с какими науками соприкасается дошкольная педагогика

Связь дошкольной педагогики с другими науками

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различным признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те или иные вопросы.

Философия— фундамент педагогики и, в частности, та ее часть, которая специально, занимается проблемами воспитания, получившая название философии воспитания.

Общая педагогика— базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (нормативный).

Связь дошкольной педагогики с другими Науками

Психологические науки (общая психология, детская психология, возрастная, педагогическая, социальная психологии)

Общественные науки (философия, эстетика, этика, социология)

Естественные науки (анатомия, физиология, педиатрия, гигиена)

Кроме того, дошкольная педагогика связана и с рядом других наук (экономика, математика, кибернетика, языкознание, литература и др.).

Структура педагогической науки:

Общая педагогика (преддошкольная и дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы).

Педагогика взрослых, военная педагогика)

image002

Связь процесса воспитания и обучения в системе дошкольного образования

Понятие «образование» есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная и полисмысловая. Однако, несмотря на различие подходов к толкованию понятия образования, в нем содержится нечто всеобщее, единое и сущее. Во многих учебниках, энциклопедиях и справочниках понятие «образование» трактуется как процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием «обучение».

Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта.

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентации, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру (А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев). Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:

— Воспитание осуществляется в образовательном процессе параллельно (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь обучение должно действовать на воспитание.

— Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.

— Воспитание осуществляется и другими (необразовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением.

Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.

Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка.

Под содержанием образования в педагогике понимается вся совокупность основ наук, техники, искусства, культуры, общественной жизни, которую необходимо освоить учащимся. Оно отбирается из всего богатства культурного достояния человечества. Конечно, в детском саду и начальной школе мы не можем представить все многообразие компонентов содержания образования, здесь ограничения налагает возраст детей. Но даже в тех учебных предметах и видах деятельности малышей, которые запланированы в программах обучения и воспитания, содержание образования, чтобы быть истинно воспитывающим, должно отвечать определенным требованиям.

Дата добавления: 2018-05-09 ; просмотров: 2870 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Связь дошкольной педагогики с другими науками

dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Дошкольная педагогика тесно связана с рядом гуманитарных наук: с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук (языкознанием, эстетикой, этикой и т.д.), она опирается на результаты этих наук и берет то, что оказывает влияние на ее развитие (Приложение 3).

Фундаментом педагогики является философия воспитания, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Чтобы лучше понять взаимосвязь биологической и социальной сущностей человека, разобраться в причинах поведения ребенка, педагогика опирается на такие науки, как анатомия и физиология. Особенно большое значение для разработки вопросов обучения и воспитания имеет возрастная физиология, раскрывающая основные принципы строения и закономерности функционирования растущего организма. Без знания этих особенностей нельзя правильно определить средства и методы воспитания, соответствующие возрасту воспитанников, организационные формы проведения тех или иных занятий или воспитательных мероприятий.

Для коррекционной педагогики, в сферу действия которой попадают дети с различными нарушениями и отклонениями в развитии, не меньшее значение имеет блок медицинских наук: терапия, психиатрия, психогигиена и связанные с ними разделы научного знания.

Этика дает теоретическое обоснование морали, углубляет понимание проблем нравственного воспитания подрастающего поколения. Эстетика изучает общие закономерности развития эстетических отношений человека к действительности, искусству, служит научной основой эстетического воспитания.

Источник

Дошкольная педагогика и другие науки: сходства и различия

Вы будете перенаправлены на Автор24

Дошкольная педагогика – наука, которая занимается изучением закономерностей воспитания, развития и обучения детей с момента рождения и до поступления в школу.

Дошкольная педагогика как самостоятельная наука

Дошкольная педагогика является самостоятельной наукой, в связи с чем, она имеет определенные задачи, предмет, объект и методы, что отличает ее от иных наук.

Задачи дошкольной педагогики:

Предметом дошкольной педагогики выступают вопросы воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в возрасте от рождения до поступления в школу.

Методы воспитания – это система взаимосвязанных и последовательных способов работы воспитателя и воспитанников, направленных на достижение цели воспитательного процесса.

Методы дошкольной педагогики: наблюдение, педагогические ситуации, эксперимент, беседа, опрос, анкетировании и тестирование.

Функции дошкольной педагогики как науки:

Готовые работы на аналогичную тему

Дошкольная педагогика выполняет немаловажную роль по обеспечению единства используемых методов и средств воспитания детей в ДОО и семье, а также обеспечивает преемственность между ДОО и школой. Дошкольная педагогика обосновывает цели и задачи, содержание, методы, средства и необходимый результат дошкольного образования.

Таким образом, дошкольная педагогика, является самостоятельной наукой, имеющей свои особенные черты, отличающие ее от иных наук. Выделение дошкольной педагогики в отдельную науку обусловлено особенностями развития детей дошкольного возраста.

Связь дошкольной педагогики с другими науками

В процессе своего становления и развития дошкольная педагогика находилась во взаимосвязи со многими науками. Основной наукой, оказавшей влияние на возникновение педагогики, в том числе и дошкольной, является философия.

