- Сделаем мир чуточку лучше: какие проблемы волнуют современных детей
- Экология — самая популярная тема у участников конкурса
- Инклюзия и помощь людям
- Дружелюбная урбанистика
- Образование в формате Key visual
- Проблемы социализации современного ребёнка
- 6 самых главных трудностей первоклассников
- На что чаще всего жалуются учителя и сами дети
- Как понять, что у ребенка проблемы в школе
- Не предъявляйте завышенных требований
- Учитывайте индивидуальные особенности
- Если ребенок обидчивый
- Как помочь легко возбудимому ребенку
- Как преодолеть стеснительность
- Если ребенок медлительный
- Как бороться с невнимательностью
- Если ребенок слишком торопится
Сделаем мир чуточку лучше: какие проблемы волнуют современных детей
Через 30 лет управлять миром и менять его будут представители поколения «альфа» — люди, рождающиеся с 2010 года по настоящее время. По прогнозам исследователей, это будет самая финансово обеспеченная, долгоживущая и технологичная генерация. Существует гипотеза, что за свою жизнь им придется сменить около пяти сфер деятельности и получать образование в формате lifelong learning. «Альфы» живут в относительно мирное время и обладают крепкими высоко моральными ценностями. А также они, по сути, являются поколением, которое обладает наибольшим количеством инструментов влияния на мир.
Управляемая детьми компания Yummy United и Фонд «Сколково» провели конкурс детских идей «Большое начинается с малого», дающий возможность ребятам предложить свое видение того, что сегодня нуждается в преобразованиях. По итогам конкурса было получено более 300 заявок со всей России, проанализировав которые мы выяснили, на развитие каких ценностей и сфер жизни будет направлено внимание будущего поколения. К разработке проектов приглашались команды, состоящие из детей от 8 до 12 лет и одного взрослого наставника. Участникам было предложено выявить одну важную проблему своего региона и разработать ее решение. Лучшие проекты уже размещены на платформе для сбора средств для последующей реализации. На основе конкурсных кейсов мы выявили трендовые темы, волнующие подрастающее поколение.
Экология — самая популярная тема у участников конкурса
По данным исследования Wunderman Thompson Commerce, современные дети хотят на уровне своей профессиональной деятельности помогать планете (67%), использовать технологии для изменения мира (51%) и работать на свежем воздухе (46%). Одна из самых критичных проблем экологии на данный момент — загрязнение пресных водоемов. Школьники из Рыбинска и Ижевска предложили решения, которые можно масштабировать уже сейчас.
Команда из города Рыбинск предлагает собрать биофильтр «Фитодрейс» на основе высших водных растений и двустворчатых моллюсков дрейссен. Фильтр представляет собой систему ящиков с растениями и моллюсками, которая устанавливается в очищаемый пруд или озеро. Решение может быть масштабировано на водоемы разной величины: чем больше водоем, тем больше отсеков в системе.
Ольга Петрова, руководитель команды «Фитодрейс»:
«Нас беспокоит загрязнение пресных водоемов от сточных вод и в период весеннего паводка из-за неисправных ливневых сливов, недостаточной очистки стоков промышленных предприятий. Предложенный нами метод основан на теории медиации — очистка пресных вод и атмосферного воздуха за счет биологических объектов. В 2021 году мы планируем установить первую систему фильтров «Фитодрейс» в Рыбинске».
Похожее решение на конкурс прислала команда из Ижевска. Ребят беспокоит состояние местного пруда, в котором нарушен баланс флоры и фауны из-за сезонного сброса воды, откачанной из жилых районов. Ситуацию может исправить ферма по разведению двустворчатых моллюсков, размещенная внутри ижевского пруда. Технология такова: необходимо поместить несколько моллюсков в сетки, которые будут крепиться к плавучим платформам по типу поплавка. Предусмотрены системы подачи воздуха и регулировки света для комфортного существования моллюсков. Решение компьютеризировано. Такая разработка не только поможет экологии, но и может быть монетизирована: моллюсков едят фермерские животные, а раковины пригодны в строительстве.
Агата, Миша и Максим:
«Ранее ижевский пруд был источником энергии для города. С 2003 года пруд превращается в болото из-за сине-зеленых водорослей. Бороться с этой проблемой пытались разными способами: запускали рыбу-толстолобика, микроводросли, отсасывали ил, но пруд продолжает цвести. Важно решить эту проблему, потому что из него производится забор питьевой воды для горожан».
Дети из села Каменки (Нижегородская область) придумали передвижную станцию переработки органических отходов «ЭКО-Умница» на основе системы rNatura. Она позволит избавиться от био-мусора и улучшить состояние почвы за счет производимого компоста. Это обеспечивает круговорот вещей в природе без парникового эффекта.
Игорь и Глеб:
«За год самоизоляции каждый из нас произвел 100 кг мусора. Причем 40% от этого числа составляют пищевые отходы. В нашем поселке плохая почва, где ничего не растет. Мы посчитали, что каждая семья села производит по 2 кг пищевых и органических отходов, а ведь их можно перерабатывать в удобрения!»
Инклюзия и помощь людям
Каждое новое поколение описывают как более инклюзивное, терпимое к людям другой национальности, расы и сексуальной ориентации. Поколение «альфа» продолжит эту линию, но кроме того большую роль в их становлении сыграют родители новой формации. Среди миллениалов активно развивается осознанное родительство: ребенок является полноценным человеком с первых дней жизни, а не по достижению какого-либо возраста или жизненного результата. Поколение «альфа» впитают в себя уважительное и бережное отношение родителей и, повзрослев, будут смотреть на мир через призму своего опыта.
За последние 20 лет в российском обществе значительно возрос уровень инклюзии. Об улучшении жизни людей с ограниченными возможностями говорят чаще и адаптируют городскую среду под их нужды. Принятие людей с инвалидностью — правильное направление в развитии социума, которое продолжат представители поколения «альфа».
В конкурсе «Большое начинается с малого» много внимания было уделено кейсам об инклюзии и помощи людям. На конкурс пришло сразу два кейса на тему городского отдыха для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Команды из городов Татарск и Воткинск разработали спортивные площадки для детей с ОВЗ.
Лера, Катя, Маша, Тимофей (г. Воткинск):
«В нашем городе насчитывается 400 детей с особенностями развития, включая инвалидов-колясочников. В городе есть организация, занимающаяся с ребятами — «Особое детство», но своей площадки для спорта у них нет. Мы нашли место, где можно организовать ее. Хотелось бы, чтобы дети с особенными возможностями здоровья радовались детству и занимались спортом вместе с нами».
Команда «Шустрые парни» (г. Татарск):
«В нашей школе есть дети, которые не могут отдыхать вместе с нами. Поэтому мы придумали адаптированную детскую площадку и создали 3D-макет. Планируется, что на ней будут безопасные качели и зона отдыха со столом, за которым смогут сидеть как обычные дети, так и дети-колясочники».
Команда из Владивостока в своем кейсе раскрывает проблему детской беззащитности перед обществом. Просто перемещаясь по улице, ребенок может встретить агрессивно настроенного человека, получить аморальное предложение или встать перед выбором в социально-сложной ситуации. Что делать? Участники конкурса предлагают создать чат-бота, где каждый ребенок может задать вопрос, как ему поступить в той или иной ситуации и моментально получить ответы. Кейс построен на двух важных трендах: передача опыта и популярность мобильных приложений.
Федя, Андрей, Света:
«Что делать маленькому ребенку на улице, когда он сталкивается со сложными ситуациями? С ним нет родителей, но есть мобильный телефон с нашим приложением. Там ребенок может задать вопрос и получить ответы».
Дружелюбная урбанистика
Города перестают быть промышленными хабами и становятся территориями комфортного проживания человека — это направление уже начало развиваться в крупных городах России благодаря миллениалам. Стив Каддинс, эксперт Института дизайна и урбанистики, считает, что причины тренда — в новых поколениях, которые имеют более крепкие моральные ценности, с заботой и ответственностью относятся к городу, в котором живут. Кроме того, специалист отмечает, что драйвером городских изменений могло стать широкое распространение туризма: мы живем в мире, где можно сравнить свои условия жизни с другими и забрать себе успешный опыт.
Команда из города Абакан предлагает сделать свой город дружелюбнее для детей. Ребята выявили такой момент: многим школьникам негде дождаться родителей после школы, на улице это делать холодно. Поэтому команда предлагает установить теплую остановку во дворе школы, в которую ребенок мог войти по индивидуальной карте школьника.
Оля, Артем, Олеся:
«Стены остановки будут прозрачные, чтобы можно было видеть, что происходит на улице, а с улицы — что происходит внутри. На крыше будут установлены солнечные батареи, чтобы комплекс сам себя обеспечивал энергией. Внутри предлагаем установить инфракрасные батареи, которые будут работать с учетом внешней температуры, розетки для зарядки устройств, Wi-Fi и планшеты для экстренной связи с родителями».
Команда Инженерно-технологической школы № 777 из Санкт-Петербурга на конкурс прислала кейс на стыке урбанистики и заботы об экологии. Власти города сажают мало деревьев, горожане могли бы заняться озеленением самостоятельно. Но возникает много вопросов: где и что сажать, с кем согласовывать? Для решения проблемы загрязненного воздуха в городе участники конкурса предлагают создать цифровую среду по озеленению городской территории «Зеленая платформа». Здесь каждый может принять участие: физическое лицо, группа людей, образовательное учреждение или предприятие. В приложении можно подать заявку на посадку зеленых насаждений, которую согласовывают власти. Участник проекта может сажать деревья и кусты и получать за это баллы. Вознаграждение можно обменять в магазинах партнеров на скидки или товары. Геймификация — самая важная часть проекта, так как мотивирует горожан к участию.
Команда Инженерно-технологической школы № 777:
«По данным исследования географического факультета МГУ, в нашем городе только 36% площади озеленено. Согласно мировым стандартам, озеленение должно составлять не менее 50%. Наша мотивационная платформа поможет решить эту проблему».
Анастасия Зеленова, руководитель Департамента социальной и образовательной политики Фонда «Сколково»:
«Некоторые тренды развития современной урбанистики — это создание комфортной, ориентированной на человека и его потребности городской среды, формирование сообществ и поиск идентичности района и города, а также поиск подходов к соучаствующую проектированию. Удивительно и приятно видеть, что современные young adults (начинающие взрослые) эти тренды улавливают и предлагают классные и вполне рабочие решения существующим проблемам».
Образование в формате Key visual
К двухлетнему возрасту 90% детей-альфа умеют обращаться с планшетом самостоятельно, а к пяти годам становятся автономными пользователями, то есть получают первый собственный гаджет. Поэтому не удивительно, что это поколение воспринимает технологии не как отдельный компонент лайфстайла, а живут ими. Соответственно, становится понятным и стремление цифровизировать ту часть жизни, где они сейчас проводят 50% своего времени — образовательный процесс.
Команда «22 утенка» из Новосибирска предлагает кардинально изменить процесс обучения — заменить взрослых детьми. Ребята придумали образовательную YUMMY School, где дети смогут преподавать и прослушивать уроки. Любой авторизованный пользователь сможет записать видео-урок, загрузить его на платформу. Пройдя модерацию, урок попадает в открытый доступ для учеников.
Команда «22 утенка»:
«Нередко детям сложно понять учителя, нам кажется что мы говорим на разных языках. А что, если уроки будут вести дети? На этой мысли и основано наше решение. Представьте себе такое будущее».
Чтобы процесс обучения перестал вызывать скуку у большинства школьников, команда «Умка» из Новосибирска предлагает добавить в образовательные материалы страницы с QR-кодами. Наводя на код телефон, можно увидеть впечатляющие картинки, которые дополнят информацию из учебников и улучшат ее запоминание за счет визуального эффекта. Эта механика может быть реализована и за счет очков виртуальной реальности. Участники конкурса предлагают сделать в школе класс с компьютерами и очками. Садясь за ПК, ребенок выбирает главу учебника, которую нужно изучить, надевает VR-очки и оказывается на месте происходящих событий. Механика особенно актуальна для уроков истории, но может быть применена для любых тематик.
Команда «Умка»:
«Как же надоели эти скучные учебники! Сейчас тема виртуальной и дополненной реальности очень актуальна. Мы предлагаем совместить ее со школьными учебниками. Мы считаем, что благодаря нашей идее многим школьникам понравится учиться, и они смогут исправить свои оценки».
Сооснователь Yummy United Олег Бериев:
«Детский взгляд на многие вещи, не только на глобальные, действительно уникален. Он часто раскрывает мир под другим углом и делает очевидным то, чего «замыленный» взрослый взгляд может не увидеть. Мы наблюдаем это на протяжении всего времени взаимодействия с детьми. Они сейчас имеют намного больше возможностей для изучения мира и влияния на его, чем все предыдущие поколения. В совокупности с этим, фантазия, искренность и отсутствие рамок дают многообразие решений и высокую эмоциональную вовлеченность. Задача взрослых — разглядеть в этих идеях ценность и помочь воплотить их в реальные дела, в маленькие, но важные победы. Так будет рождаться новое поколение, способное изменить мир к лучшему».
Проблемы социализации современного ребёнка
Ольга Тарасова
Проблемы социализации современного ребёнка
Проблемы социализации современного ребёнка
«Умение ребенка правильно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Чтобы ребенок стал успешен, интеллектуально развит, коммуникабелен, ему необходимо общаться. Одно из главнейших качеств коммуникации для человека – это речь. Все чаще мы сталкиваемся с тем, что у детей часто проявляются речевые нарушения. Особенно остро мы сталкиваемся с этим, когда ребенок впервые идет в детский сад. Одни застенчивы, замкнуты, робки, скованны, плаксивы, другие не могут задать и ответить на вопросы, не могут сформулировать свои мысли, затрудняются в установлении контакта с детьми и взрослыми. Другие же дети, наоборот,эмоционально неустойчивы: суетливы, крикливы, агрессивны, не умеют вести сдержанно разговор, часто вступают в конфликты и не умеют разрешить его вежливой формой. Чем сложнее ребенок адаптируется в детском саду,тем заметнее у него нарушение коммуникативной функции речи: неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, скудный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. Что же такое «социализация»?
«Социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад, и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования.
Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Педагоги «нарисовали» портрет современногоребенка исходя из собственных наблюдений:
Данные исследования: современный дошкольник!
Он развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный, импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
— Дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. По нашему мнению, это «наслушанность», под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
— У большой информируемости есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бъют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программ обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса.
Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с людьми.
Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка через игру, беседы, общение, чтение привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.
При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения, проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальноеразвитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях: социализация, индивидуализация.
В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.
Задача нас, педагогов помочь родителям прочувствовать, пережить и адекватно оценить проблемы ребенка в сфере общения, вовремя поддержать, предложить своевременную, компетентную помощь. Только тесная взаимосвязь педагогов и семьи гарантирует успешное социальное развитие подрастающего поколения.
Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.
«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.
«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства Людмила Рыбакова. «Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства. «Величайшие научные открытия со временем.
День рождения Деда Мороза: история современного волшебника Как ни удивительно, но родился добрый Дедушка Мороз осенью. Все дети и взрослые, верящие в чудеса, празднуют день рождения зимнего волшебника.
Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.
Консультация для родителей «Эмоциональные и поведенческие проблемы ребёнка, как их решать» Дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребёнка. Именно в это время начинается общение со сверстниками,.
Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.
Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.
Стихи по теме «Профессия 6», направлены на ознакомление ребёнка с пользой профессии, с личным участием ребёнка в событиях Уважаемые педагоги, в настоящей публикации рассматривается три профессии: машинист поезда, овощевод, пекарь-кондитер. Направленные на объяснение.
6 самых главных трудностей первоклассников
На что чаще всего жалуются учителя и сами дети
Елена Ульева педагог, автор книг для детей и родителей
Многим сегодняшним детям начало первого класса дается с трудом. При этом родители, вспоминая свои школьные годы, могут не придавать значения трудностям первоклашки, списывать их на адаптацию к школе. Как быть внимательным к ребенку и в то же время избежать гиперопеки? Какие особенности ребенка могут осложнить ему школьную жизнь?
Как понять, что у ребенка проблемы в школе
В новой обстановке ваш малыш может столкнуться с самыми разными проблемами. Помочь ему с ними справиться надо вовремя, не дожидаясь, когда они нарастут, словно снежный ком. Как же узнать, что у ребёнка в школе все в порядке или, наоборот, возникли трудности?
Во-первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.
Во-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его чтото беспокоит?
В-третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста «Лесенка». Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих. Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.
О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.
Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя «ты-предложения». Например: «Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-то беспокоит тебя. Что-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился». Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.
Не предъявляйте завышенных требований
Для родителей ребенок — самый лучший, самый умный, самый замечательный. И учиться должен лучше всех. А как же иначе?
Когда малыш вдруг начинает приносить из школы плохие оценки, у родителей случается паника. Как же так? Самый лучший ребёнок плохо учится? Не может быть! Родители, завышенные ожидания которых не оправдались, порой начинают давить на малыша, стыдить, ругать, заставлять его заниматься день и ночь, добиваясь отличного результата.
Зная, что его ждёт наказание, малыш начинает врать, отдаляться от родителей. Из-за этого страдают все. Родители не имеют душевной связи со своим ребёнком. Малыш остаётся наедине со своей проблемой, считая, что он расстраивает родителей, что они недовольны им, что для них важен не он, а его идеальные поступки и хорошие оценки. Как ребёнок в этом случае будет относиться к учёбе в школе? Как к ненавистной повинности.
Каждый ребёнок хочет быть хорошим, каждый ребёнок хочет, чтобы его хвалили. Поэтому любовь родителей должна быть безусловной. Когда малыш знает, что он самый хороший, несмотря ни на что, это мотивирует его становиться ещё лучше. А с ошибками всегда можно справиться, особенно когда родители в этом помогают.
Начните хвалить ребёнка за то, что у него получается: «Справился с этим, одолеешь и другие задания. Всё у тебя получится!» Возможно, ему не даётся какойто один предмет, но зато отличные результаты по другим.
Подскажите ребёнку алгоритмы решения задач, примеров, написания упражнения. Выработайте способ оптимального выполнения домашнего задания, и ваш ребёнок скажет вам спасибо!
Учитывайте индивидуальные особенности
Не секрет, что каждый человек приходит в этот мир особенным — ни на кого не похожим. Он не хуже и не лучше других. Но он не чистый лист! У него уже есть свой темперамент, свои особенности личности. А уж как он реализует их, будет зависеть от родителей, окружающей среды и от него самого. Сможет ли он раскрыть и развить свои способности? Как реализуются его психологические качества? Станут положительными или отрицательными? Каким человеком он станет? Конечно, каждый родитель мечтает, что его ребёнок будет идеальным. Но так не бывает.
У каждого человека есть недостатки. И каждый из недостатков неизбежно будет мешать учиться. Торопливость не будет давать возможности сосредоточиться. Изза медлительности ребёнок будет отставать. Поэтому, в зависимости от недостатка, нужно выбрать методы их исправления. Итак, ваши задачи:
Если ребенок обидчивый
Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: «Меня нельзя обижать! Я хороший!», «Кто обзывается, сам так называется!», «Это моя игрушка. Надо спросить разрешения».
Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.
Как помочь легко возбудимому ребенку
Есть дети, которые ни минуты не сидят на месте. Они легко возбудимы, им трудно успокоиться. Это обусловлено особенностями нервной системы. «Перепрограммировать» её, конечно, нельзя, но вот направить энергию маленького непоседы в нужное русло, научить ребёнка контролировать себя нужно.
Помогите малышу научиться успокаиваться, когда это необходимо: делать дыхательные упражнения, контролировать эмоции, гасить агрессию, беспокойство. Подберите занятия по душе, которые приучат малыша работать сосредоточенно в течение некоторого времени (чтение интересной сказки, раскрашивание машинок, работа с конструктором). Постепенно увеличивайте время таких занятий, и сын или дочь станет более усидчивым.
Как преодолеть стеснительность
Бывает так, что ученик всё знает, но стесняется отвечать у доски, волнуется, нервничает и изза этого получает плохие оценки. Как ему помочь, например, рассказать перед всем классом стихотворение? Сначала нужно как следует выучить его. Затем вместе отрепетируйте выступление: пусть ребёнок продекламирует стихотворение перед зеркалом. Потом пусть расскажет стихотворение своим друзьям или близким (и услышит от них слова восхищения и поддержки). После всего этого он великолепно прочитает стихотворение на уроке.
Постарайтесь повышать самооценку ребёнка, внушайте, что у него всё получается, ему нечего стесняться, поддерживайте его и почаще хвалите.
Если ребенок медлительный
Первоклассник начал писать крючки и отвлёкся, так и не дорешал задачу, не смог дочитать рассказ, устал. Кто из родителей школьников не сталкивался с подобными проблемами? Как же помочь своему малышу, который, скорее всего, является флегматиком?
Флегматики — это люди, которые никогда никуда не торопятся. А зачем? Они не привыкли спешить. Но в школе необходимо всё делать вовремя. Весь класс не будет ждать, пока маленькая черепашка допишет крючки. Да и дома растягивать время плохо, нельзя же с домашней работой сидеть до ночи.
Чтобы флегматик привыкал делать всё быстрее, пробуйте устраивать соревнования, давать в помощь часы, мотивировать. Надо научить ребёнка организовывать свой учебный или трудовой процесс. Работать нужно по плану:
Как бороться с невнимательностью
Как же страдают многие первоклассники от невнимательности! Ребёнок, имеющий данный недостаток, не может ни на чём сосредоточиться. Он забывает, о чём думал только что, постоянно отвлекается. Его мысли скачут, как мячики. Как же преодолеть этот недостаток?
В начале учебного года ребенок ещё не умеет сам собираться в школу. Ему нужно сделать все задания, сложить учебники в портфель, не забыть сменку и спортивную форму. И это пока для него сложно. Поэтому заранее готовьте малыша к выполнению разных важных дел. Отработайте с ним алгоритм: сначала, потом, в конце. Научите его контролировать выполнение, проверять, что получилось. От простых дел — принести, подать, переходите к сложным — приготовить, накрыть на стол. Это научит школьника организовывать свою работу, поможет развить внимательность, стать взрослым, самостоятельным человеком.
Если ребенок слишком торопится
Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. «Быстрее!», «Что ты копаешься?», «Я долго буду тебя ждать?» — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.
Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: «Быстро хорошо не бывает». Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.
Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.
Статья предоставлена издательством «Стрекоза»