с какими оценками берут на бюджет

Содержание
  1. Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ
  2. Разбираем изменения в порядке приема
  3. Кого коснется
  4. Курс о больших делах
  5. Как было раньше
  6. Что изменилось
  7. Что с этим всем делать
  8. Как я получил среднее профессиональное образование
  9. И почему не хотел учиться в вузе
  10. Что такое среднее профессиональное образование
  11. Почему я решил получить СПО
  12. Как я поступал на СПО
  13. Как я учился
  14. Мои доходы во время учебы
  15. Как я писал и защищал диплом
  16. Почему я не стал учиться в вузе
  17. Кем я работал
  18. Минусы СПО
  19. Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
  20. За СПО — будущее
  21. Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
  22. Льготы при поступлении в вуз
  23. Какие бывают и кому положены
  24. Основные положения о порядке поступления в вуз
  25. Виды льгот при поступлении в вуз
  26. Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе
  27. Как воспользоваться льготами
  28. Что делать, если отказали

Выпускникам колледжей и техникумов станет сложнее поступить в вуз без ЕГЭ

Разбираем изменения в порядке приема

Выпускникам учреждений среднего профессионального образования — колледжей, техникумов и профессиональных училищ — станет сложнее избежать ЕГЭ при поступлении в вуз.

Теперь высшие учебные заведения обязаны или проводить профильные вступительные по каждому предмету для тех, кто получил СПО, или принимать по ЕГЭ.

Изменения зафиксированы в приказе № 753, который вносит изменения в действующий порядок приема в вузы.

Кого коснется

Ежегодно около миллиона выпускников школ поступают в учреждения СПО. Часто это связно с двумя целями: начать освоение профессии пораньше и иметь возможность не сдавать ЕГЭ.

Около 10% выпускников учреждений СПО хотят продолжить обучение по программам высшего образования. Раньше у них было больше вариантов поступить без ЕГЭ, теперь это станет значительно сложнее.

Курс о больших делах

Как было раньше

У выпускников учреждений СПО было три варианта вступительных испытаний в вузы.

Сдавать ЕГЭ. Вуз имел право установить, что формой вступительного испытания на базе СПО служит ЕГЭ. В целом поступить по ЕГЭ можно было всегда, вне зависимости от учебного заведения.

Сдавать экзамены по общеобразовательным предметам по правилам, установленным вузом. Если от школьников требовали русский язык, математику и физику, то и от выпускников учреждений СПО требовали аналогичные экзамены. Но форму сдачи вуз устанавливал сам — обычно это письменная работа по билетам. Такой формат был самый частый.

Если выпускник школы мог сдать ЕГЭ один раз и направить его результаты во все вузы страны, выпускнику учреждений СПО приходилось сдавать экзамен в каждом вузе по местным правилам. Например, на экзамене по физике один вуз мог спрашивать теорию, а другой — просить решить несколько задач.

Сдавать иные экзамены, установленные вузом. Для бывшего ученика колледжа экзамен по биологии могли заменить на экзамен по фармации — дисциплине о лекарствах. Но такой формат не был распространен.

Что изменилось

Теперь вторая опция — с экзаменами по школьным предметам — недоступна. Университет должен для каждого общеобразовательного вступительного испытания установить соответствующее вступительное на базе профессионального образования или принимать только по ЕГЭ — эта опция остается у абитуриента всегда. В первом случае бывший студент колледжа вместо математики, к примеру, будет сдавать математику в технических науках, а вместо информатики — информатику в технических науках.

Для новых вступительных вуз должен руководствоваться «родственными» программами в среднем профессиональном образовании. Степень родства вуз определяет самостоятельно. Университет может рассуждать так.

Есть вузовская специальность — 31.05.01 «Лечебное дело». Ей соответствуют следующие программы СПО:

Университет открывает ФГОСы этих специальностей или учебные планы и смотрит, что изучают выпускники. Далее устанавливает, что желательными вступительными для него будут не просто химия и биология, как для школьников, а, скажем, анатомия человека и медицинская биохимия.

Есть вузовские специальности, которым соответствие на базе СПО найти сложно: 37.03.01 «Психология», 47.03.01 «Философия», 41.03.05 «Международные отношения» и другие. Например, Государственный университет управления не установил соответствия для направлений 39.03.01 «Социология» и 41.03.04 «Политология».

Исключение составляет русский язык. Он обязателен для всех поступающих вне зависимости от предыдущего образования. Вуз самостоятельно принимает решение, профилировать русский или оставить общеобразовательным, но профилирование русского мне пока не встречалось.

Что с этим всем делать

По идее, норма призвана облегчить выпускникам учреждений СПО поступление в вуз по профильной специальности. Пришел и сдаешь то, что учил в колледже. Но вуз может установить на разные специальности разные экзамены. В таком случае, если подавать документы сразу на несколько специальностей, разных вступительных будет слишком много.

Скажем, выпускник учреждения СПО хочет в 2022/2023 учебном году поступить в Государственный университет управления на одну из следующих специальностей: «юриспруденция», «реклама и связи с общественностью», «гостиничное дело». Для каждой из них будут разные вступительные испытания. А при приеме на базе среднего общего образования это все относится к обществознанию — и результат ЕГЭ по этому предмету сразу засчитают на всех трех направлениях.

Для абитуриента — выпускника учреждения СПО встает вопрос, не лучше ли сдать ЕГЭ вместо профильных экзаменов, ведь ЕГЭ примут везде.

Источник

Как я получил среднее профессиональное образование

И почему не хотел учиться в вузе

Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.

Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.

Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.

Что такое среднее профессиональное образование

Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:

Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.

Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».

После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».

После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.

Почему я решил получить СПО

Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.

Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.

Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.

Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.

Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ

Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.

Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.

Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.

Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.

Как я поступал на СПО

Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.

Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.

В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.

Как я учился

Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.

Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.

Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.

В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.

Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.

заплатила моя мама за три года моей учебы

Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.

На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.

Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.

Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.

Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.

Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.

Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.

Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.

На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.

Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.

Мои доходы во время учебы

Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.

моя стипендия в 2012 и 2013 годах

Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.

Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.

Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.

Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.

На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.

Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.

Как я писал и защищал диплом

Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.

К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».

Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.

В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

Почему я не стал учиться в вузе

Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.

Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.

Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.

Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.

Кем я работал

Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.

я получал на первой работе в месяц

Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т⁠—⁠Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.

Минусы СПО

Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.

Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.

Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.

Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.

Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.

Знания из колледжа помогли мне начать свое дело

В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.

В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.

СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.

За СПО — будущее

В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.

h1TNIK0QRMaKgiF

Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.

Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.

Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза

Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.

Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.

Источник

Льготы при поступлении в вуз

Какие бывают и кому положены

Учиться в вузе можно на бюджете или по договору. На бюджете — это когда государство или регион полностью оплачивает обучение. По договору — когда студент платит за обучение самостоятельно или за него это делает какая-то организация.

В вуз поступают по результатам ЕГЭ и иногда по результатам дополнительных испытаний, если у вуза есть на это право и он устраивает такие испытания. Поступить на бюджет можно только на конкурсной основе — по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний. Вуз принимает на бюджет тех, кто набрал больше баллов.

Но есть категории абитуриентов, которые имеют право поступить на бюджет по льготе — без конкурса, по специальной квоте или в преимущественном порядке.

Основные положения о порядке поступления в вуз

В вузе может быть несколько программ обучения: бакалавриат, специалитет и магистратура. На бакалавриат и специалитет поступают абитуриенты после 11 класса или колледжа. В магистратуру — только с высшим образованием.

п. 5, п. 7 приказа
Минобрнауки РФ
от 14.10.2015 № 1147

Для поступления на обучение нужно подать заявление о приеме и принести необходимые документы. Абитуриент имеет право подать заявление в пять вузов и в одном заявлении указать до трех специальностей, на которые он хотел бы поступить. В заявлении указывают и форму обучения — бюджетную или договорную.

Сначала вуз зачисляет поступающих без экзаменов и по квоте. Потом — всех остальных.

Виды льгот при поступлении в вуз

Льготно поступить в вуз можно без экзаменов, по квоте или по преимущественному праву зачисления. Еще вуз может давать поступающим дополнительные баллы за индивидуальные достижения в олимпиадах или спорте и таким образом увеличивать их шансы поступить на бюджет.

п. 33, п. 37, п. 38 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Право на зачисление без экзаменов имеют:

Олимпиадники имеют право поступить в вуз только по профилю олимпиады. Например, если школьник участвовал в олимпиаде по математике, его будущая специальность должна быть с ней и связана. Вуз сам решает, соответствует ли профиль олимпиады выбранной специальности.

Олимпиадники имеют право поступить без экзаменов в течение четырех лет после года, в котором проводилась соответствующая олимпиада.

Все льготники имеют право поступить без дополнительных испытаний, которые может устраивать вуз. Если дополнительных испытаний нет, вуз присвоит льготникам максимальное количество баллов по ЕГЭ по одному общеобразовательному предмету.

Поступление в рамках особой квоты. Государство и регионы могут выделять деньги на обучение студентов — это называется особой квотой. По закону они оплачивают не менее чем 10% мест по одному направлению обучения. Например, если в вузе по одной программе обучения всего 100 мест, то как минимум 10 из них будут по особой квоте.

Вот кто имеет право на поступление в вуз в рамках особой квоты:

Поступление в рамках целевой квоты. Квоту на обучение могут давать организации — это называется целевой квотой. Поступающий заключает целевой договор с организацией, заинтересованной в его обучении по определенной специальности с последующим приемом на работу. А та в свою очередь просит вуз выделить одно или несколько мест на обучение по определенной специальности и оплачивает обучение студента. Выпускник целевого направления будет обязан отработать какое-то время в организации.

Вуз может установить свои условия поступления в рамках целевой квоты.

Льготы за индивидуальные достижения. Поступающие имеют право заявить о своих индивидуальных достижениях и таким образом увеличить свои шансы на бюджет.

За индивидуальные достижения вуз может начислять баллы или использовать достижение в качестве преимущества одного абитуриента перед остальными.

Вуз может поощрять за достижения в спорте, учебе или другой деятельности.

Достижения в спорте подтверждает золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» — ГТО — и удостоверения к нему установленного образца.

Достижения в учебе — школьный аттестат с отличием, в том числе золотая или серебряная медаль; диплом с отличием о среднем профессиональном образовании.

Другие достижения абитуриентов:

При поступлении в вуз по льготе за индивидуальные достижения абитуриент представляет документы, подтверждающие получение таких результатов. Не нужно подтверждать только оценку, выставленную вузом по результатам проверки итогового сочинения.

Например, волонтеры предоставляют личную книжку волонтера. Получить ее можно в бумажном или электронном виде. В бумажном — в специальном волонтерском центре. В электронном — на сайте «Добровольцы России». В Москве получить ЛКВ можно в центре «Мосволонтер».

Право преимущественного зачисления. Есть категории абитуриентов, которые имеют право на преимущественное зачисление в вуз. Это значит, что при прочих равных условиях — баллах ЕГЭ, вступительных испытаний и других одинаковых достижениях — их зачислят в первую очередь. Разберем подробнее.

Категории абитуриентов, которые могут поступить по льготе

Право на преимущественное зачисление есть у таких абитуриентов:

п. 35, п. 36 приказа Минобрнауки РФ № 1147

Дети военнослужащих имеют право на поступление по квоте и преимущественное зачисление в вуз, если родитель погиб при исполнении, умер из-за увечья или заболевания, которое получил на службе. А также если их родители служили по контракту или уволились с военной службы из-за возраста или состояния здоровья при условии, что общая продолжительность их военной службы 20 лет или больше.

