с каким чувством и с никитин в стихотворении русь говорит о своей родине

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

воскресенье, 14 февраля 2021 г.

Ответы к стихотворению «Русь» Никитина по литературному чтению 4 класс

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 132.

1. Можно ли сказать, что стихотворение Никитина о Родине, о России? Какой видит Русь автор: необъятной, великой, непобедимой, самоотверженной, красивой, достойной восхищения? Найдите слова, подтверждающие это.

Это стихотворение о Родине, о России, об этом прямо говорит его название и сам текст, прочитать который можно ниже.

Автор видит Русь необъятной: «Широко ты, Русь, развернулася!»

Великой: «На поклон к тебе корабли идут»

Непобедимой: «Улеглися спать гости навеки», «Дала урок Ляху гордому», «Положила татар полчища»

Самоотверженной: «Вдруг со всех концов поднялася Русь»

Красивой: «В красе царственной»

Достойной восхищения: «Про тебя идёт слава громкая», «Есть за что полюбить тебя»

2. Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?

Говоря о том, что Русь непобедима, автор напоминает о мече, который есть у нас для недругов, о громких подвигах, о богатырских силах.

3. Какие чувства и мысли владели автором? Почему ты так думаешь?

Автором владели гордость за родную землю и любовь к ней. Он показывает себя настоящим патриотом, который переживает за свою страну, за свой народ. Поэт любуется широтой и богатством страны, гордится её историей и славными деяниями. Он открыто признается в своей любви в заключительных строках стихотворения.

Источник

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

11.09.2019

Никитин И. «Русь»

Читайте анализ и текст других стихотворений Ивана Никитина:
«Вечер ясен и тих»
«Утро на берегу озера»

Главные герои стихотворения «Русь» и их характеристика

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит стихотворение «Русь»
Стихотворение учить любить и беречь свою Родину, учит патриотизму. Учит гордится своей страной, ее настоящим и ее историей.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Русь»
Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.
Метафоры: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лед, пожар небес.
Сравнения: снег что белый пух.
Олицетворения: поднимает грудь море, лед ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.

1

Читать стихотворение «Русь»
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали.

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Источник

И.С.Никитин «Русь»

0e88 00098467 491b1f44

Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута

Тема: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.

Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»

Ученик получит возможность

проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Ученик получит возможность

научиться ориентироваться в своих знаниях,

находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

научится использовать жизненный опыт,

извлекать информацию из дополнительных источников.

Ученик получит возможность:

определять и формулировать тему и цель урока,

планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

вносить коррективы в план действий.

Ученик получит возможность

научиться оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

Технология продуктивного чтения.

Проблемно – диалогическая технология.

Метод групповой работы.

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

( Звучит песня « Россия! Русь!»).

— Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение )

— О чём и о ком эта песня? ( О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)

— Как они называются ? (синонимы).

— С чем ассоциируются у вас эти слова? ( богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

— Сформулируйте тему урока ( на уроке будем говорить о Родине)

3.Сообщение темы урока

— Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

(Слайд 2) Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».

— Чем же мы будем заниматься на уроке?

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

(Слайд 3) Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.

— Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

3 октября 1824 году

Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.

Что принесло известность поэту?

— Сейчас мы перейдём на стихотворение.

-Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?

О богатстве нашей Родины

4. Первичное восприятие стихотворения.

— Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы внимательно слушая меня, постарайтесь

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

5. Беседа после чтения

-Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

-Какие чувства вы испытали?

— Ваш прогноз подтвердился?

— По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

( Оно напоминает фольклорное произведение,

оно простое, но звучное, чёткое, строгое.

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)

6. Словарно-лексическая работа.

— В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?

Значения, каких слов вам непонятны?

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла — непрозрачный воздух

— Группа ребят работала с толковыми словарями. О ни помогут вам объяснить значения непонятных слов.

7. Работа по содержанию текста (работа в группах)

— А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.

— Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

— Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.

— Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

— Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).

— Чему она посвящена?

( Описывается природа Руси)

— Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

( ее необъятность, просторы Руси, природа )

— Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

( Одновременно это увидеть нельзя)

— Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.

( Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

— Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

— Расскажите о своём понимании этих строк:

— Где «горами лёд ходит по морю»?

Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)

— Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)

— Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

— Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

— Что в них заключено? ( восхищение автора величием Руси)

— Как надо читать эти строки, с какой интонацией? ( торжественно, гордо )

— Какими словами автор подчеркивает величие Руси?

( Русь державная, в красе царственной)

— Как можно озаглавить 1 часть

1.Описание природы Руси.

О чём говорится во 2 части стихотворения?

— Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

-Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения )

Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

— Подумайте, кому обращены эти вопросы? ( К Родине)

— А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

( Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами .

— Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?

( о героическом прошлом нашей Родины)

— О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

4. Отечественная война с французами В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

— Как автор называет врагов? ( туча тёмная, гроза, гости)

-Где поэт стелет постель для незваных гостей ( под сугробами)

— Как в стихотворении называет битву? ( кровавый пир)

— В чем видит поэт силу России? ( сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

— Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

— А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

— Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

— Указывает ли автор точную дату их гибели?

-Что он выражает в этих строчках?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

2. Описание истории Руси.

— О чём говорится в 3 части? ( о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь .)

( поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

— А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? ( о настоящем своей страны)

— В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

( в двух последних четверостишиях)

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

— Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)

— Как можно озаглавить эту часть.

3. Прославление богатства и величия Руси.

Что значит, для поэта любить Русь?

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.)

-В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?

— Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? ( любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..

— Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)

— Как вы думаете благодаря чему?

(благодаря выразительным средствам языка )

-Приведите примеры из текста?

— А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.

Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.

— А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»

(Можно провести работу в группах, если останется время на уроке)

2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон

3 группа сравнение : нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,

4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,

(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)

Источник

Конспект урока литературного чтения «Образ Родины в стихотворении И.Никитина «Русь»

0e88 00098467 491b1f44

Конспект урока литературного чтения.

Тема: Произведения о Родине. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. Риторический вопрос.

Тип урока : Урок открытия новых знаний.

Цель : создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.

Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос».

Ученик получит возможность

проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Ученик получит возможность

научиться ориентироваться в своих знаниях,

находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

научится использовать жизненный опыт,

извлекать информацию из дополнительных источников.

Ученик получит возможность:

определять и формулировать тему и цель урока,

планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

вносить коррективы в план действий.

Ученик получит возможность

научиться оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

Технология продуктивного чтения.

Проблемно – диалогическая технология.

Метод групповой работы.

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Л.Ф.Климанова.

Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой.

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

— Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Урок мне хотелось бы начать с фрагмента песни в исполнении Н.Кадышевой «Россия! Русь».

( Звучит песня « Россия! Русь!»).

hello html m761450d5

1) Постановка темы и целей урока.

— Какие чувства вы испытали, слушая эту песню . (Гордость, восхищение )

— О чём поется в этой песне ? ( О Родине, о защитниках нашей Родины, об истории нашей Родины и т.д.) Слайд 1

— Какой синоним еще подберем к этим словам? (Родина) Слайд 3

hello html m7fccf3f0

— Назовите однокоренные слова. (Отечество, Отчизна)

— Как вы думаете, почему мы называем Родину Отечеством, Отчизной?

— От какого слова образовались эти слова? (Отец)

-Послушайте как об этом сказал великий педагог К. Д.Ушинский.

— «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».

— Давайте послушаем стих-отворение Татьяны Боковой в исполнении Молчановой Софьи. (Название стихотворения не дается).

hello html e98a862

Родина – слово большое-большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город любимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок…..и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка –

— Какой заголовок можно подобрать к этому стихотворению?

— Какой образ Родины изображен в песне и стихотворении?

(Родина – наша страна – Россия и малая родина – дом, школа, родители.)

— Наш поселок, город Ефремов – это наша малая родина, она красива во все времена года и мы очень любим наш родной край. Слайд 4

hello html 2025e077

— К какому разделу можно отнести эти произведения? (Родина)

— Какие произведения авторы учебника поместили в него? ( Стихи русских поэтов.)

2). Знакомство с жизнью и творчеством поэта.

— Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем читать.

— Что вы помните о нем? Слайд 5

hello html m1e79b279

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.