Философия является фундаментом педагогики, так как именно философы впервые задались вопросом воспитания и обучения подрастающего поколения. На протяжении долгого времени педагогика была отраслью философии, и только в 17 веке Я. А. Коменский выделил ее в отдельную, самостоятельную науку.

Процесс воспитания детей дошкольного возраста предусматривает воспитание нравственных качеств и компетенций, в связи с чем, дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с такими науками как этика и эстетика.

Помимо этого, дошкольная педагогика опирается на знания, которые содержаться в таких науках как математика, история, экология и т.д. Все эти науки «делятся» знаниями и открытиями с дошкольной педагогикой и способствуют насыщению воспитательно-образовательного процесса актуальной и современной информацией.

Для того, чтобы лучше разбираться в биологической и социальной сущности ребенка, дошкольная педагогика опирается на анатомию и физиологию. Для дошкольной педагогики наибольшее значение, в изучении вопросов воспитания и обучения, имеет возрастная физиология. Благодаря возрастной физиологии раскрываются основные принципы становления и развития организма ребенка. Невозможно без этих знаний организовать и реализовать эффективный воспитательно-образовательный процесс и иные воспитательные мероприятия с детьми дошкольного возраста.

На сегодняшний день наиболее тесная связь дошкольной педагогики прослеживается с психологией, а именно, с возрастной психологией. Возрастная психология исследует закономерности протекания развития психических процессов у ребенка, помогая дошкольной педагогике ориентироваться в возможностях и потребностях детей, а также их восприимчивости к различного рода воздействиям.

Взаимосвязь с социальной психологией обусловлена тем, что ребенок является социальной личностью, то есть его развитие и воспитание должно осуществляться в рамках социума. Только в этом случае можно воспитать полноценную личность, способную жить и работать в обществе.

Интеграция психологических и педагогических наук способствовала возникновению таких пограничных отраслей как:

Процесс воспитания должен быть направлен на всех детей без исключения, в том числе и на детей с нарушениями. Именно поэтому дошкольная педагогика находится во взаимосвязи с коррекционной педагогикой, которая занимается развитием детей с различными видами нарушениями. Через коррекционную педагогику, дошкольная педагогика связана с блоком таких медицинских наук как терапия, психиатрия, психогигиена и т.д.

Следует заметить, что педагогика использует материалы и данные смежных наук не путем механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным анализом условий и границ их применимости в педагогике.

Источник

Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.

Вопросы к экзамену по дошкольной педагогике 3 курс з/о (5 лет)

Дошкольная педагогика как наука.

Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Становление научной педагогики связано с именем Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). Фундаментальной идеей педагогики Я. А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языкедо всех люд ей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых поколений к участию в производстве материальных и духовных ценностей. Современная педагогика – это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.

— Наличие предмета исследования (изучение закономерностей воспитания и развития личности ребенка раннего и дошкольного возраста в семье и дошкольном учреждении)

— Наличие объекта исследования (ребенок, детский коллектив)

— Специфические задачи и функции

Предмет дошкольной педагогики это педагогический процесс (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства), направленные на разносторонее и гармоничное развитие ребенка.

Задачи дошкольной педагогики:

1.Способствовать воспитанию и обучению детей в соответствии с требованиями современного общества.

2.Изучать тенденции и перспективы педагогического процесса дошкольного учреждения как основной формы воспитания и обучения детей.

3.Разрабатывать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Функции дошкольной педагогики – это описательно прикладная (которая заключается в научном описании перспективных программ, моделей, технологий образовательного процесса), прогностическая (заключается в научном прогнозе путей совершенствования, обновления и модернизации образовательного процесса ДОУ), творчески преобразовательная (предполагающая учет научного прогнозирования, научных исследований, создание проектно-конструктивных технологии).

1. эмперический (сбор научных данных, описание явлений, фактов);

2. теоретический (обобщение, систематизация материала);

3. Метотеоретический (изучение самих теорий и разработка путей их построения и модернизации). Этапы научного педагогического исследования:

1. определение проблемы, цели, гипотезы, задач;

2. проверка гипотезы (эксперимент);

3. осмысление полученных данных, обработка результатов;

4. оформление результатов исследования;

5. внедрение результатов в практику.

Источники развития дошкольной педагогики как науки.

Дошкольная педагогика имеет ряд источников, развивающих и обогащающих ее содержание. Одним из источников можно назвать народную педагогику, представляющую собой отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, сказках, обрядах, обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержаться поучения и суждения по самым разным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми.

Важным источником развития дошкольной педагогики являются идеи выдающихся мыслителей прошлого о воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывать накопленное. Так, учение Я.А.Коменского о материнской школе представляло собой первую попытку создания теории и методики дошкольного воспитания, определения его цели, содержания, основных средств и методов, предложения продуманной системы работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными возможностями.Ж.Ж.Руссо особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил. Педагогическая деятельность Пестолоцци, его теории гармонического, природособразного развития сил и способностей детей, его теория элементарного образования, соединения обучения с производительным трудом оказали большое влияние на дальнейшее развитие теории и практики общественного и семейного воспитания. К.Д.Ушинский обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние на современное поколение педагогов.

Источниками развития дошкольной педагогики как науки являются инструктивно-директивные документы в области дошкольного воспитания.Важными документами оказывающими влияние на развитие ребенка являются Закон об образовании, Образовательный стандарт ДО, положение УДО.

Огромное значение на развитие дошкольной педагогики как науки оказывают данные смежных наук: психологии, анатомии, языкознания, эстетики, этики и др. Так при разработке режима дня учитываются физиологические и психологические особенности детей раннего, дошкольного возраста. При организации учебного процесса обращается внимание на степень утомляемости детей, необходимость больше внимания отводить двигательной активности детей.

Одним из источников развития дошкольной педагогики является передовой педагогический опыт, современные прогрессивные теории и опыт зарубежных стран.

Религиозная педагогика – опыт воспитания человеческого общества во многом складывается под влиянием религии. В религиозных книгах сформированы представления человека о морали и нравственности.

Эмпирические исследования – современная педагогика становится экспериментальной наукой. Многие научные знания добывают благодаря исследованиям.

3.Характеристика нормативных документов по дошкольному образованию.

Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.

Дошкольная педагогика является частью возрастной педагогики, ее первоначальной отраслью; связана с педагогическими дисциплинами:

Источник

Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук

7d253f0af8c6a95210f4a27c526dd1dd Елена Владимировна Воронина
Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук

Источники дошкольной педагогики как науки.

Дошкольная педагогика изучает:

Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.

Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности

Задачи дошкольной педагогики имеют постоянный, вневременной и временной характер.

Постоянные вневременные задачидошкольной педагогики:

Разработка теоретических проблем воспитания, обучения и образования детей дошкольного возраста.

Прогнозирование дошкольного образования.

Временные задачидошкольной педагогики:

Разработка новых программ, пособий, методических рекомендаций для дошкольных учреждений.

Разработка тестов (для определения готовности детей к школьному обучению, к предшкольной подготовке, воспитанности и т. д.).

Внесение изменений в предметно-пространственную развивающую среду групповой комнаты, участка дошкольного учреждения

Источниками дошкольной педагогики являются:

Народная педагогика.

В народной педагогике отражается культура народа, его ценности, идеалы, исторически сложившиеся и проверенные жизнью традиции народа в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Народная мудрость сохранила проверенные опытом и временем педагогические советы в виде пословиц, поговорок, былин, легенд, сказок, игр, игрушек, песен, потешек, закличек и др.

Педагогика использует положительное ядро религиозных учений для блага воспитания и образования детей дошкольного возраста. Библейские заповеди раскрывают идеалы отношений между людьми.В религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. раскрыты представления человечества о морали, нравственности. Христианское учение призывает любить и прощать друг друга, доброжелательно относиться к людям, стремиться к совершенству, любить Родину.

Прогрессивные идеи прошлого и настоящего в отечественной и зарубежной педагогике.

Педагогика, анализируя, обобщая, интерпретируя педагогические воззрения разных времен, расширяет свою теоретическую базу и обеспечивает преемственность мировой педагогической культуры. Бережно сохраняются памятники мировой педагогической культуры.

Передовой педагогический опыт

Педагогическая практика, опыт воспитания, образования детей дошкольного возраста, который имеется в разных странах, отдельных дошкольных образовательных учреждениях, в индивидуальной деятельности педагога имеет неоценимый вклад в науку дошкольную педагогику.

Данные смежных наук

В разных наукахизучается личность человека: философии, социологии, анатомии, психологии. Человечество значительно продвинулось в изучении личности человека. Открытия в смежных науках обусловливает изучение проблем дошкольной педагогики.

Современная наука дошкольная педагогика имеет различные источники развития.

detsad 652996 1550410820Фотоотчет «8 февраля — День науки в России» Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю. Конфуций. Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность.

detsad 1370617 1551457463Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» Елена Фролова Фотоотчет «Месячник науки» В рамках месячника.

detsad 187763 1552981817Интерактивная стена как предмет развивающей среды в ДОУ Мы все знаем, как важно развивать мелкую моторику рук ребенка. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».Поэтому.

detsad 1740332 1558328723Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Открытие «Дня науки» в школе Праздник «День науки в школе» Открытие «Дня науки» В1: Добрый день, уважаемые педагоги, гости и учащиеся! В2: Здравствуйте! В1: Сегодня.

Панорама педагогических достижений «Использование проектного метода в системе воспитания у дошкольников патриотизма» «Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы растём. И берёзки у дороги По которой мы идём» В. Степанов Патриотическое воспитание дошкольников.

Применение современных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР».

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Эссе Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии». Эссе ЭССЕ на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Сафарбекова Наида Кахримановна. Ребенок, развитие которого.

Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике «Место развивающих игр с математическим содержанием в системе обучения детей старшего дошкольного возраста математике» Составила: Степаненко.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector