с какими мыслями и чувствами покидает гуськов атамановку отправляясь на фронт

Конспект урока по литературе Распутина «Живи и помни»

— анализировать роль обстоятельств и поступков, в которых человек оказывается в ситуации нравственного выбора.

Развивающие : развивать навыки ассоциативного мышления, аналитического чтения произведения, построения рассуждений на основе известной информации. Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развитие творческих способностей

Образовательные : развивать навыки устной связной речи, сопоставительного анализа, понимания основной идеи произведения.

Воспитательные : воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чуткость, развивать патриотические чувства, умение сопереживать, любить ближних.

Вводно – мотивационный этап :

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок, присутствуют гости на нашем уроке. Нам надо настроиться на позитивную волну, поработать активно для того, чтобы решить поставленные задачи.

Учитель: 17 марта 2016 года 25-летний старший лейтенант Александр Прохоренко в районе сириийского города Пальмира при выполнении специальных заданий, попал в окружение и вызвал огонь на себя.

Мотивация: (планировать деятельность ученика – системно – деятельностный подход)

Сообщение детей с презентацией об Александре Прохоренко:

Прохоренко проживал в селе Городки Оренбургской области в 130 километрах от Оренбурга. Военную карьеру он начал сразу после школы в Военной академии противовоздушной обороны Вооруженных сил России.
«У него в семье много военных, и он всегда мечтал служить. Простой деревенский парень. Отец Александр – тракторист. Мама Наталья – сотрудник сельской администрации.
Друзья ласково величали Сашу Прохоренко Прохой. «Он был очень открытый, любил жизнь, полтора года назад женился.
Когда Александр улетал в Сирию, супруги знали, что ждут первенца. «Катя все переживала, чтобы Саша успел вернуться к рождению малыша, – рассказали друзья. – Не успел».

Постановка учебной задачи:

— А как поступил Андрей Гуськов из повести Валентина Распутина «Живи и помни»?

— О чем же пойдет речь на нашем уроке? Вместе сформулируем тему урока: Тема нравственного выбора в повести «Живи и помни» (слайд 1)

Сегодня наш разговор пойдет о повести В.Распутина «Живи и помни». (Презентация о В.Распутине):

Вот что рассказал писатель о создании своей повести: « Сначала было просто впечатление. Через деревню вели заросшего человека, пойманного в лесу. Так впервые детского слуха Распутина коснулось страшное слово – дезертир. То первое, ещё детское, впечатление сложилось где-то в глубинах подсознания и время от времени, как дремлющий вулкан, давало знать о себе. А однажды мелькнула мысль – вопрос: как бы к такому человеку, переступившему черту закона, отнеслась его жена? Вот тут-то и проклюнулось зёрнышко сюжета…»

Повесть появилась в печати, и вот как о ней и о творчестве писателя сказал А.И.Солженицын: «Валентин Распутин появился в литературе в конце 60 годов, но заметно выделился в 74-м внезапностью темы – дезертирство, до того запрещённой и замолчанной, и внезапностью трактовки её».

Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

— Кто такой дезертир? (дезертир – это уклонение от воинской обязанности, это трусость, подлость, предательство). (слайд 2)

— Согласны ли вы с Солженицыным в том, что дезертирство – главная тема повести или у вас иная точка зрения?

Цель урока: будем анализировать роль обстоятельств и поступков, в которых человек оказывается в ситуации нравственного выбора.(слайд 3)

Операционно – содержательный этап:

1. В чем причина дезертирства Андрея Гуськова? (Работа в группах).

1. С какими мыслями и чувствами покидает Гуськов Атамановку, отправляясь на фронт?

2. Как он проявляет себя на фронте?

3. Какая мысль зарождается у героя под конец войны?

1. Как в госпитале Андрей обманул себя сам?

2. С каким желанием приходит Андрей в Атамановку?

3. Как Андрей отнёсся к известию, что у них будет ребёнок?

Вывод: «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не хочет думать о том, какие страдания приносит своим родным.

1. Какие нравственные муки претерпевает он при посещении деревни?

2. Как Андрей «встретился с отцом»?

3. К чему привело преступление Гуськова, его предательство и индивидуализм?

Вывод: Противопоставляет себя остальному миру, постепенно теряя человеческие качества, начинает пакостить односельчанам (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Тайком наблюдает за деревней, за отцом: « … изболелся, исстрадался, готов был что угодно отдать, чтобы хоть одним глазком взглянуть на свою Атамановку. А вот пришел – и душа пустая». «Ему надо было прийти сюда, чтобы наяву, вблизи убедиться, что никогда не бывать ему в родном доме, не говорить с отцом и матерью, теперь он понимал, что сюда ему хода нет».