— Какие стихи мы читали? («Полно, степь моя, спать беспробудно..», «Утро», «Встреча зимы», «В синем небе плывут над полями…»

— Чему посвящены эти стихи? (Природе нашей Родины)

— Обратите внимание на выставку, ребята подобрали произведения, которые помогут вам при работе над разделом «Родина».

hello html mbaef5c2

hello html m282a716e

hello html 123bad21

— С каким произведением будем знакомиться?

— Как вы думаете, о чем будет говориться в этом стихотворении?

— Как можно сформулировать тему урока ( На уроке будем говорить об образе Родины в стихотворении И.С. Никитина «Русь». Слайд 7

hello html 7a0e1ba4

— Какие задачи мы будем ставить?

1. Читать выразительно стихотворение.

2. Анализировать текст.

— И еще мы на уроке должны разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах русского народа.

— «Когда читаешь «Русь», особенно вслух, обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» – писал критик Олег Ласунский.

3. Открытие новых знаний.

1). Первичное восприятие стихотворения.

— Внимательно послушайте стихотворение в исполнении Андрея Ярославцева и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал его. Какие чувства возникли у вас? Не забывайте работать с карандашом.(Дети отмечают непонятные слова).

2). Беседа после прослушивания.

— Какое настроение передал автор в этом стихотворении? (Восхищенное, радостное, торжественное.)

– Что напоминает это произведение? (Народную песню.)

– Почему? (Звучит напевно, протяжно.)

— Что скажете о характере стихосложения? (Оно написано былинным стихом.)

– Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих?

( Былины воспевают богатырей – защитников страны. В них говорится о героях и исторических событиях.)

— Никитин воспевает могучую страну, как богатыря, хочет восславить стихами, подобными народным. Как ему это удалось, какие средства художественной выразительности он использовал, об это мы поговорим на уроке.

— Какие непонятные слова и выражения встретились в этом стихотворении?

— Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов.

Грань – плоская часть поверхности.

Мгла — непрозрачный воздух

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

4). Деление текста на части. Анализ стихотворения.

— А теперь прочитаем стихотворение, разделим его на смысловые части.

— Прочитайте 1 часть.

Что вы заметили особенного в этом стихотворении? (Нет рифмы)

-Такое часто бывает в народных стихах. Важнее здесь ритм. Ритм – это основная сила, энергия стиха. Благодаря ритму мы передадим настроение, которое испытывает поэт.

Какое чувство охватывает поэта? ( Восхищение.)

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность.)

— Найдите и прочитайте слова, подтверждающие вашу мысль.

– Как удается И. Никитину описать бескрайние просторы Руси?

( Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины южного края рисует картины суровой Арктики .)

— Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (Волны.)

— Где «горами лёд ходит по морю»? (На севере.)

— Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги.) Слайд 8

– О какой непроглядной мгле говорит поэт? (Непроглядная мгла бывает на севере полярной ночью.)

— Что он называет «пожаром небес»? (Небо на севере иногда освещается северным сиянием.) Слайд 9

– Какие эпитеты и сравнения помогают И. Никитину описать бескрайние просторы Руси?

(Эпитеты: большой шатер, голубые небеса, нивы зрелые, белый пух, море синее, яркое зарево, мгла непроглядная, Русь державная, родина православная, краса царственная.)

— Какой прием использует автор?(инверсия)

— Для какого жанра характерен такой прием? (Для былин.)

— Это помогает удерживать заданный ритм.

( Олицетворение: лед ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает.)

(Сравнение: нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется.)

(Метафоры: шатер небес, цепи гор, пожар небес.)
— К кому обращается поэт в двух последних строфах этой части?

– Какими словами автор подчеркивает величие Руси? ( Русь державная, в красе царственной.)

– Какие предложения по интонации? ( Восклицательные.)

– Как их надо читать? (Восхищенно, торжественно))

– Как можно озаглавить 1 часть? («Необъятная, царственная Русь».)

– Прочитайте 2 часть. Слайд 10

-Что заметили? (Вопросительные предложения по цели высказывания.)

— К кому обращены эти вопросы? ( К Родине)

— По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? ( Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)

— Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, особенные.

Какие емкие слова нашел автор, чтобы показать богатство, силу, гордость Руси? (Про запас казны, воля сильная, громких подвигов.)

— С какой интонацией будем читать эту часть? ( Чтобы в строках звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.)
— Озаглавим эту часть.( «Риторические вопросы».)

— Какой поэтический образ Руси создает Никитин в этой части?

( Русь – в беде, и как она защищается.)

— Задайте по этой части вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.

— Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир.)
— Как поэт называет врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости.)

— Почему Русь давала отпор всем врагам?

– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов
Поднялася Русь…

— В чем видит Никитин силу Руси?( Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ.)
– О каких победах Руси напоминает поэт?

— Война с западными захватчиками. Слайд 11

hello html m7ea0efd2

В 13 веке на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера.

2.Нашествие татаро-монгольского ига. Слайд 12.

hello html m5f2ebac9

8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

— Что вы можете сказать об этом событии? (Это событие нам особенно близко, т.к. оно произошло на нашей Тульской земле.)

— И эта фотография у памятника колонны является свидетельством того, что мы знаем, помним и гордимся русским народом. Слайд 13

hello html 70241944

В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства. Слайд 14.

hello html 266a5a14

И еще в 1812 году французская армия во главе Наполеона вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Слайд 15.

hello html 42d9b56d

— Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

-Что автор выражает в этих строчках?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины.)

— Нельзя не вспомнить слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

— Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

— Как назовём 3 часть? И с какой интонацией будем читать?( Русь непобедимая. Гордо.)

hello html m487b376f

hello html m18ffee37

-К этой великой дате уч-ся принимают участие в конкурсах. Обращение к работам.

— Вы – будущие защитники родной страны. Чтобы суметь защитить свою Родину надо быть здоровым и сильным. Давайте прибавим себе здоровья физминуткой. (Дети под чтение четверостиший выполняют соответствующие движения.)

Подрасту, и вслед за братом

Тоже стану я солдатом,

Охранять мою. (страну)

Брат сказал: «Не торопись —

В школе лучше ты учись!

Будешь там отличником —

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять,

И служить не на земле,

А на военном. (корабле)

Самолет парит, как птица,

Там — воздушная граница.

Кто на посту и днем и ночью? —

Наш офицер — военный. (летчик)

Можешь ты солдатом стать,

Плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота —

Что же ждет тебя? (пехота).

Любой профессии военной

Учиться нужно непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Сберечь Россию от. (войны).

— Чтение 4 части. Что воспевает поэт в 4 части? (Богатство родной земли, гостеприимство русского народа, открытость для добрых гостей.)

— Как автору удается создать поэтический образ Руси в этой части?

(Эпитеты: седые моря, далекие страны, слава громкая. Олицетворение: корабли идут на поклон. Сравнение: муравьем кишит. Метафора: назвать матерью, сложить голову.)

— Что значит, для поэта любить Русь? (Любить природу Руси. Любить русский народ. Знать и помнить историю своей Родины.)

— Вот как об этом сказал великий писатель М.А.Шолохов:

«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».

— Как следует читать эти предложения? (Торжественно, взволнованно. )

Озоглавьте эту часть. (Объяснение в любви).

На доске открывается запись:

1. Необъятная, царственная Русь.(С восхищением, восторгом.)
2. Риторические вопросы. (Вопросительно-утвердительно.)
3. Русь непобедимая. (Гордо.)
4. Объяснение в любви Родине. (Торжественно, взволновано.)

— Прочитайте строки, в которых выражена главная мысль стихотворения.

— Какие пословицы подчеркивают основную мысль произведения.

— Береги землю родимую, как мать любимую.

— Родина – мать, умей за нее постоять.

— Почему это стихотворение нашло отклик в душах русского народа? (Поэт сумел выразить то, что живет в сердце каждого человека: природу, героев, историю страны)

— Давайте прочитаем стихотворение и выразим свои чувства.

— Выразите свое настроение, чувства, составьте синквейн по теме урока.

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.

6. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения. Слайд 19
– По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.
– Продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина».

-Выскажите свое мнение по оценке вашей работы.

-Сегодня на уроке я узнал…
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-После урока мне захотелось…

— Я выполнил работу без недостатков.

— Я делал выводы и задавал вопросы.

— Выразите свою работу смайликами.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

— Мне хочется поблагодарить вас за работу и выставить следующие оценки….

– На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Слайд 20.

— Я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь».

Источник

Оцените статью
Самые лучшие ответы на вопрос "Какой"
Adblock
detector