода – очищенная в рамках одной большой экосистемы, генерирующей ресурсы. Пешеходные мультифункциональные кварталы и удобная система транзитных маршрутов обеспечивают мобильность, независимую от топлива или владения собственным автомобилем», – говорит Рингельштейн.
Глобальные вызовы для развития городской инфраструктуры
Экономические и структурные вызовы
Рост спроса на продукты питания
Рост благосостояние в развивающихся странах
Экономическая глобализация
Социальные вызовы
Социальное расслоение, бедность
Демографические проблемы
Урбанизация
Здоровье населения
Экологические и природно-ресурсные вызовы
Потеря биоразнообразия
Изменеие климата
Деградация агроэкосистем
Истощение природных ресурсов
Ценностные вызовы
Неприятие обществом новых институтов
Неприятие обществом новых технологий
Этические дилеммы
Технологические вызовы
Переход к новой технологической волне
Потребность в научно-технических новшествах
Проблемы надежности производственных систем
Политические и институциональные вызовы
Биобезопасность
Продовольственная безопасность
Энергетическая безопасность
Источник: Международный научно-образовательный Форсайт-центр Института статистических исследований и экономики знаний при НИУ ВШЭ
Компактный город
В XX в. было построено больше зданий и инфраструктурных объектов, чем за предыдущие 2000 лет, подсчитала консалтинговая компания PwC. Неудивительно, что часто это происходило спонтанно и бессистемно. В противовес хаотичной и расползающейся городской застройке появилось понятие компактного города, в котором природные, человеческие и территориальные ресурсы используются максимально эффективно.
Мегаполис может «непротиворечиво» расти за счет строительства в его составе новых компактных городов численностью от 20 000 до 70 000 человек, считает Александр Долгин, председатель совета директоров Urban Group.
Один из примеров – Масдар-Сити в 14 км от Абу-Даби (ОАЭ), в котором живут 55 000–60 000 человек. Этот проект экологического города разработало бюро британского архитектора Нормана Фостера. Его концепция предполагает создание первого в истории города с устойчивой экологической средой, системой переработки отходов, обеспечением возобновляемыми источниками энергии. Масдар-Сити можно назвать полигоном для экспериментов, цель которых – выведение «формулы идеального города», где потребность в использовании транспорта минимальна, выбросы углерода сокращены, а вся среда максимально насыщена и соответствует по масштабу человеку. «Организующие принципы – ориентация, интеграция многофункциональности, наличие кластеров с приоритетом пешехода, узкие улицы, малоэтажная застройка, высокая плотность, высокотехнологичные здания», – говорил на Московском урбанистическом форуме 2016 Энтони Мэллоуз, исполнительный директор Masdar City. Подобные технологичные города будущего сейчас строятся не только в Арабских Эмиратах, но и, например, в Китае и Южной Корее.
Главная сложность в строительстве городов с нуля – создать за короткий промежуток времени богатую и насыщенную среду для жизни, в традиционных городах это продолжалось веками, говорит архитектор Максим Атаянц, автор концепции «Городов для жизни» Urban Group.
Ключевой вопрос развития городов сегодня звучит так: как сформировать в городах качественную во всех отношениях среду, привести к компактной модели, поддерживать ее в условиях неизбежного увеличения плотности – и при этом не уменьшить зеленые территории и научиться всем этим эффективно управлять?
Полицентричный город
Чтобы развитие было «устойчиво устойчивым», городу необходимы точки опоры – точки роста, магниты притяжения горожан. Стать такими магнитами могут места концентрации разнообразных общественных функций. Территорию вокруг каждого из таких магнитов – с учетом часто уже сложившейся застройки – гораздо проще привести в соответствие принципам компактности, чем целый город с одним ядром. Именно поэтому, например, первые этажи зданий в новой застройке делают коммерческими, т. е. доступными для малого бизнеса и дворовых инициатив (соседских центров, коворкингов и т. д.). Другой вариант – общественные пространства как объект притяжения (например, парки).
Девелоперы должны сфокусироваться на комплексном зонировании территории жилых кварталов с учетом потребностей разных групп жителей, уверен Олег Шапиро, архитектор и партнер бюро Wowhaus. «Отрадно, что в Москве ситуация развивается в этом направлении Появились застройщики, которые отказываются от части площади под застройку, обустраивая там, например, парк», – говорит он.
Но, чтобы подход, ориентированный на человека, работал, застройка, во-первых, должна быть не точечной, а исключительно комплексной, а во-вторых, охватывать относительно масштабные территории. А в большинстве крупных городов, в том числе и в Москве, подходящих по размеру участков практически не осталось.
Главный ресурс для появления таких участков – высвобождение промзон. Например, в российской столице они занимают 18 800 га – 17% общей площади города в старых границах. Высвобождая промзоны, города создают «огромный ресурс для комфортной жизни», говорит Шапиро. Застройка таких территорий позволяет сформировать в отдельно взятом квартале не только офисно-жилой и рекреационный, но и, например, культурный кластер – с музеем, выставочной галереей, концертным залом. Такие районы – самые реальные кандидаты на роль новых центров полицентричного города. Сейчас в Москве ведутся работы примерно по 10 масштабным проектам в промзонах, от 19 га («ПСН груп», проект Sreda) до 390 га (проект «ЗИЛАРТ» группы ЛСР).
Город без машин
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), при текущей динамике к 2030 г. транспортные аварии могут подняться с девятого на пятое место среди причин преждевременной смертности.
Вместо попыток построить «нужное» количество дорог города вкладывают в развитие новых видов общественного транспорта – например, в беспилотные поезда, электрички метро и даже автобусы. А после Петербургского международного экономического форума, который состоялся в июне, в России заговорили о революционной технологии Hyperloop, победившей сопротивление: капсула с пассажиром движется по заполненной вакуумом трубе со скоростью до 1200 км/ч. Выбросы и энергопотребление у этого зеленого вида транспорта минимальны, а труба может проходить под землей или в воздухе. Предполагается, что Hyperloop Technologies и группа «Сумма» вместе разработают предварительное технико-экономическое обоснование проекта пассажирского транспортного маршрута для Москвы.
Но кроме изучения возможности внедрить передовые виды транспорта власти городов развивают и более традиционные. Например, 10 сентября 2016 г. в Москве запущено Малое кольцо железной дороги (МКЖД) общей протяженностью 54 км – по сути, это наземное метро. Кроме решения транспортной проблемы МКЖД будет способствовать развитию территорий вокруг, рассчитывает вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин.
Но до практически полного отказа от автомобилей, как это планирует сделать Барселона, превратив в пешеходные 60% центральных улиц, Москве еще далеко. Пересесть на общественный транспорт готовы только треть жителей города, еще треть – оплачивать парковку в центре, а 17% вообще не приемлют ни одной из предложенных мер по пересадке на общественный транспорт.
Зеленый город
Экологические вызовы выходят на первый план, и внедрения только лишь технологий зеленого строительства уже недостаточно.
В Испании, например, ответом на этот вызов стал проект «Пешеходная Барселона». Это не только дань модным идеям урбанизма: исследования местного Centro de Investigacion en Epidemiologia Ambiental (Creal) показывают, что загрязнение воздуха в городе ежегодно становится причиной 3500 преждевременных смертей его жителей, а также нескольких десятков тысяч «лишних» заболеваний астмой и приступов бронхита.
Возможно, спасти растущие города могли бы растения. Смешанный лес площадью 0,2 га способен производить в час 62,5 кг чистейшего воздуха (достаточно для 1800 человек), поглощать 92 кг углекислого газа и понижать температуру примерно на 5 градусов, подсчитали ученые института Terrain в Граце. ВОЗ рекомендует высаживать в городах хотя бы 9 кв. м зеленых насаждений на человека. В Лондоне этот показатель равен 27 кв. м, в Амстердаме – 87,5 кв. м, в Москве – 20,2 кв. м.
Прогрессивные проекты зданий теперь предусматривают интеграцию зелени практически непосредственно в строительные конструкции. Таковы, например, большинство из 23 проектов, участвовавших в конкурсе на «переосмысление Парижа», итоги которого подвели в феврале 2016 г. А башни Bosco Verticale в Милане по проекту Стефано Боэри доказали всему миру, что 2000 кустарников и 900 деревьев на фасадах небоскребов – реальность, причем если высадить их все привычно «по горизонтали», то получится почти целый гектар леса.
Джеймс Ренси и Дэн Бараш вырастили почти что тропический сад в заброшенном нью-йоркском трамвайном депо под землей. В проекте Low Line они использовали специальную систему параболических зеркал для накопления и перенаправления света. Рассмотреть возможность использовать эту технологию для подземных переходов пообещали и московские власти.
Умный город
«Со временем городские процессы и инфраструктура усложняются, и старыми методами работать с ними невозможно, – говорит Олег Майданский, руководитель направления интеллектуальных городских систем компании КРОК, крупного поставщика IT-услуг. – Нужно непрерывно обрабатывать огромный объем информации – без соответствующих IT- и инженерных решений уже не обойтись». Так появились концепции Smart City (умный город) и Data Driven City (город, управляемый данными).
Smart City не только сокращает расходы и оптимизирует потребление ресурсов, но и делает город безопаснее для жителей: снижает риски ДТП, предсказывает всплески преступности в тех или иных районах, вычисляет места повышенной пожароопасности. Благодаря анализу больших данных (в том числе от мобильных операторов и систем видеонаблюдения о перемещениях, а также со специально устанавливаемых датчиков), умным можно сделать буквально все.
Активнее всего возможности Smart City используются в управлении транспортными системами: светофоры регулируют трафик так, чтобы минимизировать заторы; табло на остановках и приложения в телефоне выводят информацию о движении автобусов и троллейбусов и т. д.
Барселона первой внедрила умный паркинг: датчики под асфальтом автоматически подсчитывают количество свободных мест на разных участках парковки. А в Сиднее система контроля SCATS на 11 000 перекрестков не только адаптирует свою работу к ситуации на дорогах, но и дает приоритет общественному и экстренному транспорту.
Кроме транспорта умные системы внедряют в управлении водой, электросетями и даже сбором мусора.
Лучший в третьем мире
С точки зрения специалистов, Москва демонстрирует впечатляющие успехи в поиске ответов на вызовы: в ежегодном исследовании городов семи ведущих стран с развивающейся экономикой, которое проводит PwC, Москва впервые заняла в итоговом рейтинге первое место, опередив конкурентов по пяти индикаторам из 10. Москва опережает Пекин и Стамбул в вопросах интеллектуального капитала и инноваций, находится на одном уровне с китайской столицей по уровню технологической готовности, обгоняет Пекин, Мехико и Стамбул в вопросах транспорта и инфраструктуры, находится на первом месте по критерию устойчивого развития и окружающей среды, а также по показателям демографии и приспособленности к жизни. Второе место в рейтинге занял Пекин, третье – Мехико.
Правда, у москвичей представление о результатах развития города другое. По данным PwC, лишь 13% жителей никогда не задумывались о переезде, а 31% мечтает переехать в любой другой город из-за «желания жить в более комфортной среде». Но комфорт, как показывают те же опросы, – понятие очень субъективное. Для кого-то это отсутствие шума, для кого-то – наличие парка под боком, кому-то не хватает детской площадки во дворе. &