2. Составить цепочку превращения человека в животное, обосновать примером из текста: ( Обобщить схемой)

Обида – страх, злость – предательство (дезертирство) – преступление – нравственная деградация – гибель души (на доске)

3. Составить цепочку – схему подвига Александра Прохоренко:

Рефлексивно – оценочный этап:

Мое мнение о подвиге Александра Прохоренко.

Почему Настена решилась на самоубийство?

Каков облик современного человека? (в идеале)

5. В чем смысл заглавия повести «Живи и помни»?

К чему призывает нас автор? (1 минута на обдумывание, затем по очереди высказываются дети):

— Совершая поступок, думай об остальных; нельзя жить, подчиняясь только своим желаниям;

— Думай о том, как твой поступок откликнется в судьбе близких людей;

— Все, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека;

— Главными мерилами поступков человека остаются добро, честь, совесть, справедливость;

— безнравственность порождает трагедию.

— Жить вне общества, отдельно от народа и Родины нельзя.

6. Конечный вывод учителя:

У каждого из них, у Александра Прохоренко и у Андрея Гуськова, было право выбора, и каждый сделал свой выбор. Живи и помни, человек о долге гражданском и долге человеческом, будь верен Родине, неси ответственность за свои поступки, будь совестлив, а главное – в годину тяжких испытаний будь вместе с народом, со страной.

Мы живем в сложное время: изменился уклад нашей жизни, происходит переоценка ориентиров, не всегда оправданная, не всегда верная. Материальные блага иногда ставятся выше духовных ценностей. Конечно, такие времена в истории России случались. Опыт показывает, что именно в эти времена особенно неопределенными и зыбкими становятся нравственные представления людей. Общество как бы утрачивает способность чувствовать, что такое хорошо и что такое плохо. К счастью, у нашего народа всегда доставало сил, чтобы преодолеть духовную смуту. Одним из надежных ориентиров, указывающих путь в мире, где борются добро и зло, всегда была русская литература. И об этом свидетельствуют слова В.Г.Белинского: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Богатейший материал для осмысления нравственных вопросов дает современная литература.

7. Домашнее задание: (слайд №4)

1. Составить схему – цепочку: «Путь Настены».

2. Творческая работа «Мое отношение к Настене».

3. Написать сочинение – рассуждение: «Какие чувства вызвало у меня произведение В.Распутина «Живи и помни»?

Источник

Андрей Гуськов
1. С какими мыслями и чувствами покидает Гуськов Атамановку, отправляясь на фронт?
2. Как он проявляет себя на фронте?
3. Какая мысль зарождается у героя под конец войны?
4. Как в госпитале Андрей обманул себя сам?
5. С каким желанием приходит Андрей в Атамановку?
6. Как Андрей отнёсся к известию, что у них будет ребёнок?
7. Чего ждёт от рождения ребёнка Гуськов?

answer avatar

answer avatar

answer avatar

answer avatar

О внешности Владимира Дубровского известно следующее:

«. заметила смущение на бледном его лице. «

«. бледное лицо покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего. «

«. Я помню его ребенком; не знаю, почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренький мальчик. «

То есть: среднего роста, глаза карие, волосы русые, прямой нос, лицо чистое, бреет бороду, имеет крайне бледное лицо. В детстве имел кудрявые белокурые волосы.

У Дубровского уверенный тон, грамотная речь и звучный красивый голос, который вмиг обращает на себя внимание.

Из одиннадцатой главы узнаем, что Дубровский носил военную шинель и белую фуражку.

Источник

«Живи и помни» Распутина: скомканные судьбы войны

Произведений о войне написано немало. Одним из них является повесть Распутина «Живи и помни». Но, в отличие от большинства военных сюжетов, в повести Распутина нет описаний сражений. В Живи и помни смысл книги сводится к рассмотрению судьбы женщины, чей муж стал дезертиром. Понять основную мысль автора, а также оценить важность проблем, поднятых писателем, поможет анализ произведения.

Краткое содержание Живи и помни

Действие повести происходит во время войны. Место действия – глухое сибирское село Атамановка. Вспомнить основные события и разобраться, в чем заключается смысл повести «Живи и помни», поможет краткий пересказ сюжета.

Герои повести – простые деревенские жители, главные из которых:

Побег

Андрей, несмотря на то, что уходил на фронт неохотно, воевал смело. Три года парню везло, пули обходили героя стороной. Но летом 1944 года во время одного из боев Гуськова ранило.

Лечился солдат в Новосибирском госпитале и был уверен, что поправившись, сможет съездить домой на побывку. Но его надежды не сбылись. Пришел приказ отправиться на фронт сразу из госпиталя.

По дороге на фронт Андрей решил нарушить приказ и заехать к родным. Дорога на Атамановку шля через Иркутск. Здесь дезертир задержался, поселившись у одинокой немой женщины Татьяны. Прожив у нее месяц, Гуськов сбежал от нее, направившись в родное село.

Ближе к рождеству в дом Гуськовых нагрянул председатель колхоза вместе с участковым с сообщением о дезертирстве Андрея. Настена, заметившая ранее пропажу вещей из бани, догадалась, что муж прячется где-то поблизости.

Дезертирство сына сильно подкосило Гуськовых. Мать почти не вставала с постели. А отец стыдился появляться на людях.

Неожиданно Настена, много лет остававшаяся бесплодной, забеременела. Сообщив новость мужу, она просила его сдаться. Женщина переживала, что как только беременность станет заметна, ей придется как-то объяснять свое положение.

Гибель Настены

Опасения Настены оправдались. Однажды в бане свекровь заметила едва округлившийся живот невестки и потребовала ответа. Бедной женщине ради сохранения тайны мужа пришлось оговорить себя, «признавшись» в связи с уполномоченным. Разгневанная свекровь с позором выгнала невестку из дома.

Настена поселилась у подруги. Михеич, догадываясь о том, что невестке известно местонахождение сына, уговаривал ее открыться. Но Настена, давшая слово мужу, молчала.

Интересно! Причиной появления «Живи и помни» стало затруднительное материальное положение Распутина. Для улучшения своего финансового состояния писатель согласился на заключение договора о создании книги, посвященной строителям коммунизма. Но драматический сюжет «Живи и помни» получился совершенно далеким от идеологического произведения.

Закончилась война. Вся деревня ликовала. Героиня радовалась вместе со всеми, но в то же время осознавала, что эта победа не ее.

По деревне стали ползти слухи о том, что Настена забеременела от родного мужа. За женщиной стали следить.

Она решила отправиться к мужу ночью, но доплыв до середины реки, увидела гнавшихся за ней односельчан. Сначала героиня хотела оторваться от них, но внезапно на нее навалилась такая тяжесть, отчаяние, что женщина бросилась в воду.

По настоянию деревенских баб, жалевших бедную женщину, Настену похоронили на кладбище.

Живи и помни: смысл и анализ повести

В повести Живи и помни смысл произведения раскрывается через судьбы двух людей – Настены и Андрея. Писатель дает возможность читателю проследить не только за поступками героев, но и за их мыслями, душевными муками.

Трусливому Андрею автор противопоставляет добрую, отзывчивую Настену, образ которой стал центральным в повести. Война стала лакмусовой бумажкой, проявившей подлинное лицо героев. Но как бы ни была сурова война, в какие бы условия человек не попадал, всегда нужно помнить о долге перед Родиной и народом.

Каждый человек может ошибиться, но есть ошибки, стоящие жизни близким людям. Не стоит перекладывать ответственность за свои поступки на других людей либо обстоятельства. Нужно уметь самому отвечать за свои действия, помня, что место любого человека рядом с его народом.

Озаглавив книгу «Живи и помни», Распутин через название стремился передать смысл произведения. Человек должен помнить – предавая Родину, он предает своих близких и себя. А без Родины, родных людей жизнь бессмысленна.

Интересно! В 2008 году повесть Распутина «Живи и помни» была экранизирована. Образ Атамановки воспроизвели на базе старообрядческих деревень Воскресенского района Нижегородской области, а для массовок пригласили жителей окрестных сел.

Название повести, как и весь сюжет, наталкивает на размышления о таких важных аспектах жизни, как:

Но основной смысл произведения Живи и помни заложен в центральной теме – нравственном выборе. Именно он стал определяющим для героев, приведя к трагическому финалу.

В чем смысл концовки

Преданность стала причиной моральных страданий Настены. Разрушилось представление женщины о жизни.

Кроме того, пожертвовав своим счастьем ради мужа, героиня разорвала все связи между собой и народом. Женщина чувствует себя одинокой и бросается в водоворот. Таким образом, в Живи и помни смысл концовки заключается в показе антигуманной природы войны, убивающей даже на огромном расстоянии.

На примере Настены Распутин показал, что самопожертвование не возможно без полной отдачи и является самым важным качеством человека. Это поняли деревенские бабы, оправдав Настену и не разрешив похоронить ее за пределами кладбища, где обычно хоронили самоубийц.

Войны приносят горе, унося жизни многих людей. Но гораздо страшнее физической смерти – духовная гибель. Об этом и призывает помнить Распутин в своей повести.

Источник

Распутин В. «Живи и помни» нравственный выбор человека (Школьные сочинения)

Андрей Гуськов стал дезертиром. В конце 1944 военного года он из госпиталя отправился не на фронт, как велел приказ, а рванулся в родную Атамановку. Воевал он с первых дней войны. «Успел побывать в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее». Считался надежным товарищем, его брали в разведку самые отчаянные ребята. Ценили Андрея за силушку.