Военнослужащие имеют право на бесплатное обучение на подготовительных курсах вуза в следующих случаях:

Эти категории льготников имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения экзаменов.

Победители олимпиад имеют право поступить в вуз без экзаменов или получить 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету по профилю олимпиады — по выбору абитуриента.

При потере кормильца назначается специальная пенсия, но она не дает права поступить в вуз по льготе. Но если студент потерял обоих или единственного родителя, он имеет право на государственную социальную стипендию.

Молодые матери и дети из многодетных семей поступают в вуз наравне с остальными абитуриентами. Федеральные льготы для них не предусмотрены.

Как воспользоваться льготами

Чтобы воспользоваться льготами, подавайте в вуз необходимые для поступления документы, в том числе с правом на льготу. В заявлении укажите, что есть право на льготу, и приложите подтверждающий документ.

Если абитуриент имеет право поступить в вуз без вступительных испытаний, он может подать документы только в один вуз и только по одному направлению. Но одновременно может подать заявления на другие направления о приеме в общем порядке, без использования особого права. В тот же или другой вуз.

Право на 100 баллов абитуриент может использовать при поступлении на обучение по различным условиям или основаниям приема.

Например, абитуриент выбирает между филфаком и факультетом журналистики. Он может использовать свое право на 100 баллов по русскому языку для поступления на оба направления.

Куда обращаться. Абитуриент подает документы на поступление в вуз лично, отправляет их через представителя, почтой или в электронном виде, если вуз принимает электронные копии.

Необходимые документы. Для поступления в вуз понадобятся следующие документы:

Заявление о приеме документов нужно взять в приемной комиссии, если абитуриент подает документы лично. Если отправляет документы почтой, заявление нужно скачать на сайте вуза и заполнить.

Вот документы, которые подтверждают право на льготу:

Подойдут оригиналы и копии документов — заверять их нотариально не нужно.

Порядок оформления. Абитуриент подает документы в вуз и ждет списка поступающих. Вуз должен опубликовать список не позднее 27 июля — на официальном сайте и на информационном стенде.

Сначала вуз зачисляет льготников: поступающих без экзаменов, на места в пределах особой или целевой квоты. Потом — абитуриентов, пользующихся преимущественным правом, а затем — всех остальных.

Когда вуз вывешивает первые списки, абитуриенту нужно найти в них себя и посмотреть, по какой основе обучения его собираются зачислить — на бюджет, по квоте или как-то еще.

Если он согласен с основой обучения, то подает заявление о согласии на зачисление. В нем указывает условие поступления и основание приема по конкурсу, в соответствии с результатами которого хочет быть зачисленным. Еще понадобятся оригиналы подтверждающих документов. Подать подтверждающее заявление нужно до 28 июля.

Далее вуз зачисляет на оставшиеся бюджетные места. Подать заявление о согласии на зачисление нужно до 1 августа. Если бюджетные места закончились, но остались места по квоте, вуз может зачислить на них поступающих без вступительных испытаний.

После этого начинается вторая волна зачисления — подать заявление о зачислении нужно до 6 августа.

При поступлении на бюджет абитуриент может подать заявление о согласии на зачисление 1—2 раза. Он может сначала подать заявление, передумать и снова подать, а вуз не вправе ему в этом отказать.

Что делать, если отказали

Если абитуриент все сделал правильно, но вуз отказал в зачислении на бюджет, нужно попросить письменный отказ. Его можно обжаловать в апелляционной комиссии, в прокуратуре или в суде.

Если абитуриент не согласен с результатами вступительных испытаний внутри вуза, он может обратиться в апелляционную комиссию вуза со специальным заявлением — апелляцией. Апелляцию составляют в письменной форме, в ней указывают причину обращения, например нарушение процедуры проведения экзамена. Апелляцию подают в день сдачи экзамена или объявления оценки, с которой абитуриент не согласен.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector