- Понемногу
- воскресенье, 14 февраля 2021 г.
- Ответы к стихотворению «Русь» Никитина по литературному чтению 4 класс
- Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 132.
- Школьное чтиво
- 11.09.2019
- Никитин И. «Русь»
- И.С.Никитин «Русь»
- Конспект урока литературного чтения «Образ Родины в стихотворении И.Никитина «Русь»
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
воскресенье, 14 февраля 2021 г.
Ответы к стихотворению «Русь» Никитина по литературному чтению 4 класс
Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 132.
1. Можно ли сказать, что стихотворение Никитина о Родине, о России? Какой видит Русь автор: необъятной, великой, непобедимой, самоотверженной, красивой, достойной восхищения? Найдите слова, подтверждающие это.
Это стихотворение о Родине, о России, об этом прямо говорит его название и сам текст, прочитать который можно ниже.
Автор видит Русь необъятной: «Широко ты, Русь, развернулася!»
Великой: «На поклон к тебе корабли идут»
Непобедимой: «Улеглися спать гости навеки», «Дала урок Ляху гордому», «Положила татар полчища»
Самоотверженной: «Вдруг со всех концов поднялася Русь»
Красивой: «В красе царственной»
Достойной восхищения: «Про тебя идёт слава громкая», «Есть за что полюбить тебя»
2. Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?
Говоря о том, что Русь непобедима, автор напоминает о мече, который есть у нас для недругов, о громких подвигах, о богатырских силах.
3. Какие чувства и мысли владели автором? Почему ты так думаешь?
Автором владели гордость за родную землю и любовь к ней. Он показывает себя настоящим патриотом, который переживает за свою страну, за свой народ. Поэт любуется широтой и богатством страны, гордится её историей и славными деяниями. Он открыто признается в своей любви в заключительных строках стихотворения.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
11.09.2019
Никитин И. «Русь»
Читайте анализ и текст других стихотворений Ивана Никитина:
«Вечер ясен и тих»
«Утро на берегу озера»
Главные герои стихотворения «Русь» и их характеристика
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 4 класс 2 часть» Климанова, Горецкий к этому стихотворению можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Чему учит стихотворение «Русь»
Стихотворение учить любить и беречь свою Родину, учит патриотизму. Учит гордится своей страной, ее настоящим и ее историей.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Русь»
Эпитеты: нивы зрелые, мглу непроглядную, Русь державная, Родина православная, краса царственная, воля смелая, богатырских сил, кровавый пир, Русь могучая.
Метафоры: шатром небес, цепи гор, реки катятся, горами лед, пожар небес.
Сравнения: снег что белый пух.
Олицетворения: поднимает грудь море, лед ходит, поднялася Русь, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут.
Читать стихотворение «Русь»
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали.
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.
И.С.Никитин «Русь»
Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута
Тема: И. С. Никитин «Русь».
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»
Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике
Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.
Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.
Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.
Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:
Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»
Ученик получит возможность
проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Ученик получит возможность
научиться ориентироваться в своих знаниях,
находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
научится использовать жизненный опыт,
извлекать информацию из дополнительных источников.
Ученик получит возможность:
определять и формулировать тему и цель урока,
планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
вносить коррективы в план действий.
Ученик получит возможность
научиться оформлять свои мысли в устной форме,
слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.
Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:
Технология продуктивного чтения.
Проблемно – диалогическая технология.
Метод групповой работы.
Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова
Компьютер, проектор, экран.
Толковые словари для работы в группах.
групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.
( Звучит песня « Россия! Русь!»).
— Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение )
— О чём и о ком эта песня? ( О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)
— Как они называются ? (синонимы).
— С чем ассоциируются у вас эти слова? ( богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …
— Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
— Сформулируйте тему урока ( на уроке будем говорить о Родине)
3.Сообщение темы урока
— Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».
(Слайд 2) Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».
— Чем же мы будем заниматься на уроке?
1. Знакомиться с биографией поэта.
2. Работать с текстом
(Слайд 3) Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.
— Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.
— Давайте проверим, что у вас получилось.
3 октября 1824 году
Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.
Что принесло известность поэту?
— Сейчас мы перейдём на стихотворение.
-Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?
О богатстве нашей Родины
4. Первичное восприятие стихотворения.
— Сейчас я буду читать это стихотворение, а вы внимательно слушая меня, постарайтесь
1. Определить характер стихосложения
2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения
5. Беседа после чтения
-Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.
-Какие чувства вы испытали?
— Ваш прогноз подтвердился?
— По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?
( Оно напоминает фольклорное произведение,
оно простое, но звучное, чёткое, строгое.
Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)
6. Словарно-лексическая работа.
— В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?
Значения, каких слов вам непонятны?
Грань – плоская часть поверхности.
Нужда – недостаток в необходимом, бедность.
Брань – война, битва
Мгла — непрозрачный воздух
— Группа ребят работала с толковыми словарями. О ни помогут вам объяснить значения непонятных слов.
7. Работа по содержанию текста (работа в группах)
— А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.
— Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?
— Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.
— Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?
— Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).
— Чему она посвящена?
( Описывается природа Руси)
— Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?
( ее необъятность, просторы Руси, природа )
— Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?
( Одновременно это увидеть нельзя)
— Почему же автор именно так строит описание природы своей Родины.
( Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.
— Какой образ пытается создать автор для своих читателей?
(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)
— Расскажите о своём понимании этих строк:
— Где «горами лёд ходит по морю»?
Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)
— Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)
— Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.
— Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.
— Что в них заключено? ( восхищение автора величием Руси)
— Как надо читать эти строки, с какой интонацией? ( торжественно, гордо )
— Какими словами автор подчеркивает величие Руси?
( Русь державная, в красе царственной)
— Как можно озаглавить 1 часть
1.Описание природы Руси.
О чём говорится во 2 части стихотворения?
— Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.
-Что заметили необычного?
(Это вопросительные предложения )
Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.
— Подумайте, кому обращены эти вопросы? ( К Родине)
— А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?
( Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)
Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами .
— Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.
А дальше в этой части, о чём повествует нам автор?
( о героическом прошлом нашей Родины)
— О каких победах Руси напоминает поэт?
1.Нашествие татаро-монгольского ига — 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.
2.Война с Польшей — В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.
4. Отечественная война с французами — В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.
Найдите и прочитайте в тексте
— Как автор называет врагов? ( туча тёмная, гроза, гости)
-Где поэт стелет постель для незваных гостей ( под сугробами)
— Как в стихотворении называет битву? ( кровавый пир)
— В чем видит поэт силу России? ( сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
-Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:
Вдруг со всех концов
— Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.
— А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?
— Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.
— Указывает ли автор точную дату их гибели?
-Что он выражает в этих строчках?
( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)
Как назовём 2 часть?
2. Описание истории Руси.
— О чём говорится в 3 части? ( о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь .)
( поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)
— А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? ( о настоящем своей страны)
— В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?
( в двух последних четверостишиях)
И уж есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью…
— Как следует читать эти предложения? (торжественно, взволнованно)
— Как можно озаглавить эту часть.
3. Прославление богатства и величия Руси.
Что значит, для поэта любить Русь?
Любить природу Руси
Любить русский народ.
Знать и помнить историю своей Родины.
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? ( Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.)
-В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?
— Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? ( любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..
— Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?
(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)
— Как вы думаете благодаря чему?
(благодаря выразительным средствам языка )
-Приведите примеры из текста?
— А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.
Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.
Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.
— А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»
(Можно провести работу в группах, если останется время на уроке)
2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон
3 группа сравнение : нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,
4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,
(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)
Конспект урока литературного чтения «Образ Родины в стихотворении И.Никитина «Русь»
Конспект урока литературного чтения.
Тема: Произведения о Родине. И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. Риторический вопрос.
Тип урока : Урок открытия новых знаний.
Цель : создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»
Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике
Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.
Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.
Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.
Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.
Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.
Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.
Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.
Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:
Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос».
Ученик получит возможность
проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.
формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
Ученик получит возможность
научиться ориентироваться в своих знаниях,
находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,
научится использовать жизненный опыт,
извлекать информацию из дополнительных источников.
Ученик получит возможность:
определять и формулировать тему и цель урока,
планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,
вносить коррективы в план действий.
Ученик получит возможность
научиться оформлять свои мысли в устной форме,
слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.
Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:
Технология продуктивного чтения.
Проблемно – диалогическая технология.
Метод групповой работы.
Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Л.Ф.Климанова.
Аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой.
Компьютер, проектор, экран.
Толковые словари для работы в группах.
групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.
— Добрый день, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Урок мне хотелось бы начать с фрагмента песни в исполнении Н.Кадышевой «Россия! Русь».
( Звучит песня « Россия! Русь!»).
1) Постановка темы и целей урока.
— Какие чувства вы испытали, слушая эту песню . (Гордость, восхищение )
— О чём поется в этой песне ? ( О Родине, о защитниках нашей Родины, об истории нашей Родины и т.д.) Слайд 1
— Какой синоним еще подберем к этим словам? (Родина) Слайд 3
— Назовите однокоренные слова. (Отечество, Отчизна)
— Как вы думаете, почему мы называем Родину Отечеством, Отчизной?
— От какого слова образовались эти слова? (Отец)
-Послушайте как об этом сказал великий педагог К. Д.Ушинский.
— «Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».
— Давайте послушаем стих-отворение Татьяны Боковой в исполнении Молчановой Софьи. (Название стихотворения не дается).
Родина – слово большое-большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город любимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок…..и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка –
— Какой заголовок можно подобрать к этому стихотворению?
— Какой образ Родины изображен в песне и стихотворении?
(Родина – наша страна – Россия и малая родина – дом, школа, родители.)
— Наш поселок, город Ефремов – это наша малая родина, она красива во все времена года и мы очень любим наш родной край. Слайд 4
— К какому разделу можно отнести эти произведения? (Родина)
— Какие произведения авторы учебника поместили в него? ( Стихи русских поэтов.)
2). Знакомство с жизнью и творчеством поэта.
— Прочитайте имя поэта, чье стихотворение мы будем читать.
— Что вы помните о нем? Слайд 5
Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб.
— Какие стихи мы читали? («Полно, степь моя, спать беспробудно..», «Утро», «Встреча зимы», «В синем небе плывут над полями…»
— Чему посвящены эти стихи? (Природе нашей Родины)
— Обратите внимание на выставку, ребята подобрали произведения, которые помогут вам при работе над разделом «Родина».
— С каким произведением будем знакомиться?
— Как вы думаете, о чем будет говориться в этом стихотворении?
— Как можно сформулировать тему урока ( На уроке будем говорить об образе Родины в стихотворении И.С. Никитина «Русь». Слайд 7
— Какие задачи мы будем ставить?
1. Читать выразительно стихотворение.
2. Анализировать текст.
— И еще мы на уроке должны разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах русского народа.
— «Когда читаешь «Русь», особенно вслух, обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!» – писал критик Олег Ласунский.
3. Открытие новых знаний.
1). Первичное восприятие стихотворения.
— Внимательно послушайте стихотворение в исполнении Андрея Ярославцева и подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал его. Какие чувства возникли у вас? Не забывайте работать с карандашом.(Дети отмечают непонятные слова).
2). Беседа после прослушивания.
— Какое настроение передал автор в этом стихотворении? (Восхищенное, радостное, торжественное.)
– Что напоминает это произведение? (Народную песню.)
– Почему? (Звучит напевно, протяжно.)
— Что скажете о характере стихосложения? (Оно написано былинным стихом.)
– Почему, для того чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих?
( Былины воспевают богатырей – защитников страны. В них говорится о героях и исторических событиях.)
— Никитин воспевает могучую страну, как богатыря, хочет восславить стихами, подобными народным. Как ему это удалось, какие средства художественной выразительности он использовал, об это мы поговорим на уроке.
— Какие непонятные слова и выражения встретились в этом стихотворении?
— Группа ребят работала с толковыми словарями. Они помогут вам объяснить значения непонятных слов.
Грань – плоская часть поверхности.
Мгла — непрозрачный воздух
Нужда – недостаток в необходимом, бедность.
Брань – война, битва
4). Деление текста на части. Анализ стихотворения.
— А теперь прочитаем стихотворение, разделим его на смысловые части.
— Прочитайте 1 часть.
— Что вы заметили особенного в этом стихотворении? (Нет рифмы)
-Такое часто бывает в народных стихах. Важнее здесь ритм. Ритм – это основная сила, энергия стиха. Благодаря ритму мы передадим настроение, которое испытывает поэт.
— Какое чувство охватывает поэта? ( Восхищение.)
– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность.)
— Найдите и прочитайте слова, подтверждающие вашу мысль.
– Как удается И. Никитину описать бескрайние просторы Руси?
( Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины южного края рисует картины суровой Арктики .)
— Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (Волны.)
— Где «горами лёд ходит по морю»? (На севере.)
— Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги.) Слайд 8
– О какой непроглядной мгле говорит поэт? (Непроглядная мгла бывает на севере полярной ночью.)
— Что он называет «пожаром небес»? (Небо на севере иногда освещается северным сиянием.) Слайд 9
– Какие эпитеты и сравнения помогают И. Никитину описать бескрайние просторы Руси?
(Эпитеты: большой шатер, голубые небеса, нивы зрелые, белый пух, море синее, яркое зарево, мгла непроглядная, Русь державная, родина православная, краса царственная.)
— Какой прием использует автор?(инверсия)
— Для какого жанра характерен такой прием? (Для былин.)
— Это помогает удерживать заданный ритм.
( Олицетворение: лед ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает.)
(Сравнение: нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется.)
(Метафоры: шатер небес, цепи гор, пожар небес.)
— К кому обращается поэт в двух последних строфах этой части?
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси? ( Русь державная, в красе царственной.)
– Какие предложения по интонации? ( Восклицательные.)
– Как их надо читать? (Восхищенно, торжественно))
– Как можно озаглавить 1 часть? («Необъятная, царственная Русь».)
– Прочитайте 2 часть. Слайд 10
-Что заметили? (Вопросительные предложения по цели высказывания.)
— К кому обращены эти вопросы? ( К Родине)
— По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? ( Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)
— Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, особенные.
— Какие емкие слова нашел автор, чтобы показать богатство, силу, гордость Руси? (Про запас казны, воля сильная, громких подвигов.)
— С какой интонацией будем читать эту часть? ( Чтобы в строках звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.)
— Озаглавим эту часть.( «Риторические вопросы».)
— Какой поэтический образ Руси создает Никитин в этой части?
( Русь – в беде, и как она защищается.)
— Задайте по этой части вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание.
— Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир.)
— Как поэт называет врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости.)
— Почему Русь давала отпор всем врагам?
— – Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь…
— В чем видит Никитин силу Руси?( Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ.)
– О каких победах Руси напоминает поэт?
— Война с западными захватчиками. Слайд 11
В 13 веке на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера.
2.Нашествие татаро-монгольского ига. Слайд 12.
8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.
— Что вы можете сказать об этом событии? (Это событие нам особенно близко, т.к. оно произошло на нашей Тульской земле.)
— И эта фотография у памятника колонны является свидетельством того, что мы знаем, помним и гордимся русским народом. Слайд 13
В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства. Слайд 14.
И еще в 1812 году французская армия во главе Наполеона вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Слайд 15.
— Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.
-Что автор выражает в этих строчках?
( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины.)
— Нельзя не вспомнить слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
— Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.
— Как назовём 3 часть? И с какой интонацией будем читать?( Русь непобедимая. Гордо.)
-К этой великой дате уч-ся принимают участие в конкурсах. Обращение к работам.
— Вы – будущие защитники родной страны. Чтобы суметь защитить свою Родину надо быть здоровым и сильным. Давайте прибавим себе здоровья физминуткой. (Дети под чтение четверостиший выполняют соответствующие движения.)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Охранять мою. (страну)
Брат сказал: «Не торопись —
В школе лучше ты учись!
Будешь там отличником —
Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном. (корабле)
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
Кто на посту и днем и ночью? —
Наш офицер — военный. (летчик)
Можешь ты солдатом стать,
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота —
Что же ждет тебя? (пехота).
Любой профессии военной
Учиться нужно непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Сберечь Россию от. (войны).
— Чтение 4 части. Что воспевает поэт в 4 части? (Богатство родной земли, гостеприимство русского народа, открытость для добрых гостей.)
— Как автору удается создать поэтический образ Руси в этой части?
(Эпитеты: седые моря, далекие страны, слава громкая. Олицетворение: корабли идут на поклон. Сравнение: муравьем кишит. Метафора: назвать матерью, сложить голову.)
— Что значит, для поэта любить Русь? (Любить природу Руси. Любить русский народ. Знать и помнить историю своей Родины.)
— Вот как об этом сказал великий писатель М.А.Шолохов:
«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать».
— Как следует читать эти предложения? (Торжественно, взволнованно. )
— Озоглавьте эту часть. (Объяснение в любви).
На доске открывается запись:
1. Необъятная, царственная Русь.(С восхищением, восторгом.)
2. Риторические вопросы. (Вопросительно-утвердительно.)
3. Русь непобедимая. (Гордо.)
4. Объяснение в любви Родине. (Торжественно, взволновано.)
— Прочитайте строки, в которых выражена главная мысль стихотворения.
— Какие пословицы подчеркивают основную мысль произведения.
— Береги землю родимую, как мать любимую.
— Родина – мать, умей за нее постоять.
— Почему это стихотворение нашло отклик в душах русского народа? (Поэт сумел выразить то, что живет в сердце каждого человека: природу, героев, историю страны)
— Давайте прочитаем стихотворение и выразим свои чувства.
— Выразите свое настроение, чувства, составьте синквейн по теме урока.
Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.
6. Домашнее задание
– Выразительное чтение стихотворения. Слайд 19
– По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.
– Продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина».
-Выскажите свое мнение по оценке вашей работы.
-Сегодня на уроке я узнал…
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-После урока мне захотелось…
— Я выполнил работу без недостатков.
— Я делал выводы и задавал вопросы.
— Выразите свою работу смайликами.
8. Подведение итогов. Выставление оценок.
— Мне хочется поблагодарить вас за работу и выставить следующие оценки….
– На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Слайд 20.
— Я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь».