с какими проблемами сталкиваются современные города

Содержание
  1. Пустые площади, неуютные дворы, визуальный мусор: 10 проблем русских городов
  2. И Москва-то не Барселона, а прочие российские города словно застряли в позапрошлом веке и требуют срочного обновления. По просьбе «Афиши Daily» медиадиректор КБ «Cтрелка» Юрий Болотов составил шпаргалку с 10 ключевыми проблемами городского развития в регионах — и вариантами, как их можно решить.
  3. Главные проблемы российских городов Больше всего россияне недовольны состоянием дорог
  4. Подписывайтесь на нас!
  5. Читайте также:
  6. Экологические проблемы современных городов
  7. Экологические проблемы больших городов
  8. Последствия экологических проблем городов
  9. Экологические проблемы крупных городов и изменения экосистем
  10. Изменения климата
  11. Влияние на водные ресурсы
  12. Проблемы с почвой
  13. Новые вызовы современных городов
  14. Глобальные вызовы для развития городской инфраструктуры
  15. Компактный город
  16. Полицентричный город
  17. Город без машин
  18. Зеленый город
  19. Умный город
  20. Лучший в третьем мире

Пустые площади, неуютные дворы, визуальный мусор: 10 проблем русских городов

И Москва-то не Барселона, а прочие российские города словно застряли в позапрошлом веке и требуют срочного обновления. По просьбе «Афиши Daily» медиадиректор КБ «Cтрелка» Юрий Болотов составил шпаргалку с 10 ключевыми проблемами городского развития в регионах — и вариантами, как их можно решить.

В 2014 году институт «Стрелка» провел краудсорсинговое исследование «Чего хочет Москва», в котором были собраны более двух тысяч идей москвичей по обновлению столицы. В своей колонке архитектурный критик Григорий Ревзин подвел итоги проекта, сделав парадоксальный вывод: «Это рынок, на котором предложение определяет спрос», — москвичи больше всего хотят новых парков и общественных пространств, то есть именно тех изменений, которые им уже предлагает московское правительство.

Подобный эффект характерен и для других российских городов. Горожан в первую очередь волнует собственное жилье, во вторую очередь — детские сады и школы, дороги и транспорт. А качество городской среды не имеет принципиального значения, потому что у жителей нет позитивных примеров. Люди привыкли к среде, которая их окружает, и, скорее всего, даже не догадываются, что может быть иначе: три четверти россиян вовсе не имеют загранпаспорта. Но все познается в сравнении: если в городе появляется удачное общественное пространство, запрос на качественную среду начинает распространяться как вирус.

Впрочем, нечестно говорить, что отсутствие позитивных примеров влияет только на обычных горожан: оно влияет и на власти, и на местных архитекторов, которые подвержены стереотипам.

Во многих российских городах представление о благоустройстве устарело. Удачным зачастую считают не живое пространство, в котором приятно находиться людям, а дорогую и пафосную площадь с вычурными монументами и обилием гранита в оформлении, просто потому что это «красиво». Бюджет каждый год тратится на бесполезную перекраску бордюров и заборов, при этом обустройство удобных зон для жителей можно сделать усилиями активистов даже за небольшие деньги — и такой локальный проект станет катализатором городских изменений.

Большинство площадей российских городов — даже и не площади в западном понимании, а модернистские перекрестки или попросту пустыри, которые иногда используются для городских праздников, но куда чаще как парковка для машин. Все они испытывают общую проблему: из центра городской жизни превращаются в транзитную зону — и горожане стараются на них не задерживаться.

Однако если через площадь идет большой поток пешеходов, у нее есть потенциальная аудитория — осталось только придумать, чем занять этих людей. В 2006 году на Московской площади в Петербурге появились фонтаны — и огромное пространство, прежде рассчитанное на первомайские демонстрации, стало популярной точкой катания скейтеров и местом отдыха горожан.

Другой удачный пример — реконструкция Триумфальной площади по проекту BuroMoscow в 2015 году, которая радикально поменяла образ пространства с типично советского на западный. Найти свободные места на качелях трудно и спустя полтора года после реконструкции.

Двор — основа локального сообщества, но зачастую первое, что видит горожанин, выходя в город, — это неприглядная парковка, окруженная тоскливыми зданиями.

Российские дворы неуютны, в них не чувствуешь себя комфортно и безопасно, и поэтому их хочется поскорее покинуть. С одной стороны, это следствие советской эпохи: в сознании горожанина все городское пространство за пределами его квартиры было общим — то есть ничьим. С другой, тяжело почувствовать двор своим, если он находится внутри колодца из новостроек и его вместе делят несколько тысяч человек.

Но есть и позитивные истории: в городе Заречный Пензенской области в 2012 году появился «Ипотечный дворик», который благоустроили, собрав пожелания жильцов окружающих домов. В качестве озеленения горожане выбрали не тополя, а каштаны, а установку фонтанов и скульптур во дворе поддержала лишь пятая часть опрошенных — вместо них сделали площадку для занятий спортом.

В крупном российском городе примерно 1000 улиц, но если вы прогуляетесь по многим из них, то вряд ли найдете хорошее освещение и благоустройство — зато увидите неудобный подземный переход там, где он не нужен.

Российские улицы предназначены в первую очередь для машин, а людям на них некомфортно. Как это исправить? Расширить тротуары за счет сужения автомобильных полос, посадить деревья, поставить скамейки, урны и освещение, чтобы прохожие чувствовали себя в безопасности.

Впрочем, это не значит, что все улицы должны быть притягательными общественными пространствами: в первую очередь они должны эффективно выполнять свою транзитную функцию — быстро доставлять горожанина до места назначения.

Пространства у рек и озер могли бы стать местами отдыха, но зачастую они выключены из городской жизни. Исторически вода являлась очень важной точкой притяжения для промышленности: реки не только давали воду для производств, но и использовались для перевозки грузов. Впоследствии транспортную функцию взяли на себя набережные, а уже в XX веке по берегам стали прокладывать широкие автострады — такова, например, судьба московской Яузы.

Чтобы реки заработали как общественные пространства, горожанам необходим комфортный доступ к воде — спуски и нижний уровень набережных, как в европейских городах. А еще должен существовать сам спрос от горожан: если от реки далеко до жилья или популярных городских мест, то ей не станут пользоваться. По уже упомянутой Яузе гулять почти некому.

Существует стереотип о том, общественное пространство должно постоянно заманивать и развлекать пользователя. Однако это не так: то, что является неотъемлемой частью торгового комплекса, вряд ли хорошо для городского парка. Российские парки часто переполнены рекламой, коммерческими киосками и аттракционами — каждый сантиметр пространства как будто насыщен принудительными развлечениями, так что не остается пространства для собственно отдыха и спорта на открытом воздухе.

Во время обновления парка Горького в 2011 году были в первую очередь демонтированы незаконные киоски и аттракционы, восстановлено освещение, благоустроены дорожки. Очистка территории в совокупности с созданием инфраструктуры для молодежи и культурной составляющей принесли быстрый результат.

Но даже небольшие и дешевые изменения могут дать позитивный эффект: в 2016 году в Советском парке Омска городские активисты построили на месте заброшенного кафе летнюю площадку для лекций «Балкон»— и это привлекло в парк молодежь.

Российские улицы переполнены кричащей рекламой и растяжками, а фасады многих зданий находятся в плачевном состоянии — неряшливый облик наших городов стал поводом для нашумевшего и злого материала «Как выглядели бы центры европейских городов, если бы к ним относились как в Самаре».

Во многом это тоже следствие эпохи СССР: жители думают, что ремонтом их общего фасада должен заняться мэр. Кроме того, за советские годы выработалась усталость от пустых фасадов, поэтому к рекламе относятся без раздражения, как к данности. Горожанам не очень важно, что баннеры занимают много места и конфликтуют с исторической средой.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо ввести городской дизайн-код — то есть набор правил, определяющих внешний облик вывесок, фонарей и уличной мебели. Дизайн-код уже введен в Москве и сейчас, например, тестируется на проспекте Кирова в Саратове.

Одно из главных отличий российских городов от их европейских — даже не качество городской среды, а отсутствие культурной программы. Не все западные городки вымощены гранитом, не у всех широкие тротуары и хорошее освещение, но при этом в них зачастую сильно развиты институции (например, музеи и общественные центры), которые качественно насыщают культурной жизнью локальных обитателей.

В российских городах ситуация оставляет желать лучшего: скорее всего, местная повестка ограничивается Днем города, Новым годом и 9 Мая. Главным общественным пространствам — центральной площади, набережной или парку — не хватает событийности: зачем туда идти, если там ничего не происходит? Фестивали, маркеты еды и забеги стали рутиной в Москве, но это то, чего не хватает другим городам России.

Медиа тоже важная часть среды: они способны создавать городской миф, влиять на городскую идентичность и рассказывать жителям о позитивных примерах, которые могут стать катализаторами обновления их города. Урбанистическая повестка уже привычна для москвичей, и без успешных и массовых «Афиши» и The Village столичных преобразований последних лет могло бы не случиться. Но в российских регионах тема города до сих пор остается нишевой, как и сами городские медиа. К тому же их мало и они, к сожалению, часто закрываются: например, в прошлом году перестали обновляться тюменская «Нефть» и хабаровский HLEB.

С 13 по 15 мая в Саратове пройдет форум «Среда для жизни: Квартира и город», организованный при участии института «Стрелка», на котором будут обсуждать мировой и российский опыт по созданию комфортных условий для горожан.

Источник

Главные проблемы российских городов Больше всего россияне недовольны состоянием дорог

Росстат выяснил, какие проблемы чаще всего встречаются в российских городах и селах, по мнению самих жителей.

Состояние дорог и безопасность дорожного движения

Жители сельской местности отмечали эту проблему чаще, чем горожане: 67,3 % против 61,2 %

Отдаленность мест для отдыха

Больше других эта проблема волнует многодетных родителей (44,5 %) и жителей сельской местности (почти 54 %)

Плохая работа жилищно-коммунальных служб

На это чаще всего жаловались родители детей-инвалидов (39,4 %) и работающие пенсионеры (39,8 %)

Загрязненность окружающей среды

Городские жители жаловались на это почти в два раза чаще (42,6 %), чем респонденты из сельской местности

Отдаленность мест для занятий спортом

Эта проблема беспокоит половину среди всех опрошенных жителей сел

Неблагоустроенность и недостаточное озеленение

Отдаленность учреждений культуры

Недоступность государственных и муниципальных медицинских услуг

Плохая работа общественного транспорта.

Почти три четверти россиян пользуются общественным транспортом, 28 % водят автомобиль

Помимо этого, 19,4 % россиян назвали проблемой вандализм, 17,8 % респондентов жаловались на распространенность наркотиков, а 8,3 % отметили общий высокий уровень преступности. При этом 90 % россиян сообщили, что чувствуют себя в безопасности на улице в темное время суток.

Подписывайтесь на нас!

Asset 1 ZUoePQ

Asset 3 qJrbQw

Читайте также:

Самые криминальные регионы России

За первое полугодие 2017 года было совершено 1 миллион 300 тысяч преступлений

Сколько убийств в России совершается под воздействием алкоголя

Около 40 % преступников росли в неполной семье

Россия вошла в лидеры по числу экономических преступлений

За три года количество нарушений продолжило расти

Самые опасные и безопасные регионы России

Больше всего преступлений зарегистрировали в Москве

Россия вошла в лидеры по числу экономических преступлений

За три года количество нарушений продолжило расти

Сколько убийств в России совершается под воздействием алкоголя

Около 40 % преступников росли в неполной семье

Самые криминальные регионы России

За первое полугодие 2017 года было совершено 1 миллион 300 тысяч преступлений

Источник

Экологические проблемы современных городов

Основные причины возникновения экологических проблем в городе проявляются в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, когда возникает конфликт между краткосрочным экономическим планом и защитой окружающей среды. Города по всему миру разрастаются, что усугубляет социальные и экологические проблемы. От жителей, органов самоуправления и правительства, международного сообщества требуется принять соответствующие меры, чтобы жизнь горожан стала комфортнее и безопаснее.

Для справки! Городские экологические проблемы – это в основном неадекватное водоснабжение, сточные воды, твердые отходы, энергия, потеря зеленых и природных территорий, разрастание городов, загрязнение почвы, воздуха, дорожное движение, шум и т.д.

Экологические проблемы больших городов

Загрязнение городской среды и ее компонентов является совокупным результатом чрезмерной нагрузки на окружающую среду и способности к самоочистке. Экологические проблемы в городских районах растут, особенно в городах развивающихся стран. Наибольшую озабоченность вызывают качество воздуха, шум и большое скопление людей.

В то же время в городах экономически развитых стран уменьшаются экологические проблемы, связанные с промышленным производством, жильем и базовой инфраструктурой. Однако усиливаются проблемы потребления (увеличение количества отходов) и увеличивающегося транспорта.

Города потребляют все больше природных ресурсов, увеличиваются отходы и выбросы. Все это оказывает влияние на региональную и планетарную среду. Отходы, загрязнение воздуха и воды являются основными экологическими проблемами в большинстве городов.

Шум также является особой формой загрязнения, от которой страдает городское население. Урбанизация оказывает многочисленные воздействия на водные ресурсы. Повышение концентрации людей в одном месте может изменить гидрологию, качество воды и доступность водных сред обитания. При этом нужно различать:

Город отличается большими затратами энергии, воды, продуктов питания и разнообразного сырья. В результате образуется большое количество товаров, а также отходов, что означает огромную потерю природных ресурсов в виде сырья и энергии.

Последствия экологических проблем городов

posledstvija jekologicheskih problem gorodov

Недостаточно знать проблемы урбанизации, необходимо понимать их последствия и степень социальной готовности к их решению. Последствия и эффекты роста в городах как за рубежом, так и в России, зависят от многих других факторов и действуют во всех сегментах человеческой деятельности и окружающей среды. Их можно разделить на несколько групп:

Основными причинами загрязнения атмосферного воздуха города являются процессы, связанные со сжиганием ископаемого топлива (производство и потребление энергии для отопления зданий, производственная деятельность, транспорт).

Экологические проблемы крупных городов и изменения экосистем

jekologicheskie problemy krupnyh gorodov i izmenenija jekosistem

На городские экосистемы воздействуют очень высокое потребление энергии и большое количество твердых отходов, которые накапливаются в определенных местах. Таким образом, они представляют собой фактор деградации ландшафта и отрицательно влияют на качество водных ресурсов и городского воздуха.

В большинстве городов человек преобразовал природу:

Растущие города меняют гидрологические взаимоотношения и тем самым влияют на размер и частоту наводнений. Знание городской гидрологии и геоморфологии является не только ключом к хорошему городскому планированию, но и должно быть доступно каждому жителю.

Изменения климата

izmenenija klimata

Города практически не влияют на глобальный баланс излучения. Но внутри крупных населенных пунктов создается особый климат. За счет поглощения и последующего повторного излучения тепла от застроенных территорий, выбросов искусственного тепла в результате сгорания топлива, достигается эффект городского теплового острова.

В городах ночью теплее, чем в окружающей сельской местности, даже днем, особенно в высоких широтах. В Токио генерируемое людьми тепло повышает температуру городской поверхности примерно на 1,5°C летом и на 2,5°C зимой. А в результате городского землепользования температура повышается примерно на 1°C в обе половины года.

Влияние на водные ресурсы

vlijanie na vodnye resursy

Даже гидрологический цикл находится под сильным влиянием человека, который использует воду для различных целей и возвращает ее загрязненной в круговорот воды. Эти изменения в городских районах настолько глубоки, что можно говорить о городской гидрологии:

Деятельность человека отражается на качестве водных ресурсов. Основной проблемой являются городские сточные воды и остатки пестицидов и биоцидов, которые проходят через поверхностные и подземные воды. Ресурсам пресной воды в городских районах также угрожают отходы транспорта, туризма.

Проблемы с почвой

problemy s pochvoj

Человеческая деятельность, увеличение и рост городов негативно сказывается на почву. Это отражается в увеличивающейся химизации и механизации промышленности в городах. Также наблюдается сильное отравление почвы через загрязненный воздух и осадки.

Учет всех этих факторов, а также поиск эффективных способов и методов их разрешения в приоритете у жителей городов и их правительства. Экологические проблемы городов и пути их решения – именно та задача, которая должна быть решена в ближайшее десятилетие.

Источник

Новые вызовы современных городов

В России единственным городом, который по размеру и уровню инновационности можно сравнивать с мировыми примерами, пожалуй, можно считать лишь Сколково (другой проект – татарстанский Иннополис – уступает Сколково по масштабу). Но и Сколково сталкивается с теми же проблемами, что и все остальные города, вырастающие вблизи Москвы: перегруженность дорог, сетей, общественного транспорта, ужасный трафик, расслоение, неоднородность окружения, миграция и т. д.

Уже сегодня больше половины населения планеты живут в городских агломерациях, а в ближайшие 40 лет горожанами станут еще 3 млрд человек. Это означает, что человечеству предстоит строить примерно по городу-миллионнику в неделю. Обучаться технологиям развития и управления растущими мегаполисами нужно уже сейчас.

Футурологи уверены, что мир будущего – это мир городов: притягивая людей, они набирают все больший политический, экономический и социальный вес. Но если раньше градообразующую роль играли промышленные предприятия, то в постиндустриальном обществе в центре развития города оказался человек. Теперь город, чтобы быть конкурентоспособным, должен стать привлекательным для людей, которые захотят и смогут его развивать. «Вызов номер один – это миграция, – говорит изданию «Ведомости&» главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Работа с населением, привлечение самых интеллектуальных, интересных и активных людей. Повышение комфорта среды и насыщение ее функциями – это то, что решает сложности городского перенаселения».

Мегаполисы будущего – это компактные города со здоровой средой для обитания, работы и развлечений, говорил на Московском урбанистическом форуме Дэниэл Рингельштейн, директор по городскому планированию лондонского отделения архитектурного бюро Skidmore, Owings and Merrill. «Воздух – свежий и чистый, а вода – очищенная в рамках одной большой экосистемы, генерирующей ресурсы. Пешеходные мультифункциональные кварталы и удобная система транзитных маршрутов обеспечивают мобильность, независимую от топлива или владения собственным автомобилем», – говорит Рингельштейн.

Глобальные вызовы для развития городской инфраструктуры

Экономические и структурные вызовы
Рост спроса на продукты питания
Рост благосостояние в развивающихся странах
Экономическая глобализация

Социальные вызовы
Социальное расслоение, бедность
Демографические проблемы
Урбанизация
Здоровье населения

Экологические и природно-ресурсные вызовы
Потеря биоразнообразия
Изменеие климата
Деградация агроэкосистем
Истощение природных ресурсов

Ценностные вызовы
Неприятие обществом новых институтов
Неприятие обществом новых технологий
Этические дилеммы

Технологические вызовы
Переход к новой технологической волне
Потребность в научно-технических новшествах
Проблемы надежности производственных систем

Политические и институциональные вызовы
Биобезопасность
Продовольственная безопасность
Энергетическая безопасность

Источник: Международный научно-образовательный Форсайт-центр Института статистических исследований и экономики знаний при НИУ ВШЭ

Компактный город

В XX в. было построено больше зданий и инфраструктурных объектов, чем за предыдущие 2000 лет, подсчитала консалтинговая компания PwC. Неудивительно, что часто это происходило спонтанно и бессистемно. В противовес хаотичной и расползающейся городской застройке появилось понятие компактного города, в котором природные, человеческие и территориальные ресурсы используются максимально эффективно.

Мегаполис может «непротиворечиво» расти за счет строительства в его составе новых компактных городов численностью от 20 000 до 70 000 человек, считает Александр Долгин, председатель совета директоров Urban Group.

Один из примеров – Масдар-Сити в 14 км от Абу-Даби (ОАЭ), в котором живут 55 000–60 000 человек. Этот проект экологического города разработало бюро британского архитектора Нормана Фостера. Его концепция предполагает создание первого в истории города с устойчивой экологической средой, системой переработки отходов, обеспечением возобновляемыми источниками энергии. Масдар-Сити можно назвать полигоном для экспериментов, цель которых – выведение «формулы идеального города», где потребность в использовании транспорта минимальна, выбросы углерода сокращены, а вся среда максимально насыщена и соответствует по масштабу человеку. «Организующие принципы – ориентация, интеграция многофункциональности, наличие кластеров с приоритетом пешехода, узкие улицы, малоэтажная застройка, высокая плотность, высокотехнологичные здания», – говорил на Московском урбанистическом форуме 2016 Энтони Мэллоуз, исполнительный директор Masdar City. Подобные технологичные города будущего сейчас строятся не только в Арабских Эмиратах, но и, например, в Китае и Южной Корее.

Главная сложность в строительстве городов с нуля – создать за короткий промежуток времени богатую и насыщенную среду для жизни, в традиционных городах это продолжалось веками, говорит архитектор Максим Атаянц, автор концепции «Городов для жизни» Urban Group.

Ключевой вопрос развития городов сегодня звучит так: как сформировать в городах качественную во всех отношениях среду, привести к компактной модели, поддерживать ее в условиях неизбежного увеличения плотности – и при этом не уменьшить зеленые территории и научиться всем этим эффективно управлять?

Полицентричный город

Чтобы развитие было «устойчиво устойчивым», городу необходимы точки опоры – точки роста, магниты притяжения горожан. Стать такими магнитами могут места концентрации разнообразных общественных функций. Территорию вокруг каждого из таких магнитов – с учетом часто уже сложившейся застройки – гораздо проще привести в соответствие принципам компактности, чем целый город с одним ядром. Именно поэтому, например, первые этажи зданий в новой застройке делают коммерческими, т. е. доступными для малого бизнеса и дворовых инициатив (соседских центров, коворкингов и т. д.). Другой вариант – общественные пространства как объект притяжения (например, парки).

Девелоперы должны сфокусироваться на комплексном зонировании территории жилых кварталов с учетом потребностей разных групп жителей, уверен Олег Шапиро, архитектор и партнер бюро Wowhaus. «Отрадно, что в Москве ситуация развивается в этом направлении Появились застройщики, которые отказываются от части площади под застройку, обустраивая там, например, парк», – говорит он.

Но, чтобы подход, ориентированный на человека, работал, застройка, во-первых, должна быть не точечной, а исключительно комплексной, а во-вторых, охватывать относительно масштабные территории. А в большинстве крупных городов, в том числе и в Москве, подходящих по размеру участков практически не осталось.

Главный ресурс для появления таких участков – высвобождение промзон. Например, в российской столице они занимают 18 800 га – 17% общей площади города в старых границах. Высвобождая промзоны, города создают «огромный ресурс для комфортной жизни», говорит Шапиро. Застройка таких территорий позволяет сформировать в отдельно взятом квартале не только офисно-жилой и рекреационный, но и, например, культурный кластер – с музеем, выставочной галереей, концертным залом. Такие районы – самые реальные кандидаты на роль новых центров полицентричного города. Сейчас в Москве ведутся работы примерно по 10 масштабным проектам в промзонах, от 19 га («ПСН груп», проект Sreda) до 390 га (проект «ЗИЛАРТ» группы ЛСР).

Город без машин

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), при текущей динамике к 2030 г. транспортные аварии могут подняться с девятого на пятое место среди причин преждевременной смертности.

Вместо попыток построить «нужное» количество дорог города вкладывают в развитие новых видов общественного транспорта – например, в беспилотные поезда, электрички метро и даже автобусы. А после Петербургского международного экономического форума, который состоялся в июне, в России заговорили о революционной технологии Hyperloop, победившей сопротивление: капсула с пассажиром движется по заполненной вакуумом трубе со скоростью до 1200 км/ч. Выбросы и энергопотребление у этого зеленого вида транспорта минимальны, а труба может проходить под землей или в воздухе. Предполагается, что Hyperloop Technologies и группа «Сумма» вместе разработают предварительное технико-экономическое обоснование проекта пассажирского транспортного маршрута для Москвы.

Но кроме изучения возможности внедрить передовые виды транспорта власти городов развивают и более традиционные. Например, 10 сентября 2016 г. в Москве запущено Малое кольцо железной дороги (МКЖД) общей протяженностью 54 км – по сути, это наземное метро. Кроме решения транспортной проблемы МКЖД будет способствовать развитию территорий вокруг, рассчитывает вице-мэр Москвы Марат Хуснуллин.

Но до практически полного отказа от автомобилей, как это планирует сделать Барселона, превратив в пешеходные 60% центральных улиц, Москве еще далеко. Пересесть на общественный транспорт готовы только треть жителей города, еще треть – оплачивать парковку в центре, а 17% вообще не приемлют ни одной из предложенных мер по пересадке на общественный транспорт.

Зеленый город

Экологические вызовы выходят на первый план, и внедрения только лишь технологий зеленого строительства уже недостаточно.

В Испании, например, ответом на этот вызов стал проект «Пешеходная Барселона». Это не только дань модным идеям урбанизма: исследования местного Centro de Investigacion en Epidemiologia Ambiental (Creal) показывают, что загрязнение воздуха в городе ежегодно становится причиной 3500 преждевременных смертей его жителей, а также нескольких десятков тысяч «лишних» заболеваний астмой и приступов бронхита.

Возможно, спасти растущие города могли бы растения. Смешанный лес площадью 0,2 га способен производить в час 62,5 кг чистейшего воздуха (достаточно для 1800 человек), поглощать 92 кг углекислого газа и понижать температуру примерно на 5 градусов, подсчитали ученые института Terrain в Граце. ВОЗ рекомендует высаживать в городах хотя бы 9 кв. м зеленых насаждений на человека. В Лондоне этот показатель равен 27 кв. м, в Амстердаме – 87,5 кв. м, в Москве – 20,2 кв. м.

Прогрессивные проекты зданий теперь предусматривают интеграцию зелени практически непосредственно в строительные конструкции. Таковы, например, большинство из 23 проектов, участвовавших в конкурсе на «переосмысление Парижа», итоги которого подвели в феврале 2016 г. А башни Bosco Verticale в Милане по проекту Стефано Боэри доказали всему миру, что 2000 кустарников и 900 деревьев на фасадах небоскребов – реальность, причем если высадить их все привычно «по горизонтали», то получится почти целый гектар леса.

Джеймс Ренси и Дэн Бараш вырастили почти что тропический сад в заброшенном нью-йоркском трамвайном депо под землей. В проекте Low Line они использовали специальную систему параболических зеркал для накопления и перенаправления света. Рассмотреть возможность использовать эту технологию для подземных переходов пообещали и московские власти.

Умный город

«Со временем городские процессы и инфраструктура усложняются, и старыми методами работать с ними невозможно, – говорит Олег Майданский, руководитель направления интеллектуальных городских систем компании КРОК, крупного поставщика IT-услуг. – Нужно непрерывно обрабатывать огромный объем информации – без соответствующих IT- и инженерных решений уже не обойтись». Так появились концепции Smart City (умный город) и Data Driven City (город, управляемый данными).

Smart City не только сокращает расходы и оптимизирует потребление ресурсов, но и делает город безопаснее для жителей: снижает риски ДТП, предсказывает всплески преступности в тех или иных районах, вычисляет места повышенной пожароопасности. Благодаря анализу больших данных (в том числе от мобильных операторов и систем видеонаблюдения о перемещениях, а также со специально устанавливаемых датчиков), умным можно сделать буквально все.

Активнее всего возможности Smart City используются в управлении транспортными системами: светофоры регулируют трафик так, чтобы минимизировать заторы; табло на остановках и приложения в телефоне выводят информацию о движении автобусов и троллейбусов и т. д.

Барселона первой внедрила умный паркинг: датчики под асфальтом автоматически подсчитывают количество свободных мест на разных участках парковки. А в Сиднее система контроля SCATS на 11 000 перекрестков не только адаптирует свою работу к ситуации на дорогах, но и дает приоритет общественному и экстренному транспорту.

Кроме транспорта умные системы внедряют в управлении водой, электросетями и даже сбором мусора.

Лучший в третьем мире

С точки зрения специалистов, Москва демонстрирует впечатляющие успехи в поиске ответов на вызовы: в ежегодном исследовании городов семи ведущих стран с развивающейся экономикой, которое проводит PwC, Москва впервые заняла в итоговом рейтинге первое место, опередив конкурентов по пяти индикаторам из 10. Москва опережает Пекин и Стамбул в вопросах интеллектуального капитала и инноваций, находится на одном уровне с китайской столицей по уровню технологической готовности, обгоняет Пекин, Мехико и Стамбул в вопросах транспорта и инфраструктуры, находится на первом месте по критерию устойчивого развития и окружающей среды, а также по показателям демографии и приспособленности к жизни. Второе место в рейтинге занял Пекин, третье – Мехико.

Правда, у москвичей представление о результатах развития города другое. По данным PwC, лишь 13% жителей никогда не задумывались о переезде, а 31% мечтает переехать в любой другой город из-за «желания жить в более комфортной среде». Но комфорт, как показывают те же опросы, – понятие очень субъективное. Для кого-то это отсутствие шума, для кого-то – наличие парка под боком, кому-то не хватает детской площадки во дворе. &

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector