с какими ключевыми моментами тренер сталкивается при оценке способностей

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.

Спортивное достижение, как правило, характеризуется победой над соперником, оцениваемой в баллах, голах, очках; демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстояния, массы, точности поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и т.д.

Спорт немыслим без стремления к высшим (абсолютным) достижениям, которые являются как бы эталоном оценки резервных возможностей как отдельного человека, так и сообщества людей в целом. Однако особенности спорта и его показателей в виде спортивных достижений заключаются в том, что если сегодня абсолютные достижения под силу узкой группе выдающихся спортсменов, то через несколько лет они становятся достоянием все более и более широкой массы занимающихся.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа).

1-я группа факторов

2-я группа факторов

3-я группа факторов

Индивидуальная одаренность (природные задатки) спортсмена

Степень подготовленности к спортивному достижению

Эффективность системы подготовки:

— современная методика тренировки;

— рациональная система соревнований;

— прогрессивность техники и тактики;

— материально-техническое, научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение

Размах спортивного движения и наличие необходимых кадров в стране

Общие социальные условия жизни населения и экономическое обеспечение спортивного движения

Врожденно обусловленным компонентом способностей является одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успешного выполнения соответствующей ей деятельности. По отношению к спорту можно говорить о физических и психических качествах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуществления определенной соревновательной деятельности. Одаренность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.

В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности. Однако высший уровень различных способностей человека всегда является результатом его развития в процессе рационально построенной деятельности, а в спорте — системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способностей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренностью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколениями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

— составом способностей к определенному виду спорта;

— объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

— какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

В этой связи спортивные достижения — это «показатель размера полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствование, показатель его успехов на этом пути».

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значительных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнования, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревновательных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрессивной техники и тактики; материально-техническим обеспечением; научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-методические основы системы спортивной подготовки. Только на основе современных научных данных, переработанных в методические разработки и рекомендации и нашедших свое место в структуре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повышения их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, оборудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренажеров (механических, электромеханических, электронных) различной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности системы подготовки спортсменов является совершенствование их тактической и технической подготовки. Во многих видах спорта тактическая и техническая подготовки являются доминирующими сторонами мастерства, определяющими успех всей системы. От своевременных разработок новых элементов и комбинаций, тактических приемов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специалистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифицированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его экономическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни общества, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаимосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, общей численности и грамотности человека. В то же время развивающиеся страны с невысоким экономическим потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населения и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфиопии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты африканских стран и др. Однако развитие многих популярных и массовых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

Спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способностей и являются одним из показателей развития спорта, физической культуры и культуры общества в целом.

Источник

К победе через боль. Как стать хорошим спортивным тренером

О спорт, ты — стресс

Карьера профессионального спортсмена коротка и нелегка. С самого детства в спортивной школе будущие чемпионы попадают в высококонкурентную среду, где не терпят слабости и не прощают ошибок, где главный показатель успеха — это победа в соревновании. Атлеты испытывают на себе постоянный прессинг: давят ответственность перед командой и болельщиками, опасность травм, риск не быть отобранным для участия в турнире и, конечно, страх поражения.

Карли Фуллертон из Университета Лонгвуда, Вирджиния, провела исследование уровня и факторов стресса у спортсменов, доказав, что, вопреки расхожему мнению, беспокойство и тревожность — верные спутники чемпионов — далеко не всегда способствуют успеху в спортивной карьере. Напротив, постоянная работа на износ ради достижения цели и безжалостность к себе приводят к развитию различных психических расстройств: посттравматического синдрома, обсессивно-компульсивного расстройства и депрессии.

Постоянно жить в условиях тревоги непросто. Важная задача тренера — не только суметь создать здоровую мотивацию, но и помочь спортсмену в преодолении трудностей, в том числе психологического характера.

Тренер решает все

Фигура тренера в профессиональном спорте исключительно важна, об этом говорят не только сами спортсмены, но и результаты множества исследований и научных работ. Тренер — авторитетный наставник, который развивает своих подопечных, помогает улучшить их форму, повысить результативность и добиться успеха. Но влияние тренера не ограничивается только спортивным контекстом.

Личность тренера становится идеалом и образцовой поведенческой моделью для каждого в отдельности и всего коллектива спортсменов — принципиально важно, как именно тренер взаимодействует с командой. В 2015 и 2017 годах две группы ученых из Государственного университета Сан-Франциско и из Университета Бирмингема исследовали, каким образом повышение голоса, грубость, угрозы и оскорбления со стороны тренеров влияют на мотивацию и психологическое состояние спортсменов. В обоих исследованиях у атлетов, которым приходилось взаимодействовать с излишне строгими, агрессивными тренерами, отмечались повышение рисков выгорания, снижение уверенности в себе, рост тревожности и напряжения.

Звездный тренер по фигурному катанию Этери Тутберидзе прославляет Россию на Олимпийских играх и чемпионатах мира. Она подготовила Евгению Медведеву, Юлию Липницкую, Алину Загитову и других выдающихся спортсменов. Методы Тутберидзе регулярно подвергаются критике, но раз за разом ее ученицы оказываются на пьедестале. Тренер известна жестким подходом к воспитанию спортсменов, а ведь фигуристы и без того растут в авторитарной культуре, где травмы и психологические проблемы воспринимаются как слабость. Споры о цене победы для совсем молодых спортсменок не утихают — в мировом сообществе по отношению к методам Тутберидзе отношение также неоднозначное. На это, в том числе, повлиял уход от тренера известных фигуристок: Липницкой, Медведевой и еще ряда спортсменов, отказавшихся работать с Тутберидзе даже после достижения высоких результатов.

93d0e06a9fc167fd1a3e896a28a31fd1d3d5736b877e814d02248170796e788eТренер Этери Тутберидзе Фото: Александр Вильф/РИА Новости

О звездных тренерах, применяющих в работе суровые методы, принято говорить с пиететом, скорее оправдывая их подход к работе большими заслугами наших сборных. Так, бывший главный тренер женской сборной России по гандболу Евгений Трефилов или титулованный волейбольный тренер Николай Карполь добились грандиозных результатов в своих карьерах. Об их методах работы ходят легенды, но какую цену платят спортсмены, вынужденные справляться с таким давлением, в большом спорте особенно говорить не принято.

Если закаленные в борьбе, опытные профессионалы тяжело переживают жесткие формы психологического воздействия, что говорить о спортсменах-любителях? Человек, который захотел позаниматься групповой йогой в соседнем парке и на тренировке столкнулся с агрессией со стороны тренера, никогда не посетит такое занятие снова.

Переоценка ценностей

Мотивация тренеров часто не соответствует целям проектов в сфере массового спорта — это и есть основная проблема социально-спортивного сектора. Согласно данным исследования, проведенного Благотворительным фондом Владимира Потанина и Центром социального проектирования «Платформа», ценности профессионального спорта или спорта высших достижений, такие как железная дисциплина или стремление победить любой ценой, не просто неактуальны, а даже вредны для общественных спортивных проектов.

«Наша программа — о победе человеческого духа, о победе над болезнью, над трудностями. В нашей программе все победители», — говорит Наталья Белоголовцева, руководитель организации «Лига мечты», нацеленной на реабилитацию людей с ограниченными возможностями здоровья при помощи спорта — горных лыж, роликового катания, скалолазания. Продолжает эту идею и Юлия Толкачева, учредитель фонда «Спорт для жизни» и сооснователь проекта «Марафон в темноте», благодаря которому незрячие или слабовидящие люди при помощи зрячих спортсменов-партнеров могут попробовать свои силы в беге: «Победы в наших спортивных мероприятиях — это дополнительный положительный эффект, основное — это общение, знакомство зрячих людей с незрячими».

Своих научим сами

Очевидно, что социальный и профессиональный спорт ставят перед собой очень разные цели. Соответственно, к их достижению эти индустрии движутся разными путями. Например, перед тренерами организации детского ледового спорта «Добрый лед» не ставится задача привести детей к чемпионским показателям. Главное — добиться эффективного взаимодействия с подопечными, тренировки здесь — элемент воспитания. «В первые два-три года нам пришлось преодолевать серьезное сопротивление тренерского сообщества, которое считало, что методы тренерской работы должны быть направлены в первую очередь на воспитание чемпионов. Какими способами это достигается — неважно», — рассказывает Игорь Барадачев, ранее занимавший должность заместителя гендиректора Фонда Тимченко, курирующего «Добрый лед».

Единственным выходом из ситуации, в которой желания тренера и спортсмена никак не совпадают, стало решение организаторов социальных проектов обучать тренерский состав самостоятельно. Именно так поступают в детской футбольной академии #tagsport. Руководство проекта придерживается принципов гендерного равенства и инклюзии: девочки учатся играть в футбол вместе с мальчиками, а все занятия в одинаковой степени доступны для всех детей, в том числе с особенностями физического или психологического развития. Но не все тренеры готовы следовать этим принципам. «Нам пришлось создать свою собственную школу тренеров. Среди тренеров до сих пор остается очень много людей, воспитанных в строгой атмосфере советских спортивных школ. Они применяют в работе психологический прессинг, “вытягивают” результат из спортсменов. Мы же воспитываем в детях любовь и страсть, а это совсем другая методика», — объясняет Владимир Долгий-Раппопорт, сооснователь #tagsport. В академии упор в обучении тренеров делается не на технические, а на психологические аспекты: отношение к детям, поведение тренера в ситуации, когда «уже десять раз объяснил, а они все равно делают неправильно». Технику владения мячом, уверены основатели, постичь совсем не сложно. А вот научиться общаться с детьми по-человечески, прислушиваться к ним, поддерживать и вдохновлять — задача куда более непростая.

88e794fd59bc0774d617ab065482caa81adb664f0b0d464c03c31b6fec4092caФото: Сергей Бобылев/ТАСС

Кажется, решение сосредоточиться на психоэмоциональных аспектах взаимодействия тренеров с детьми из футбольной академии более оправданно, чем в проектах вроде «Марафона в темноте», когда незрячие спортсмены преодолевают беговую дистанцию при помощи зрячих волонтеров-лидеров. Но соосновательница «Марафона в темноте» Анастасия Плетминцева не согласна: «Людей, которые занимаются с незрячими, слабовидящими, нужно готовить в большей степени как раз в психологическом плане. Физически, технически все понятно: встань вот так, ногу так — этому легко научиться. Психологическая составляющая не так заметна, но именно она — основная».

Вместе против кадрового голода

Отсутствие подготовленных кадров, с которым сталкивается любительский спорт в России при отборе тренеров, — проблема, требующая системного решения, слаженной работы всех заинтересованных сторон. Ведь то, каких принципов будет придерживаться тренер детской спортивной секции, касается и директора этой секции, и самого тренера, и маленького спортсмена, и его родителей.

«Спорт — это универсальный язык, доступный любому человеку на планете, вне зависимости от пола, возраста, расы, религии, социального статуса, а тренер — это человек, который учит на этом языке общаться, — говорит Оксана Орачева, генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина. — Всем нам хочется, чтобы у наших детей, у нас самих были хорошие учителя. Но что такое “хороший учитель”? Каждый человек в это определение вкладывает что-то свое. Недавно фонд Потанина провел конференцию “Спорт и общество: открытый разговор”, в ней приняли участие лидеры социальных спортивных проектов и сами спортсмены, представители бизнеса и органов власти. Мы попытались, в том числе, все вместе описать его портрет. В результате живого обсуждения пришли к выводу, что хороший учитель — это тот, кто принимает особенности каждого ребенка, владеет навыками позитивного взаимодействия и четко понимает свою социальную миссию, которая намного шире, чем получение медалей на соревнованиях».

Поиск компромиссов в области спорта — задача не из легких. Но совместные инициативы и опыт различных социально-спортивных проектов помогают прийти к конкретным выводам. Обучение тренеров новым подходам — прогрессивная тенденция, которая в будущем приведет массовый спорт к общему, несомненно, положительному результату.

Источник

Как правильно выбрать тренера? Кого выбрать – тренера или инструктора?

Подсказки и рекомендации профессионала необходимы каждому человеку, который стремится достичь высоких результатов в спорте. При планировании спортивных тренировок нередко требуется профессиональная помощь наставника. В его роли может выступить профессиональный спортсмен, имеющий огромный опыт и заслуженный статус. Квалифицированный тренер имеет собственные достижения, дипломы и соответствующее образование. Он сумеет провести медицинскую экспертизу, подберет тренировки с учетом особенностей организма, состоянием позвоночника и суставов.

Что касается инструктора, он окончил курсы и получил сертификат, который позволяет ему обучать других людей. Он хорошо разбирается в тренировках, способен подбирать упражнения под поставленные цели. Он имеет спортивный опыт и сам провел в спортзале значительное время. Сертифицированный инструктор знает некоторые психотипы и особенности работы с мышечной массой.

Зачем нужен персональный тренер?

Ключевые задачи, которые решает персональный тренер:

постановка стратегических задач и разработка плана тренировок;

мотивация на результат и психологическая поддержка;

дисциплина и соблюдение намеченного плана.

Комплексная работа опытного тренера позволит спортсмену не отвлекаться, справляться с ленью и отслеживать достигнутые результаты. Тренировочный процесс при поддержке специалиста позволит эффективно сбросить вес, избавиться от изъянов фигуры и с удовольствием проводить время на занятиях.

Как выбрать тренера и на что обратить внимание?

Чтобы найти подходящего специалиста, нужно учитывать множество факторов, ведь с ним придется проводить долгие тренировки и активно общаться. Он должен быть не только опытным профессионалом, но и приятным человеком. На что обязательно нужно обратить внимание:

уровень образования, опыт работы и отзывы учеников;

внешний вид и спортивная форма;

клиенты и их достижения;

цена на предоставляемые услуги;

расписание и доступность подходящего времени для занятий.

У тренера должны быть кубки, дипломы и сертификаты, но они лишь дополняют информацию о его профессионализме. Также не рекомендуется сразу приобретать абонемент на занятия у самого дорогого персонального тренера. Лучше посетить пробное занятие и понять, подходит человек или нет. При выборе наставника нужно ориентироваться на личные качества, опыт и рекомендации людей. На первом этапе можно встретиться со специалистом, обозначить круг проблем и задать волнующие вопросы. В большинстве случаев консультации предоставляются бесплатно.

Личные качества

После общения с тренером и посещения первой тренировки можно сделать ключевые выводы. Персональные особенности человека играют важную роль. Желательно, чтобы наставник был сконцентрированным, умел четко формулировать мысли и внимательно слушал. Он должен обладать эмоциональной устойчивостью, сдержанностью и умением держать дистанцию. Будущий наставник должен обладать следующими личностными качествами:

чуткостью и отзывчивостью;

педантичностью и упорством;

развитыми волевыми качествами;

искренностью и отзывчивостью.

Человек, с которым предстоит долго и плодотворно работать, должен быть приятным в общении, опрятным и подтянутым. При совпадении характеров тренироваться будет намного комфортнее, а значит, результаты будут более высокими. В росте спортивных достижений отношение спортсмена к тренеру играет важную роль. Поэтому, если наставник не вызывает уважения и не имеет личной харизмы, начинать совместную работу не стоит.

Тренерские качества

Желательно, чтобы персональный тренер имел умел реализовывать спортивные цели и сам участвовал в соревнованиях. Какие характеристики для персонального тренера являются ключевыми:

самоконтроль и скорость реакции, позволяющие адаптироваться к меняющимся условиям;

ответственное отношение к работе и соблюдение требований безопасности, чтобы избежать травм;

общий кругозор и знания по психологии человека, позволяющие мотивировать и стимулировать учеников;

ораторские качества и отсутствие страха, гарантирующие удержание внимания и убедительность;

человечность и доброжелательность, определяющие доверительные отношения и максимальный результат работы.

Сертификаты

Тренер высшей категории должен иметь специальное образование (физкультурное, медицинское, педагогическое, семинары по фитнесу и т.п). Однако, сегодня персональными наставниками работают лица, получившие высшее образование или курсы инструкторов. Сертификаты выдаются на основании прохождения курса обучения, которые могут занимать период от 3 до 12 месяцев. Они содержат информацию об окончании обучения с подписью руководителя учебной программы и фирменным логотипом организации. В нашей стране работа наставников строго не регламентируется, кроме сотрудников государственных учреждений. Перед тем как начать работу с тем или иным специалистом нужно изучить сведения о его образовании и ознакомиться с имеющимися у него сертификатами.

Переподготовка тренеров с получением диплома государственного образца занимает сегодня 4-5 месяцев. Кроме того, проводятся разнообразные специализированные курсы и семинары, позволяющие тренеру освоить определенную программу упражнений. Таким образом, выбирая будущего наставника можно наткнуться на дипломированных специалистов или тренеров с сертификатом. В любом случае, наличие высшего образования или его отсутствие не гарантирует, что персональный тренер окажется подходящим.

Если сам персональный тренер находится в отличной физической форме, значит, он не понаслышке знает, как добиться результата. Он поддерживает себя в порядке, и поэтому у него больше шансов помочь сделать это другому человеку. Следует поинтересоваться опытом наставника – как давно он работает, скольким людям он помог, есть ли у него рекомендации и положительные отзывы. Нужно выяснить стаж работы специалиста, желательно, чтобы он работал по профилю не менее 1,5 лет.

Опытный персональный тренер обязательно потребует выполнить разминку до тренировки и заминку после ее окончания. Он не будет отправлять на беговую дорожку, а сам отправится заниматься своими делами. Квалифицированный специалист не будет отвлекаться и будет контролировать каждое упражнение. Наставник с опытом не будет опаздывать и торопиться побыстрее уехать домой. Он предложит на выбор различные виды тренировок, большой спектр упражнений, персональную диету и кардиотренировки. Профессионал составит программу для восстановления после родов, набора мышечной массы, снижения веса или общего тонуса.

Какие вопросы надо задать тренеру, чтобы понять его квалификацию

У любого спортсмена существует определенная мотивация к занятиям, поэтому на первом этапе выбора наставника он формулирует ряд вопросов. Важно уже на первом этапе обозначить задачи и выстроить стратегию работы, ведь от них будет зависеть результат. О чем необходимо спросить персонального тренера на первых встречах:

Когда и в каких условиях будут проходить занятия?

Каких правил питания нужно будет придерживаться?

Расскажите о полученном образовании и повышении квалификации, тренерской деятельности.

Какие спортивные достижения есть и сколько учеников успешно занимались?

Как будут проходить занятия, с каким инвентарем и в каком режиме?

Какие противопоказания существуют и чего делать нельзя?

Чего нельзя делать до и после тренировки?

Как быстро можно добиться желаемого результата?

Если спортсмен планирует быстро похудеть или набрать мышечную массу, он должен обозначить эти цели и проконсультироваться с персональным тренером. Опытный специалист подготовит персональную программу тренировок и выработает систему питания. Он обязательно даст рекомендации по образу жизни, отдыху и дополнительной физической активности вне тренировок. Чтобы добиться максимального результата в сжатые сроки, нужно задавать все волнующие вопросы, не стесняясь.

Когда стоит уходить от тренера и стоит ли вообще?

Любой человек однажды может захотеть поменять наставника. Это нормальная практика. Если мотивация утрачена, спорт не доставляет удовольствия и не дает результатов, нужно задуматься о смене тренера. Среди распространенных причин ухода от специалиста – несерьезное отношение к занятиям, неподобающее поведение, хамство и личная неприязнь. Некоторые персональные наставники не прислушиваются к ученикам, ставят слишком высокие или низкие цели, не отслеживают успехи, опаздывают и отменяют тренировки. В любом случае, если ощущается выраженный дискомфорт, нужно уходить от тренера и искать нового профессионала.

Личный наставник необходим в случае слабой спортивной подготовки, восстановления после травм и необходимости долгосрочного похудения. Без него не обойтись после беременности, недостатке времени и отсутствия навыков занятия спортом. Анализ профессиональных и личных качеств персонального тренера позволит с комфортом и удовольствием заниматься физкультурой и получать положительные эмоции.

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector
Спортивные достижения