Деревенский парень, он действительно был силен. Но привыкнуть к войне не мог. Смотрел на других и удивлялся: в атаку ходят как на работу. Зимой 43, когда наметился перелом в войне, очень захотелось уцелеть. Он примеривался к тому, чтобы его несильно ранило и можно было выгадать время. Но летом 1944 года его ранило сильно, поднимался тяжело в новосибирском госпитале. Но надеялся: «Всё. Отвоевался». Собирался, по крайней мере, в отпуск домой. Приказ — ехать на фронт — его огорошил. Возникла обида и злость. Очень хотелось домой. «Дышать нечем было», — потом он объяснит Настене. На войне человек не может распоряжаться собой. А он распорядился.

Война беспощадно высвечивает все черты характера человека. Был надлом в душе Андрея Гуськова. Ещё в день призыва в армию он испытал странное чувство — обиду. Обиду на войну, на деревню, на все и всех, что оставалось на месте. Со своими односельчанами держался особняком. Думы о себе, его малодушие и эгоизм толкнули его на дезертирство. Казалось, вот тут, рядом: побудет недолго и на фронт. Но до Иркутска пришлось ехать несколько суток. Назад уже не вернуться. Кажется, выбор случился сам по себе. Андрей потом и будет винить во всем судьбу.

Если хочешь жить — надо как-то устраиваться. Такой теперь девиз у Гуськова. Он месяц живет в Иркутске у немой Тани, ласковой и заботливой, которая кормит его. Мучительно размышляет над своим положением, даже возненавидел себя. Через месяц убежал домой. Прячется в тайге, живет как загнанный зверь, только по ночам добирается до бани, где и встречается со своей женой Настеной.

Тайна отгораживает её от односельчан. Настена становится замкнутой, торопливой. Когда вернулся фронтовик Максим Вологжин, все радостно его встречают, хотя и слезы льют от своего горя. Все искренни и открыты, а Настене тяжело. Все её думы об Андрее. В пургу она бежит к нему сообщить о своей беременности. Тот рад своей радостью: род не заглохнет. Он не думает о Насте. Как ей-то быть?

Настена смиряется с судьбой, готовится испить горькую чашу до дна. Ребёнок — желанное счастье. Но как тяжело ей. Не за себя она боится, за Андрея. Даже вину на себя берет: «Плохо я тебя остерегала, значит». Считает, что судьба у них общая. Гуськов рядом с Настей мягчеет, понимает, что лучшей жены не сыскать. Он осознает, что Настена «дышать ему дает». Но выхода он не видит. Надеется, что ребенок спасёт: «Нет такой вины, чтоб она не покрылась нашим ребёнком». Но живет в нем злость на весь мир, на войну, долгожданная победа не приносит радости. Настёна думает по-другому: «Ребёнок родится на стыд. И не простит их никогда, проклянет их».

Об Андрее Гуськове автор не говорит ни слова. Все итак понятно. Он враг для всего села. Сельчане не потерпят его существования рядом. Это народный приговор. Приговор людей, переживших войну, отдавших все для победы. Это народная мудрость: всегда помни о содеянном.

Источник

Трагедия дезертира Андрея Гуськова в повести “Живи и помни”

Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой, страшной Великой Отечественной войны. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких.

Смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина “Живи и помни”.

Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и. духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности.

“Он боялся ехать на фронт, – говорит автор. – Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными – с отцом, матерью, Настеной – этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова

Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу – тогда он опять готов на что угодно”. Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось.

Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения.

В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит – преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя.

Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем.

Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он – личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена – женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив.

Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает вино – ватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка – об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье – о другом.

А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось – ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”. Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора.

Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести “Живи и помни” рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.

Главный герой книги – Андрей Гуськов, “расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года”. Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей.

Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?” Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана как живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны.

Автор утверждает, что Настена – жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов – берегом мужа и берегом всех русских людей.

Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, выявить для себя все хорошее и осознать все плохое.

Сам же автор – добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощад но. Он старается предоставить своим героям возможность для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые для окружающих героев людей, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие.

Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.

Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает.

Автор вводит в свою повесть много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Велики и многогранны образы, описываемые Распутиным. Здесь и типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. И образ солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины – Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками.

Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: “..долюшка русская, долюшка женская”. И жизнь во время войны, и ее счастливый конец отразились на судьбе деревушки Атамановки.

Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет и погасить его трудно, какие бы ни случались обстоятельства. В героях В. Г. Распутина и в нем самом есть некое поэтическое чувство, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина: “Век живи – век люби”.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector